Провалившийся стартап: уроки для UX/UI-дизайнера
Это был бесценный опыт — поработать единственным UX/UI-дизайнером в стартапе по созданию веб-сайтов на протяжении нескольких лет. Множество новых скиллов, стремительное обучение всему, чему только можно, и безграничная творческая свобода. Ну и немало трудностей и неудач, которые являются неотъемлемой частью роста.
Я фанатела от этого проекта и искренне верила в его успех, но стартап, к сожалению, так и не дошел до полноценного запуска. Несмотря на грусть от провала, проект помог мне вынести важные уроки, изменившие подход к дизайну, работе в команде и личному развитию. Теперь я знаю: неудача — это не конец истории, а возможность стать лучше!
Про сам стартап можно почитать в моем блоге.
1. MVP! MVP! Фокус на MVP!
Нашей глобальной целью было создание одного из самых кастомизируемых конструкторов веб-сайтов, хотели сделать его максимально уникальным и выделяющимся на фоне конкурентов. Изначально мы планировали запуститься с одной уникальной функцией — возможностью создавать древовидную структуру для работы с родословными, так как нашими первыми клиентами были питомники собак, нуждающиеся в данном инструменте.
Однако в процессе разработки начали появляться новые «потрясающие» идеи для дополнительных «крайне важных» функций, например, «нам нужно сделать конструктор с максимально детальной кастомизацией» или «мы точно не можем запуститься без собственного файлового хранилища!». Это все приводило к постоянным переносам даты запуска.
В итоге мы тратили месяцы на разработку этих «крайне важных» функций и упускали возможность собрать обратную связь от пользователей на ранних стадиях, чтобы понять реальную ценность продукта. Наше стремление к уникальности в нескольких областях увело проект от его первоначальной цели.
Уроки:
MVP (Minimum Viable Product) фокусировка: Продвигать идею MVP с самого начала проекта. Сосредоточиться на единственном основном функционале, выделяющем продукт на рынке, и регулярно отслеживать, не отклоняется ли проект от изначально установленных требований для MVP.
Пользовательский подход: Акцентировать внимание команды на важность ранней обратной связь от пользователей вместо совершенствования функционала, который имеет большие шансы оказаться никому не нужным. Мнение пользователей помогает выделить действительно ценные вещи и снять фокус с ненужных или менее важных. Итерационный подход — ключ к созданию хорошего продукта.
Советы:
Рассказывать про успешные стартапы, которые запустились с одним функционалом и постепенно разрастались. Например, Instagram, вышедший в виде простого приложения для обмена фотографиями, или Dropbox, который начал с демонстрационного видео еще до старта разработки полноценного продукта.
Склонять команду запуститься с основными функциями и постепенно добавлять улучшения, основываясь на отзывах пользователей. Такой подход экономит ресурсы и гарантирует новому функционалу соответствие пользовательским потребностям.
2. «Для чего?» на каждый шаг
Основатель стартапа периодически настаивал на добавлении нового функционала. По его мнению, это было необходимо для конкурентоспособности продукта на рынке. Также регулярно приходили запросы на переработку уже существующих функций, с предположениями, что пользователям так будет удобнее и понятнее, хотя мы еще даже не запустились и не успели ничего потестировать и собрать метрики. То есть решались выдуманные проблемы. Новый функционал редко проверялся как на соответствие реальным пользовательским потребностям, так и на соответствие с MVP продукта. В результате продукт становился переусложненным, а циклы разработки затягивались. Да, в моменте каждая новая функция и правда казалась важной, но в результате многие из них оказались ненужными или плохо продуманными.
Например, мы потратили несколько месяцев на разработку собственной файлового хранилища, а позже выяснилось, что пользователи предпочитают интеграцию с Dropbox и Google Drive. Этот шаг забрал у нас кучу времени и сил и отвлек от улучшения действительно важных для пользователей функций.
