Простой секрет — как выучить английский быстро, легко и без усилий
Выучить английский быстро и легко. Минимум усилий, максимум результата. Большинство грамотных и квалифицированных репетиторов, преподавателей курсов и учителей английского языка знают этот секрет. В этой статье я поделюсь с вами ответом на вопрос, который вы наверняка давно ищете. А ведь большинство из вас даже не догадывается, что ответ крайне прост и он на поверхности.
Я вам гарантирую, что узнав этот секрет и приняв его на вооружение, ваш прогресс в изучении английского языка начнет стремительно расти.
В поисках священного Грааля
«Если ты мне откроешь секрет…
Никакого секрета здесь нет»
(из песни Nautilus Pompilius «Прогулки по воде»).
Ну что, готовы познать истину? Так как же выучить английский быстро, легко и без усилий? Рассчитываете, что сейчас узнаете о секретной методике? Как бы не так, мечтайте… Никакой секретной методики нет.
Можно обвинить меня в том, что я использовал кликбейтный заголовок с целью привлечь большое количество читателей, однако это не так. Да, я специально использовал такой заголовок, но лишь для того, чтобы привлечь целевую аудиторию. Тех, кто наивно полагает, что существует некий способ легкого, не требующего усилий освоения языка, тех, кто тратит время в пустую в поисках «священного Грааля». Не моя вина, что таких много и ТЫ один из них :)
В какой-то степени мне это напоминает алхимиков тем, что они искали несбыточное, не существующее. Правда, они, наоборот, трудились без устали, затрачивая очень много сил и времени с пользой для своего ума и общего развития человечества, попутно дав развитие целому ряду наук.
Среди учебной литературы и в интернете находится очень много примеров, обещающих быстрое и легкое изучение английского: «английский за месяц», «английский за 15 минут в день», «ленивый способ выучить английский», «английский без усилий» и пр. Все эти заголовки вызывают только улыбку. А ведь многие на это ведутся и не перестают верить в чудо. Давайте вместе подумаем, что здесь не так.
Английский за 20–30 минут в день
20–30 минут в день? Серьезно, чувак? Грамматика, словарный запас, разговорная практика, аудирование, чтение и пр. И вы предлагаете втиснуть всё это в 20–30 минут в день? А потом спрашиваешь у человека: «Сколько лет ты учишь английский?», а в ответ:»10 лет…» При этом уровень либо практически не сдвигается, либо сдвигается черепашьими шагами. Так к пенсии, возможно, и выучишь.
Часто встречается аргумент, мол, 20–30 мин в день — это столько-то часов в год. Типа это лучше, чем ноль. Хитрое манипулирование логикой! Да, это лучше, чем ноль, но для чего? Если для изучения, то этого всё равно недостаточно. Если для поддержания текущего уровня, да, может быть, это и неплохо, но… Для того чтобы поддерживать интерес к какой-либо деятельности, нужна мотивация, а также видимый результат. Если ты движешься черепашьими шагами год или тем более годами, какой прогресс и результат ты ожидаешь увидеть? Естественно, никакого видимого, ощутимого эффекта не будет. А без этого ты не заставишь себя на протяжении длительного времени тратить ресурсы и силы на такое занятие. Так уж устроен наш мозг, ему подавай результат, да желательно как можно скорее.
«Ленивый» английский
Недавно в ленте Хабра «пробегала» статья о «ленивом» способе изучения английского языка. Заголовок, конечно, меня сразу привлек, хотя я понимал, что либо это очередной обман, маркетинг, манипулирование фактами, либо же явное приукрашивание реальности.
Что значит «ленивый»? Вооружимся словарем русского языка и отыщем определение: «избегающий труда, не желающий работать… непроворный, медлительный, вялый». Вот последние слова из определения как раз отлично описывают, какой у вас будет результат при «ленивом» изучении английского: «медлительный, вялый».
Ни в коем случае не хочу умалить заслуги автора, статья действительно хороша, какие-то из советов или предложенные ресурсы могут оказаться вам полезными. Вот только заголовок явно не соответствует реальности. В статье речь идет скорее о том, как сделать процесс изучения более приятным и более развлекательным, и это, безусловно, тоже немаловажно.
Сам автор статьи в заключении признает, что «изучение английского — не только трудоемкий процесс…». В моем понимании «ленивое изучение» и «трудоемкий процесс» как-то не очень совмещаются друг с другом. Другое дело, что автор пытается «подсластить» трудоемкий процесс, добавив к нему небольшой элемент развлечения.
