Психотравма как шаблон мышления

Мышление человека

Мышление человека

Мышление логическое и эмоциональное

Мышление человека условно можно разделить на логическое и на эмоциональное. У этих двух типов мышления есть сходства и различия.

Прежде всего, хотелось бы начать с описания сходств. Первое сходство — это то, что и тот, и другой тип мышления оперирует шаблонами. Второе сходство — у каждого типа мышления есть свой режим функционирования. Третье — мышление по своему обращается к памяти. Можно даже сказать, что у каждого типа мышления своя память.

Характеристика

Логическое

Эмоциональное

Различия

Режим функционирования

Сознание (бодрствование)

Бессознательное (сон/транс)

Обращение к памяти

Осознанно-связные

Ассоциативное

Форма воздействия

Убеждение

Внушение

В тексте я буду регулярно сравнивать данные типы мышления, поскольку в основном человечество тренирует и развивает именно логическое. Сравнивая с ним, будет понятнее, что происходит в эмоциональном мышлении.

Режим функционирования

Режим функционирования у логического это будет сознание, у эмоционального — бессознательное. Стоит отметить, что ни в одном из режимов мозг не может работать постоянно. Человек бодрствует большую часть суток и спит остальную часть суток. Это естественное физиологическое состояние. У здорового человека глубина сна, также как и бодрствования, меняется в течении суток.

Представим, что человек занят аналитическим трудом, у него работает логическое мышление. Но… в конце концов что-то считать, конструировать или анализировать он устает. Ему нужно отвлечься, попить чайку, расслабиться, сходить покурить и пр. ибо устал. То же касается и сна. Глубина сна не может быть постоянной всю ночь. Глубина сна различна в разных фазах. По сути бессознательному тоже нужно сходить попить чайку и дать своим синапсам немного перекурить.

Конструктивные шаблоны мышления

Оба типа мышления оперируют шаблонами. У каждого типа свои шаблоны: у логического — логические, у эмоционального — эмоциональные. При этом есть примитивные шаблоны, а есть составные шаблоны. Между множеством шаблонов может быть выстроено множество связей. Это по сути как дерево взаимосвязей.

Приведу примеры для понимания, что такое шаблоны мышления.

Логический:

 Пример №1:

2×2=4 — шаблон, взятый из таблицы умножения.

Пример №2:

Шаблон уже составной, который чуть сложнее:

Дано: х*2=4. Найти х.

Ход решения (разложения):

  1. Если мы х умножили на 2 и получили 4, значит нужно 4 разделить на 2 и получим х.

  2. Делим, но при этом вспоминаем таблицу умножения и получаем, что 2×2 = 4, то есть х = 2.

Эмоциональный:

Пример №1:

Мама обняла — испытал приятные эмоции.

Условное изображение примитивного конструктивного шаблона мышления.

Условное изображение примитивного конструктивного шаблона мышления.

Пример №2:

Опять же шаблон уже составной, который чуть сложнее:

Заплакал. Пришла мама и обняла. Испытал приятные эмоции.

То есть: заплакать = приятные эмоции.

Вывод: если заплакать, можно
испытать приятные эмоции.

Условное изображение составного конструктивного шаблона мышления

Условное изображение составного конструктивного шаблона мышления

Память

Обращение к памяти обоих типов мышления происходит также по-разному, точнее разными путями. Логическое мышление ищет осознанные «факты», или же логические шаблоны. Эмоциональное мышление следует по ассоциациям или по эмоциональным «фактам». Опять же, те же шаблоны, только эмоциональные.

Насколько могу судить память находится в наших синапсах. В рамках статьи правильнее обратить внимание больше на связи между синапсами. В частности наибольший интерес представляют миелиновые оболочки. Дело в том, что миелиновая связь является очень быстрой по скорости «передачи данных». Наиболее интенсивно она формируется в детском возрасте. Судя по всему, для того, чтобы детеныш мог выжить в дикой природе. Вряд ли хищник будет ждать, пока жертва сообразит, что нужно бежать.

Деструктивные шаблоны мышления

Сразу начну с примера.

Логический:

Пример №1:

2×2=5 — допустим я буду утверждать, что 2×2 = 5.

 Допустим я буду утверждать, что 2×2 = 5. Казалось бы — ерунда и шаблончик-то мелкий, практически шуточный. Но, если Вы будете так считать длительное время, то Вас ждут серьезные неприятности: при счете в магазине, при получении зарплаты, при практически любой операции, связанной со счётом. Этот шаблон неверен. Для жизни — деструктивен. Мало того — он не позволяет Вам развиваться дальше в логическом плане. Вы остановитесь в развитии данного направления (арифметики) на уровне дошкольника, максимум — первоклассника.