Уроки:
Целенаправленная разработка: Всегда задавать вопрос «Для чего это нужно?» прежде, чем брать в работу новые функции или перерабатывать существующие. Важно убедиться, что новые движения соответствуют ключевым целям продукта и решают конкретную проблему пользователя.
Ориентир на реальные потребности пользователей: Отдавать приоритет функционалу, решающему реальные проблемы. Это помогает направить ресурсы важные для пользователей места, что принесет значительную пользу продукту.
Советы:
Мы, дизайнеры, отвечаем за интересы пользователей. Поэтому важно включать пользовательские исследования (интервью, опросники) на ранних этапах разработки и презентовать полученные данные команде. Это поможет принимать обоснованные решения и гарантировать соответствие продукта на реальные пользовательские потребности.
Собирать аналитику (количественные метрики), которые будут служить основой для планирования следующих этапов разработки (инструменты: Google Analytics, Hotjar). Полагаясь на конкретные данные, а не на догадки, имеются огромные шансы попасть в ожидания пользователей и избежать трудозатрат на ненужный функционал.
3. Упрощай разработку
В погоне за уникальностью, мы часто разрабатывали всё с нуля, например, таблицы и диаграммы. Да, это круто, что команда такое умеет, но реализация продукта была бы в разы быстрее, используя мы существующие на рынке фреймворки и библиотеки. У нас ушло несколько месяцев на разработку собственной административной панели вместо интеграции существующего опенсорсного решения. Такой подход не только замедлял разработку, но и мешал фокусироваться на решении ключевых задач продукта. Это приводило к переносам запуска и, опять же, невозможности получить обратную связь от пользователей на ранних этапах разработки.
Уроки:
Использование готовых решений: Не изобретать велосипед, а использовать уже существующие на рынке решения. Это поможет сэкономить время и сфокусироваться на ключевых функциях продукта.
Регулярная проверка гипотез: Сэкономленное время использовать для тестирования ключевых гипотез о поведении и предпочтениях пользователей, что повысит ценность продукта.
Полезные инструменты:
Figma
Совместная работа над дизайном в реальном времени и интерактивные прототипы без кодинга.
Передача дизайна в разработку в виде кода через режим «для разработчиков».
Простая разработка дизайн-системы с использованием общих компонентов.
Множество встроенных плагинов и библиотек для быстрой работы над дизайном.
UI фреймворки (Bootstrap, Material-UI, Angular Material, Ant Design)
Быстрая разработка с помощью готовых компонентов.
Единообразие и адаптивность во всём приложении.
Меньше кода для стандартных элементов интерфейса.
Библиотеки:
Ag-grid: мощные таблицы и сетки данных.
Apache ECharts: интерактивные диаграммы и визуализации данных.
Intro.js: гайды для пошагового знакомства пользователя с продуктом.
Awesome list — куча полезных инструментов.
4. Общайся, доверяй и влияй
Успех стартапа во многом зависит от эффективного взаимодействия команды. Отсутствие доступа сокомандников к важной информации по продукту и недопонимания внутри команды приводят к отсутствию единого видения целей продукта и двойной работе. Как единственный UX/UI-дизайнером в удалённой команде, я часто чувствовала себя оторванной от ключевых решений по продукту. Периодически изменения вносились без обсуждения со мной, что приводило к несоответствию в дизайне и работе «в стол». Некачественная коммуникация снижала эффективность работы, затрудняла продвижение и развитие пользовательских исследований, а также отслеживание и обсуждение решений, не соответствующим пользовательским потребностям.
Определив эти проблемы, мы решили внедрить Jira с подробными шаблонами задач, удобной их иерархией и понятными статусами. Этот шаг значительно улучшил рабочий процесс и позволил мне быть более вовлеченной в деятельность команды. Стало легче согласовывать нашу работу и продвигаться в едином направлении для достижения общих целей.
Уроки:
Эффективная коммуникация: Регулярно освещать свои дизайнерские решения и пользовательские нужды в связке с целями бизнеса. Это поможет более глубокому пониманию и осознанию ценности работы дизайнера.
