Умный музей и умный отель как часть умного города
Главной целью Интернета вещей является создание лучшего мира для человечества, в котором объекты вокруг нас знают, что мы любим, чего мы хотим, что нам нужно, и реагируют на эти желания соответствующим образом.
В 2016 году ожидается рост популярности проектов, связанных с концепцией умного города, поскольку количество открытых данных растет по экспоненте — благодаря этому разработчики смогут предоставить новые API для создания программных приложений.
По данным Gartner, в 2016 году по всему миру будет использоваться 6,4 миллиарда соединенных устройств, что на 30% больше, чем в 2015 году.
Идея умного города обсуждается и развивается уже давно. Возможность предоставить пользователям новые услуги с помощью умных объектов привлекательна для многих сфер деятельности. Умный город сможет управлять потреблением воды и электроэнергии, следить за здоровьем населения, руководить инфраструктурой.
С ростом количества интеграционных возможностей, ключевую роль в реализации умного города начинают играть смартфоны и планшетные компьютеры, поскольку они представляют собой устройства, способные контролировать другие устройства и передавать информацию между пользователями.
Важным аспектом жизни города являются культурные центры, а также туристическая деятельность. Принимая это во внимание, имеет смысл реализовать умную систему, способную улучшить пользовательский опыт при посещении музея. Например, отслеживая перемещения посетителей, умный музей сможет передавать на их смартфоны информацию об очередях и о ситуации в выставочных залах, модифицируя свой статус в зависимости от различных факторов (например количества людей в зале).
Реализовать это можно, например, с помощью маячков iBeacon, которые позволяют достаточно точно распознать местоположение человека по отношению к объекту. Имея такие устройства, умный музей сможет оповещать посетителей о специальных предложениях, а также делиться информацией о выставочных залах.
Еще одной интересной идеей по улучшению культурного опыта посетителей может стать создание носимых устройств, способных распознавать арт-работу, на которую смотрит человек. Интеграция с социальными сетями даст пользователю возможность делиться впечатлениями о картине или скульптуре и самому черпать полезную информацию.
Это может помочь сформировать так называемый «социальный Интернет вещей» (SIoT), в котором можно будет прочитать и послушать различные мнения о выставке или событии, а также оставить соответствующий комментарий в социальных медиа.
Более того, благодаря маячкам молодое поколение сможет делиться впечатлениями с миром. С помощью умных технологий можно будет ставить лайки и оставлять комментарии прямо «под определёнными картинами или скульптурами». Можно будет в пару кликов получить маршрут до экспозиции, которая так понравилась вашим знакомым.
Все это будет играть на руку и владельцам выставки, поскольку такой огромный объем цифровой информации позволит проводить качественную аналитику — следить, где посетители проводят больше времени, какие маршруты они предпочитают, насколько сильно их заинтересовал тот или иной экспонат.
Потенциал умного музея просто колоссален. Возможно, отпадет необходимость в гидах, поскольку вся необходимая информация об экспонатах будет доставляться прямо на ваш мобильный телефон. Приложение на смартфоне само построит маршрут на карте и проведет вас через весь музей к работе Леонардо да Винчи «Джоконда», да еще и расскажет интересные факты.
Более того, посетители получат возможность самостоятельно настраивать тур под себя, изучая мультимедийный контент во время хождения по залу, а применив приемы геймификации (что может быть интересно, в первую очередь, для детей), можно вовлечь людей в интересный исторический сюжет, предложив им проследовать по определённым чек-поинтам. Геймификация способна оказать серьезное воздействие на пользовательский опыт, и это одна из причин, почему музеи осваивают мобильные технологии.
Все это было раньше недостижимо. Музей получил возможность пойти по стопам ритейл-индустрии и делать специальные предложения, основываясь на предпочтениях клиента — специальные тематические напитки в кафе или сувенирных лавках. Это позволит привлечь дополнительных клиентов.
В России технологии умного музея постепенно превращаются в реальность. Уже появилась платформа Smart Museum, которая должна помочь посетителям выставок получать своевременную и исчерпывающую информацию об экспозиции. Проект является электронным путеводителем и дает возможность узнавать подробности об экспонатах без гида и траты Интернет-трафика. Проект был основан в 2012 году и уже активно внедряется в некоторых музеях, среди которых числятся Государственный литературный музей, Музей мебели в Москве и Государственная Третьяковская галерея.
Чтобы пользоваться услугами проекта, пользователь должен скачать приложение на свой смартфон или планшет и считать QR-коды, которые прикрепляются на табличку каждого экспоната.
Разумеется, когда туристы приезжают в какой-либо город, то после того, как они посетили выставки, им нужно где-то отдохнуть. Отели — это еще одно место, где можно применять умные технологии и маячки. Представьте себе отель, который автоматически отслеживает ваше местоположение и открывает перед вами все двери — вам больше не нужен будет ключ.
Если установить в здании отеля множество маячков, то они смогут автоматически отмечать время прибытия и отбытия, помогут вам найти путь к своим апартаментам или другим помещениям. Умные технологии, расположенные в апартаментах, также позволят выбрать музыкальное сопровождение и настроить световое оформление.
Задумываться об этом начала компания Airbnb, руководители которой считают, что, когда клиент арендует себе жилье, он приобретает не комнату, а багаж впечатлений. Fast Company сообщает, что Брайан Чески (Brian Chesky), генеральный директор Airbnb, хочет, чтобы компания не просто выполняла функцию посредника между домовладельцами и арендаторами.
Чески решил, что Airbnb сделает основной упор на гостеприимство и удобство клиентов. «Если вы спросите Брайана, в чем секрет роста Airbnb, он ответит, что это никак не связано с желанием людей приобрести жилье подешевле, — говорит Пол Грэхам, основатель Y Combinator. — Airbnb могла начать сдавать в аренду автомобили, или что-нибудь такое, но нет… Команда проекта решила закрепиться в гостиничном бизнесе».
iBeacon вполне могут стать частью этого видения. Маячки, расположенные в снимаемых апартаментах, могут оповещать вас об интересных событиях, происходящих неподалеку, или интересных местах, наподобие сувенирных лавок. С точки зрения домовладельца тоже есть свои плюсы.
iBeacon будут сообщать арендодателям, когда гость покинул дом или, наоборот, когда пришел. Смартфоны клиентов смогут получать сообщения от Airbnb, в зависимости от времени дня или погоды на улице — так сказать, советы путешествующим. Это будет только положительно сказываться на пользовательском опыте.
Поскольку впечатления о поездке складываются не только из впечатлений о месте ночевки, вы можете представить, что способны предложить маячки на каждом этапе путешествия. Специальный носимый маячок, расположенный на запястье, сможет оповещать вас о пересечении границы нового города и сообщать о местоположении хороших баров, ресторанов, других центров.
Как нам выйти за рамки старых парадигм? Нам нужно перестать считать отели простыми комнатами, и считать их медиаплатформами, целыми сообществами. Нужно перестать думать об Интернете вещей, но задуматься об Интернете впечатлений и опыта.