Пример №2:

Шаблон уже составной, который чуть сложнее:

У Вас есть 5 долларов, которые Вы хотите поделить на 2 человек. Вы прекрасно знаете, что если x*2=y, то x=y/2 (допускаем, что этот шаблон у Вас правильный). Вам нужно найти х. Что получаем? Правильно, из Примера №1 это 2. И у Вас 1 лишний доллар и синяк под глазом за то, что неправильно поделили. Это деструктивно.

Эмоциональный:

Пример №1:

Кто-то ударил — эмоция страха перед ударом.  Страх — неприятное чувство.

Условное изображение примитивного деструктивного шаблона мышления

Условное изображение примитивного деструктивного шаблона мышления

Пример №2:

Опять же шаблон уже составной, который чуть сложнее:

Сбила машина, после этого возникла аллергия на цветение.

Разложение на составляющие:

1.      Машина сбила — эмоция страха удара.

2.      В момент аварии цветет сирень и воздействует на орган чувств — обоняние.

3.      Цвет сирени вызывает необъяснимый страх. Удара нет, а страх удара есть.

4.      Цвет сирени = эмоция страха.

Оба шаблона являются ошибочными. При этом они мешают нормальной жизнедеятельности. Только первый на уровне логики, а второй на уровне эмоций.

Условное изображение составного деструктивного шаблона мышления. Пример (не из контекста).

Условное изображение составного деструктивного шаблона мышления. Пример (не из контекста).

Теперь нужно разобрать важный момент. Если примитивный шаблон мышления сформирован ошибочно (2×2=5), то и все последующие узлы не будут верными. И если ветвление дерева пойдет дальше, то это вызовет большие проблемы у носителя.

Формирование шаблонов

Все шаблоны формируются исходя из субъективного опыта. Опыт формируется посредством рассуждений. Рассуждения могут быть подвержены как невербальным: сделал вывод, исходя из наблюдений за окружающей действительностью; так и вербальным формам воздействия: наблюдения за окружающей действительностью и/или общение с другим человеком.

Таким образом шаблон мышления может быть сформирован посредством коммуникации с другим человеком. Но, тут стоит рассмотреть формы воздействия на разные типы мышления. Воздействие на логическое мышление происходит посредством убеждения. Воздействие на эмоциональное — внушением. Но есть нюанс — не исключаются ошибки. Ошибка может произойти как в процессе неверных рассуждений, так и при вербальном воздействии, которое может содержать неверную информацию. В подавляющем большинстве случаев из моего личного опыта терапии причиной формирования неверного шаблона эмоционального мышления (как следствие — невроза) является именно внушение.

Пример: выражение «Да кому ты нужен кроме меня?!» по сути звучит «Ты никому не нужен, то есть «Тебя никто не любит». Рассмотрим на ребенке. Любовь чрезвычайно важна для ребенка. Если мама не будет любить ребенка, то он вероятно обречен на смерть: она не будет его защищать, кормить, заботится и т.д. Если такое внушение будет принято, то у ребенка появится страх перед окружающим миром — никто там меня не любит, мир относится ко мне недружелюбно.

Психотравма

Психотравма является деструктивным эмоциональным вариантом шаблона мышления. Если, допустим, речь идет про арахнофобию, то человек может на уровне логики даже понимать и принимать, что паук совершенно неядовит и безопасен, но… Эмоциональное мышление может придерживаться другой точки зрения на этот счет. Много раз видел, как психологи пытались убедить своего клиента в чем-то. Успеха это не принесло — не с логикой нужно общаться).

Процесс психоанализа проводится как раз для поиска именно ДЕСТРУКТИВНОГО шаблона. Он в чём-то обязательно будет неверен, иррационален. Как правило в выводе, который человек сделал. В основном это имеет для него принципиальное значение в вопросах выживания, либо размножения (основные инстинкты).

В качестве примера хотелось бы разобрать страх публичный выступлений. Да, это психотравма.

«Представьте себе ребенка лет трех-четырех, которого при большом скоплении чужих для него людей ставят на табуретку и заставляют рассказывать стишок. Ребенок волнуется, путает слова, да и разговаривает еще с ошибками. Взрослые смеются, бурно реагируют — с самыми позитивными намерениями или просто от веселья, но ребенку может показаться, что смеются над ним, над тем, как он выступает. Несколько таких выступлений в дошкольном возрасте, несколько в школе, и вот у человека формируется стойкая связь выступлений с чем-то опасным, неприятным и несущим дискомфорт.»