Активное взаимодействие: Привлекать команду к дизайн-процессу через воркшопы, презентации и сессии обратной связи для формирования общего видения. Совместная работа повышает уровень взаимопонимания и поддержки внутри команды.
Прозрачность и согласованность: Внедрять регулярные обновления по своей работе, ведение документации и совместные встречи. Это позволяет всем участникам проекта чувствовать себя вовлеченными. Также делиться как успехами, так и неудачами — это развивает доверие, ответственность и упрощает совместное преодоление трудностей.
Советы:
Использовать такие инструменты, как Jira или Trello для прозрачности вашей работы — команде видит прогресс по всем задачам и понимает вклад каждого участника.
Внедрить Confluence или Notion для ведения документации по дизайн-решениям для продукта и важным заметкам с совместных обсуждений. Документации позволяет всем находиться в одном контексте, является справочным материалом для будущих решений и упрощает вход новых членов команды.
Не ожидать инициативы в плане взаимодействия со стороны сокомандников, а действовать самому. Инициировать созвоны и встречи для обсуждения текущих задач и потенциальных проблем. Не стесняться задавать «глупые» вопросы, если что-то непонятно — люди любят помогать, особенно, когда видят искреннюю заинтересованность.
5. Будь адаптивным
Единственная постоянная вещь в стремительно меняющемся мире стартапов — это изменения. У нас часто менялись приоритеты на какие-то части функционала или на направление в целом, что требовало быстрой переработки дизайна. Вещи, которые сегодня казались критически важными, завтра могли получить значительное понижение в приоритете, а новые функции внезапно становились самыми приоритетными. Поначалу это вызывало у меня возмущение и сопротивление, но со временем пришло понимание и принятие непредсказуемой природы стартапа, что научило гибкости.
Иногда мне приходилось адаптироваться к новым целевым аудиториям и перерабатывать интерфейс в крайне сжатые сроки, чуть ли не за одну ночь. Был случай, когда нам нужно было сменить фокус продукта с питомников на малый бизнес в сфере аренды автомобилей. Этот поворот потребовал полного пересмотра портрета пользователя и, соответственно, интерфейса. Такие непростые задачи помогли мне развить в себе изобретательность и найти инструменты для более эффективной работы.
Уроки:
Гибкость в разработке дизайна: Быть готовым быстро подстраиваться под ситуацию, сохраняя ориентацию на пользователя. Рассматривать каждую итерацию, как возможность для улучшения, а не препятствие. Гибкость — это не отказ от принципов дизайна, а поиск творческих решений в новых условиях.
Подход с установкой на развитие: Воспринимать изменения, как возможности для развития собственных навыков и продукта. Работа с вызовами развивает устойчивость и дает возможность рассмотреть новые дизайнерские решения, которые даже не пришли бы в голову при прежних условиях.
Советы:
Разрабатывать дизайн-систему с набором переиспользуемых компонентов, которые можно легко изменить при необходимости. Figma позволяет разрабатывать библиотеки компонентов и изменять их в один клик по всему проекту.
Помнить, что правки и доработки неизбежны. Поэтому при планировании сроков выполнения задач важно включать дополнительное время, чтобы снизить уровень стресса и работать с неожиданными доработками без ущерба для качества.
Заключение
Неудача — это не конец света, а возможность анализировать, развиваться и становиться сильнее. Задавая правильные вопросы, фокусируясь на MVP, используя готовые решения, выстраивая доверие в команде и постоянно обучаясь, дизайнеры могут превращать промахи в мощные возможности для роста. Важно уметь использовать любой опыт: успешный и не очень, чтобы становиться лучше в качестве профессионала, командного игрока и решателя проблем. Каждый вызов — это урок, который помогает в создании более крутых и удобных интерфейсов!
Рекомендую почитать
Для более глубокого понимания, как строить успешные стартапы, рекомендую эти две книги:
«Бизнес с нуля. Метод Lean Startup», Эрик Рис;
«ReWork: Бизнес без предрассудков», Джейсон Фрайд и Дэвид Хайнемайер Хенссон.