QuickTime VR — зачатки виртуальной реальности внутри Apple

image

Устройства и аксессуары виртуальной реальности сейчас пользуются особой популярностью. Но, как и большинство других девайсов, первые прототипы придуманы ещё в конце прошлого столетия. За годы до запуска решений от Oculus или HTC внутри Apple велась работа над проектом QuickTime Virtual Reality (сокращённо QuickTime VR).

Этот проект по праву можно считать одним из самых странных в истории Apple. Начало разработки приходится на момент работы Стива Джобса в компании NeXT, а Apple тогда руководил Джон Скалли. На момент релиза QuickTime VR не работал с видеороликами — это были изображения, объединённые в одну панораму для отображения в режиме 360 градусов. Но даже это в то время впечатляло. При желании фотографы могли отсканировать и любой предмет в 3D, поставив на вращающуюся подставку и засняв предмет под несколькими углами. Конечно, это не была полноценная виртуальная реальность, но и сейчас крупные компании используют этот термин для обозначения аналогичного контента, что не совсем верно.

a3f475f15a7a4e389cca79d18b67b684.gif

Так, похожий режим есть в видеороликах на YouTube и ряде других сервисов. Но тогда панорамные фотографии производили примерно такое же впечатление, как и панорамное видео несколько лет назад. Если сейчас можно создать панорамное фото одним нажатием, то в 90-х не существовало подобных решений и перед инженерами Apple из подразделения Human Interface Group стояла непростая задача по объединению фотографий в цельную картинку. В результате они использовали самый простой способ — панорамы по-прежнему снимались при помощи камеры в формате QuickTime VR, а потом их можно было просматривать на компьютере.

«На тот момент процесс создания фотографий был сложным. Вам нужно было снять миллион фотографий, чтобы впоследствии «склеить» их и перемещаться между ними. Я делал это при помощи одной камеры, так как связка из нескольких камер, какие используются сейчас, была слишком дорогой.

Но даже на простую склейку снимков в панорамную фотографию требовалось абсурдно большое количество ресурсов», — вспоминает один из первых инженеров QuickTime VR и профессор Нью-Йоркского университета Дэн О«Салливан.


Если сейчас практически любой смартфон на лету способен создать и обработать панорамный снимок, то тогда Apple пришлось купить суперкомпьютер Cray для этого.

Работа над QuickTime VR началась ещё в 1991 году, когда участники Human Interface Lab пытались воссоздать реальные объекты в 3D. Но успешная реализация некоторых проектов подразделения открыла зелёный свет для новых, в том числе и QuickTime VR.

«Я вспоминаю, как Салли Райд, которая на тот момент была членом совета директоров Apple, не могла поверить в то, что она может управлять 3D-объектами в режиме реального времени», — рассказал Джон Скалли изданию Business Insider.


Релиз QuickTime VR в качестве нового продукта состоялся в 1995 году, а одной из первых панорам стал вид с моста «Золотые Ворота» в Сан-Франциско. Для этого Apple получила разрешение от мэра города, после чего представители компании сняли панораму с высшей точки моста. Панорама до сих пор доступна на сайте Дэна О«Салливана.

Демонстрация QuickTime VR на конференции MacWorld вызвала настоящий ажиотаж, и команда проекта сняла несколько панорам в России и Париже.

Дело О. Джей Симпсона

Наибольшее внимание QuickTime VR получил со стороны прессы в рамках освещения дела О. Джей Симпсона — компания работала вместе с представителями NBC. Для съёмки панорам на месте преступления компания предоставила журналистам версию QuickTime VR ещё до официального релиза.

«Я знал, что местонахождение тел, следы крови и другие вещи, типичные для расследования убийства, будут горячо обсуждаться. А через одного друга в Apple я узнал о работе над QuickTime VR. Мы сняли серию из 10 или даже 12 мест там, где был найден след крови, а также там, где, по слухам, остановилась машина О«Джей Симпсона.

Наш репортёр смог правильно разместить все фотографии, чтобы можно было ориентироваться и просматривать место преступления. Это было очень удобно», — вспоминает консультант по технологиям и исполнительный продюсер новостей на NBC Дэвид Бохрман.

VR того времени

eec715a91a3d4855ba5e76e840c0f6fe.gif

Сложно не проводить параллель между QuickTime VR и существующими решениями дополненной реальности, которые используются на Facebook, YouTube или даже в таких сервисах, как Google Street View. Большинство из существующих аналогов виртуальной реальности не соответствуют этому определению — по большей части они представляют из себя панорамные фотографии или видео, а в этом направлении первое решение разработала именно Apple.

Закат QuickTime VR в Apple

После прихода Стива Джобса в Apple проект QuickTime VR перестал расцениваться компанией, как актуальный. Последний пресс-релиз по QuickTime VR вышел в 1997 году, затем компания использовала эти наработки для создания панорамных изображений iPod вплоть до 2006 года, и в конце концов проект прекратил существовать из-за морально устаревших технологий. Сейчас на рынке есть куда больше удобных решений для сканирования и создания панорамных изображений. Не исключено, что некоторые разработки из QuickTime VR могли лечь в основу панорамных фото в iOS.

© Geektimes