В данном случае примитивным
шаблоном мышления является мысль «публично выступать — опасно». Что здесь может
быть опасного с точки зрения логики? Правильно — ничего. Но мы же не про логику
говорим. Работать придется с эмоциями. А эмоции очень сильно завязаны на тело.
Почему? Ответ прост — гормоны.

520d7bb28ed0da220a19cce0b09f2bac.jpg

Самый «наглядный» и в то же время очень популярный гормон для психотерпевтов — адреналин. Его еще называют «бей или беги». Он разжижает кровь, учащает сердцебиение и дыхание, повышает давление, повышает уровень сахара в крови. Посмотрев список психосоматических заболеваний можем найти знакомые признаки))) А еще он является признаком фобий. Разумеется все, что я описал выше, помогает особи выжить. Это адаптивный механизм, появившийся в результате эволюции.

Также адреналин стимулирует выработку кортизола. Кортизол приводит мышцы в тонус. Возникает мышечное напряжение. Когда человек нервничает в его теле напряжена какая-то мышца. Совпадение? Не думаю. Именно благодаря кортизолу. Смотрим, что же еще делает кортизол? Создает нейронные связи, которые ускоряют поведенческие реакции при «типичном стрессе».

Опять же возвращаясь к дикой природе, если человек увидел хищника, ему нужно будет бежать и бежать быстро, чтобы не быть съеденным. Цивилизация сыграла с нами злую шутку — орущего начальника мы боимся также как хищника, но не бежим. И орет он чаще, чем пещерный человек убегал от хищника. В нашем организме накапливается кортизол. В больших количествах он токсичен для организма человека, а выражение «все болезни от нервов» имеет к нему (и именно к нему) прямое отношение. По сути — вся психосоматика.

Примечательно,   что после получения психотравмы, развитие
дальше не идет. По аналогии с логическим мышлением: не усвоил, что 2×2=4,
остался на уровне начальной школы в познаниях математики. То же и с
эмоциональным мышлением: собаки = опасность и ты остался в том возрасте в
отношении с собаками, в котором они тебя покусали.

ЦНС

Я не знаю психотравм, которые не сопровождались бы сменой гормонального фона. На смену гормонального фона реагирует ЦНС. Разумеется она при этом начинает зачитывать и записывать. ЦНС создает нейронные связи, которые «говорят»: «Это опасно», «Сюда не ходи», «Тот человек может навредить» и пр. При этом она создает сцепление с психикой, чтобы особь была простимулирована на определенные действия.

Нервная система управляет
анализаторами: зрительным, слуховым, обонятельным и пр. Когда встречается
что-то, что противоречит инстинктам, она запускает механизмы самосохранения.
Пример: понюхал тухлые яйца — начало тошнить. Этот механизм можно
охарактеризовать как противодействие отравлению. Услышал шорох — затаился,
чтобы хищник не услышал. Если особь после этого выживает (в нашем случае это
именно так), ЦНС решает, что данное поведение сохранит жизнь в похожих
ситуациях и применяет его при наступлении данных условий. Она создаст триггер
для активирования эмоции. Также стоит обратить внимание — эмоция вторична.
Сначала инстинкт, который действует на самом «низком» уровне, потом гормоны, потом
эмоция, которая заставит особь действовать. Поскольку данный механизм является
адаптивным, то он не позволяет добраться до редактирования таких «цепочек»
логическим путём. Этим объясняется то, что человек не может контролировать
эмоции. Сдерживать и/или не показывать — да, контролировать — нет. Но их можно
переосмыслить.

Немного психиатрии

Насколько я знаю, в психиатрии применяются транквилизаторы. Что они делают. Они затормаживают процесс передачи импульсов по проблемным участкам. Они угнетают все нейронные связи. Поэтому пациенты психиатрических больниц и плохо соображают, не могут быстро передвигаться, капают слюной ибо страдают в т.ч. физиологические процессы. То есть заболевание не ликвидируется, а притупляется.

В том числе применяется электрошоковая терапия. В период обострения психотравмы у человека пульсирует проблемная зона мозга, если в этот момент подать электрический ток, то он сжигает этот участок. Однако можно сжечь и полезные участки, которые условно-активны в данный момент. К этой процедуре прибегают в крайних случаях.