Учить «лениво» и расслабленно, при этом продвигаясь в изучении, можно только при полном погружении в языковую среду. И то лишь в детском возрасте, когда мозг настроен наиболее эффективно на впитывание и запоминание новой информации. Во взрослом возрасте даже при полном погружении вам придется изрядно поднапрячься.
YouTube-ролики и прочие короткие обучающие видео
Это тоже частая болезнь — бессистемный просмотр коротких видеороликов на различные несвязанные темы для изучающих английский язык. Такие видеоролики могут быть полезны, если вы ищете конкретную тему или информацию, встретившуюся в процессе вашего основного изучения. Если же вы ими пытаетесь заменить реальное изучение, то чаще всего это лишь неэффективная трата вашего времени (исключение составляют полноценные грамотно составленные видеокурсы, но таких единицы и найти их не так просто).
Когда ты регулярно или периодически просматриваешь такие короткие видео, создается обманчивое впечатление, иллюзия, что ты занят полезным делом, что ты изучаешь английский. Однако, как правило, КПД от такого изучения крайне низкое. Всё дело в отсутствии системного подхода. Большая часть из того, что ты почерпнешь из этих видеороликов, будет успешно забыто через очень короткое время из-за отсутствия повторения, контроля запоминаемости и логической взаимосвязи, структуры между отдельными уроками.
И самое интересное, что те, кто выпускает эти видео, прекрасно об этом знают. Сами подумайте, зачем им тратить столько сил и бесплатно учить людей, не имея с этого практически ни гроша (не говорите про заработок на YouTube, часто всё же основной более значительный доход у них не с монетизации на видеороликах, а с продажи курсов, лекций, учебных программ и т.д.). Им невыгодно научить вас бесплатно, им выгодно только завлечь аудиторию для дальнейшей раскрутки на курсы (или всё же, как минимум, хотя бы получить с вас просмотры и, как следствие, монетизацию). Все эти ролики разрозненны и хаотичны. Единственная их цель — завлечь, но не научить. Для эффективного обучения нужно много времени, хорошо продуманный последовательный план, программа обучения, чего нет в этих беспорядочных видеороликах с «огрызками» от реальных, полноценных знаний.
Как тогда учить английский?
Пока вы не поймете, что учить английский — это тяжелый труд, и он требует ресурсов и времени, дело не сдвинется с мертвой точки, и вы будете «учить» язык годами без серьезных продвижений. Если вы будете учить «лениво», расслаблено, не выделяя довольно много времени этому процессу, ничего не получится. Чтобы был эффект от изучения и прогресс, вам придется вкалывать, напрягаться и прилагать усилия. Только тогда мозг поймет, что это вам важно, и станет «помогать» вам эффективнее запоминать, эффективнее обрабатывать получаемую информацию, концентрироваться на изучении и т. д.
На старт. Внимание. Марш! Экстремальные марафоны.
«Ok», — спросите вы, «откуда я возьму несколько часов в день на изучение английского? Я взрослый человек, у меня семья, много обязанностей и т. д., и т. п.?». Резонный вопрос.
Ну, во-первых, давай-ка признаемся честно — сколько времени ты тратишь на развлечения и пустую прокрастинацию, бессмысленный серфинг в интернете? На это время всегда находится, верно?
А во-вторых, необязательно устраивать себе учебный год как в школе — 9 месяцев учебы. Можно и даже нужно чередовать усиленное изучение с периодами отдыха. Допустим, месяц ты посвящаешь интенсивному изучению, а затем делаешь месяц перерыва. Это похоже на марафонный забег, когда ты выкладываешься по полной на ограниченной дистанции, а затем отдыхаешь и восстанавливаешь силы.
Перерыв в изучении также немаловажен, он позволяет знаниям уложиться в голове, дает время мозгу на подсознательную обработку и анализ новой информации. Не обязательно в это время полностью отказываться от английского. Вот тут как раз можно в абсолютно ленивом режиме просматривать какие-то короткие ролики на тему английского или небольшие заметки, новости на английском, в общем, что угодно, но без целенаправленного изучения.
Систематизированное изучение
Если ты будешь бесцельно «плавать» от одной темы к другой, от одного источника к другому, эффективность изучения будет минимальна. Систематизированное обучение, продуманный, хорошо организованный план — это очень важно в изучении английского языка. Можно составить такой план и самому, но не для каждого это окажется простой задачей. При этом есть готовые решения — учебники или учебно-методические комплексы (УМК).
Конечно, качество и эффективность у них разные. Кроме того, и у каждого ученика индивидуальные способности и/или трудности в изучении, поэтому нет единственного ответа, какой из учебных материалов лучше. Этот вопрос индивидуален. Но в целом УМК — это набор продуманных, систематизированных, разносторонних (предназначенных для одновременного развития разных навыков — грамматики, словарного запаса, чтения, разговорной практики и т.д.) материалов и активностей для изучения. Конкретные УМК я здесь рассматривать не буду, так как по объему это тема для отдельной статьи.