Психотерапия

В сухом остатке под психотравмой имеем эмоциональный деструктивный шаблон мышления по принципу: раздражитель — поведение — эмоция. Смысл именно психотерапии, причем любой психотерапевтической практики (в любом случае из тех, которые я видел), заключается в том, чтобы человек начал думать по-другому. Для этого нужно разрушить старый шаблон мышления и на его месте создать новый. Вопрос — как это сделать?

Метод экспозиция.

Смысл заключается в том, чтобы поместить раздражитель рядышком. Да-да, как в гомеопатии. Говорят «Чтобы перестать бояться собак — нужно завести ее себе». Я знаю случаи угасания таких заболеваний как аллергия, бронхиальная астма и тревожно-фобическое расстройство. Человек намеренно помещал раздражитель рядом с собой. Через какое-то время указанные недуги проходили.

Бессознательное переобучилось: перестало воспринимать раздражитель как источник опасности. Либо внесло коррективы: этих собак боюсь, а этих нет.

Метод аффективного моста.

Смысл тот же, а алгоритм немного другой.

Алгоритм следующий:

1.      Нужно понять, что именно является иррациональным в мышлении пациента — психоанализ. Пример: «Мама ругает — значит не любит». Хотя на самом деле мама любит и заботится.

1.1.   Расспросить о психотравме как можно подробнее. Как только психотерапевт начал расспрашивать относительно психотравмы, начинают приходить воспоминания или точнее сказать — ассоциации. Запускается вся ассоциативная ветка деструктивных дочерних паттернов корневого примитивного паттерна мышления.

1.2.   Психотерапевт может и даже должен усилить ассоциации пациента. Усилив ассоциациативные ощущения пациента психотерапевт активирует эмоциональное мышление (условно — правополушарное мышление). Человек входит в эмоции, которые связаны с этими ассоциациями.

1.3.   Терапевт проводит возрастную регрессию к моменту образования корневого примитивного шаблона. После выхода на воспоминание извлекается доминирующая эмоция, доставляющая дискомфорт.

2.      Эмоция должна быть нейтрализована. Как правило терапевт провоцирует пациента на все большее и большее высвобождение эмоции.  Должен быть достигнут катарсис.

2.1.   Пациент выводится на доминирующую эмоцию. Обычно дается внушение на усиление эмоций, смещение гормонального фона и телесных реакций в сторону того, который имел место в момент психотравмы.

2.2.   Дать пациенту сбросить телесные реакции, «повибрировать».

3.      После катарсиса, когда человек уже будет способен логически мыслить, нужно сделать новый вывод. Его можно взять из уже имеющегося к текущему возрасту опыта. У ребенка этого опыта не было, поэтому он и сделал неверный вывод. Можно попросить пациента самого выбрать желаемое поведение, либо предложить ему свой вариант. Универсальная реакция — спокойно воспринимать подобные ситуации. После выбора пройтись по всем прорабатываемым ситуациям, начиная с самой первой, и попросить применить это поведение ко всем ситуациям. Изменить ситуации прошлого с новым вариантом поведения.

4.      Дать внушение на выход из состояния редактирования опыта с принятыми изменениями. Данный пункт выглядит весьма неявно, но он чрезвычайно важен, поскольку для пациента останется незаполненным пустой паттерн реагирования на раздражитель в будущем. Если пациент выйдет из транса без данных изменений, то может быть в качестве решения быть взято решение по умолчанию, то есть прежнее, а оно проблемное.

Метафора.

Данный способ применяется достаточно широко и признан специалистами во всем мире. Правда далеко не все понимают принцип его действия. Милтон Эриксон часто просто рассказывал истории своим пациентам. Милтон Эриксон, разумеется, понимал заблуждения пациента и давал ему готовое решение в виде метафоры. Данное внушение воспринимается бессознательным и записывает его как правильное. Хитро, эффективно, дешево и со вкусом, а что еще лучше, то воспринимается гораздо легче, чем в предыдущих методах.

Итого, не учитывая способ воздействия, имеем следующую картину.

Было:

Корневой примитивный шаблон мышления является родительским для двух нижележащих.

Корневой примитивный шаблон мышления является родительским для двух нижележащих.

Преобразование родителя

Преобразование родителя

Преобразовав родителя идет автоматическое преобразование потомков.

a25964c572f3114c1237de67cc735141.gif

В данном видео психиатр рассказывает, на мой взгляд о том же, о чем я писал в статье, но немного другими словами.

© Habrahabr.ru