При выборе учебного комплекса я настоятельно рекомендую отказаться от онлайн-курсов или онлайн-сервисов в пользу классических печатных вариантов (неважно, будут ли они в бумажном виде или же скачены в электронном формате). Нет, я, конечно, не предлагаю полностью отказаться от любых онлайн-ресурсов, но советую использовать их как дополнительные источники, а не основные. Самый главный минус онлайн-ресурсов для изучения английского в их стремлении упростить процесс обучения. Казалось бы, что в этом плохого? Это как раз часто и привлекает пользователей, но на процесс обучения это влияет негативно.
Приведу пример. Вы встретили новое слово, хотите узнать его перевод и выучить. В случае с онлайн-сервисом это будет выглядеть примерно так:
кликнул на слово
открылась карточка с переводом, транскрипцией, примерами предложений, фраз и т.д.
кликнул «добавить в изучаемые»
В случае со старым «классическим методом»:
мы открываем словарь (ну ладно, так уж и быть, пусть хотя бы электронный, а не бумажный) и находим нужное нам слово
открываем тетрадь (ту самую в линеечку) и записываем слово, транскрипцию, перевод
в этом же словаре или на других ресурсах находим примеры предложений, среди них выбираем наиболее удачные/полезные/интересные и выписываем их опять же в тетрадь к нашему слову
если еще и сами придумаете свой вариант предложения с изучаемым словом, вообще будет супер
Как думаете, какой из вариантов наиболее эффективен в плане изучения и запоминания? Безусловно, второй. А причина в том, что, изучая новое слово, вы приложили больше умственных усилий, ваш мозг был больше вовлечен в процесс. Даже такое простое механическое действие, как запись в тетрадь, дополнительно активирует мозговые внутренние связи нейронов и способствует лучшему запоминанию. И это не моя фантазия, предположение или умозаключение, это научный факт, подтвержденный многочисленными авторитетными исследованиями.
Упражнения, практика и… тетрадь в линеечку
Очень частая проблема — значительное преобладание так называемого языкового input’а над output’ом. Процесс изучения можно разделить на «input», когда вы потребляете информацию (учите грамматику, новые слова, читаете тексты, слушаете аудио), а также «output», когда вы генерируете какой-то результат усвоенных знаний (выполняете упражнения и тесты, пишете тексты и переводы, общаетесь в переписке или в живом общении). Так вот, у многих такая беда, что они тренируют «input», практически забывая про «output». Как результат: «Всё понимаю, а сказать не могу».
Чтобы это исправить, обязательно как можно раньше добавляйте к своим занятиям побольше практики:
выполняйте упражнения из учебника, по которому проходите обучение;
найдите какой-нибудь сборник тестов и упражнений, добавьте его к вашим регулярным занятиям;
практикуйте письмо: пишите эссе на произвольные темы, пишите комментарии и общайтесь в блогах, заведите личный дневник, свой интернет-блог и т. д.;
практикуйте письменные переводы: с русского на английский и с английского на русский (можно найти сборник упражнений, а можно просто брать произвольные тексты: интервью, новости, статьи и т. д.);
практикуйте разговорную речь: разговоры с самим собой, пересказы прочитанных текстов, разговоры с другом или родственником, разговоры с иностранцами или другими изучающими английский и т. д.
Также настоятельно советую заниматься практикой не за компьютером, не на каких-то сайтах, а в тетради и с ручкой в руках. В одной из прошлых моих статей (о том, как начать регулярно читать книги на английском) я уже говорил и здесь повторю то же самое — письмо очень важный и, к сожалению, часто игнорируемый инструмент для улучшения запоминания и повышения эффективности процесса обучения. Это не просто механическое действие, а способ, напрямую влияющий на активацию нейронных связей в мозге, повышающих эффективность обучения.
Заключение
В общем, как и обещал в начале статьи, теперь вы знаете ответ на вопрос, поставленный в самом начале: «Как выучить английский быстро, легко и без усилий?». Ответ: «Никак». Не тратьте свое время в поисках волшебного способа, волшебной книги или секретной методики.
Это в принципе касается любой профессиональной области. Ты не станешь хорошим шахматистом, прочитав одну суперкнигу. Ты не станешь хорошим боксёром, изучив один секретный приём или технику. Ты не станешь хорошим программистом, пройдя один уникальный суперкурс. Чтобы достичь высокого результата, будь готов вкалывать и посвящать много, очень много времени изучению.