Прокрастинация, youtube и горящий дедлайн — что мешает нам учиться?
Всем привет! Меня зовут Лиза, я методолог обучающих программ в ЕДИНОМ ЦУПИС. Честно признаться, я фанат обучения, вся моя жизнь связана с обучением, я кандидат экономических наук, училась в аспирантуре, занималась научной работой и исследованиями, читала лекции, сейчас занимаюсь созданием образовательных продуктов в IT. И, казалось бы, что искусству обучения я должна была научиться давно, но в моем компьютере все копятся и копятся незавершенные курсы, на которые я записалась, но так и не прошла, мне по-прежнему очень сложно сохранять мотивацию во время обучения, находить время и силы, чтобы учиться.
Поэтому тема статьи является очень личной для меня. Мне интересно понять, почему я раз за разом записываюсь на курсы по изучению английского, методологии, дизайну презентаций и не прохожу их до конца. Я знаю, что не одинока в этом вопросе, и решила разобраться, что мешает нам учиться, какие существуют способы справиться с прокрастинацией во время прохождения курсов. В статье я расскажу о проблемах, с которыми мы сталкиваемся в процессе обучения, и о том, как эти проблемы преодолеть.
Даже во время прохождения очень интересного и полезного курса сосредоточиться может быть крайне сложно. В мире, наполненном информацией, учиться мешает буквально любой внешний фактор. Это подтверждает и исследование образовательной платформы Нетология. Результаты опроса — на рисунке ниже.
Во время обучения фокус теряется буквально за секунды, любое сообщение может сбить настрой. В сообществе людей, занятых онлайн-образованием, я несколько раз встречала тезис о том, что при разработке онлайн-курсов мы конкурируем не с другими курсами, а с индустрией развлечений, которая забирает почти все внимание и фокус аудитории. Я выделила несколько ключевых проблем, которые могут мешать обучению, и попробовала сформулировать возможные решения этих проблем.
Проблема №1. Взрослые люди учатся по-другому
Когда мы были детьми, мы безоговорочно доверяли учителям. Вспомните, когда вы пришли в первый класс, с каким безусловным доверием вы относились к учителю, не вызывало никаких сомнений, что «ЖИ-ШИ» нужно писать с буквой И, а таблицу умножения нужно выучить наизусть. Никаких вопросов. Чем старше мы становимся, тем больше жизненного опыта получаем, тем более критически относимся ко всей информации, которую мы получаем. Мы все больше задаем вопросы, сомневаемся в достоверности информации, которую получаем, подход к обучению изменился.
Взрослые люди учатся по-другому. Все мы знаем, что существует наука педагогика, которая изучает принципы обучения детей и подростков. А вот то, как учатся взрослые, изучает наука андрагогика. В андрагогике считается, что студент — взрослый человек — уже обладает жизненным опытом и более осознанно подходит к обучению. Для взрослого очень важна практическая направленность, как знания помогут решить конкретные проблемы. Чем старше человек становится, тем большую личную ответственность за процесс обучения человек берет на себя.
В педагогике роль преподавателя критична, учитель полностью определяет содержание и формат обучения. В андрагогике же студенту дается уже гораздо более активная роль, и он организует свой процесс обучения совместно с преподавателем. Студент сам выбирает, на какие темы нужно обратить больше внимания, сколько времени уделить обучению. Очень важно понимать, что те модели, по которым мы учились в детстве, не будут работать во взрослом возрасте.
Решение — Принять ответственность за свой процесс обучения
В одном из американских университетов Крис Халлеман проводил эксперимент, связанный с мотивацией студентов. У студентов по курсу статистики была низкая успеваемость. Преподаватель хотел помочь студентам понять ценность статистики для будущей жизни и попросил студентов написать эссе с ответами на вопросы: «Подумайте, как вы могли бы использовать статистику в своей жизни. Как бы вы могли использовать статистику в карьере, если бы стали медсестрой, продавцом или менеджером?». Студенты должны были написать одну-две страницы на эту тему. Результаты оказались однозначными. Когда студенты смогли установить связь между своими интересами и статистикой, у них появилось больше мотивации к ее изучению. Многие студенты смогли улучшить свои оценки по предмету. После объяснений того, в чем заключается ценность статистики для будущих карьер, увлечений и семейной жизни, качество обучения значительно повысилось.
Особенность обучения взрослых заключается в том, что нам нужно находить смысл в деятельности самостоятельно. Недостаточно, чтобы кто угодно сказал нам, что важно изучить тот или иной предмет. Для взрослого вопрос стоит так: «Понимаю ли я, почему это так важно для меня лично?».
Проблема №2. Импульсивные решения
Индустрия образования в последние годы активно развивается, все чаще онлайн-школы используют инструменты маркетинга, создают привлекательные лендинги, интересные условия оплаты обучения. Все это ведет к тому, что человек принимает импульсивные решения о покупке курсов, которые так и не будут пройдены. Нажать кнопку «зарегистрироваться» — что может быть проще? К сожалению, я часто встречаюсь с ситуацией, когда описание курсов в итоге не соответствует действительности, курс оказывается скучным, а учебный материал — поверхностным. Также случались и ситуации, когда я регистрировалась на очень интересные и полезные курсы, но так и не продвинулась в прохождении курса дальше первого урока. Виной тому — импульсивные решения, недостаточное предварительное исследование темы и непонимание собственных целей.
Решение — Правило 10%
Скотт Янг в книге «Суперобучение» говорит:»10% времени, которое вы планируете посвятить обучению, уделяйте подготовке». Допустим, вас заинтересовал онлайн-курс, прохождение которого займет 40 часов. Согласно правилу 10% выделите 4 часа, чтобы убедиться, что обучение, которое вы выбрали, вам подходит — изучите альтернативы, прочитайте про эксперта, который разработал курс, убедитесь, что обучение соответствует вашей цели. Скотт Янг рекомендует потратить время на предварительное изучение базовых материалов по теме курса, почитать статьи и книги, чтобы точно понять, что выбранные знания и навыки вам нужны. Правило 10% поможет вам убедиться, что цель, которую вы поставили, достижимая, реальная и конкретная. На этом этапе важно задавать себе как можно больше вопросов, сомневаться в выборе и подтверждать желание учиться. Таким образом, осознанный выбор программы обучения помогает избежать случайного выбора курса.
Проблема №3. Утопичные представления о своей продуктивности
В опросах, которые я изучала или которые проводила сама, люди указывают на нехватку времени, как одну из главных проблем обучения. Одной из причин нехватки времени могут быть утопичные представления о своей продуктивности. Когда мы только приступаем к новому курсу, мотивация находится на пике, мы полны желания изучать новое, завершить курс вовремя. Высокая мотивация продержится недолго, и со временем мы начнем замечать, что времени на обучение катастрофически не хватает.
Решение — Оценивать продуктивность по минимуму. Правило 0,75
Например, вы решаете заняться изучением английского языка. И для того, чтобы максимально быстро увидеть результат планируете, что будете:
учить по 50 новых слов в день по карточкам;
заниматься грамматикой 3 часа в неделю после работы;
разбирать диалоги из кино на английском с субтитрами 2 часа в неделю.
Я предлагаю провести эксперимент и оценить реальную продуктивность. Выделите 1–2 недели на проведение эксперимента:
запланируйте программу обучения;
следите и фиксируйте, сколько получается в реальности уделять времени обучению;
полученное время умножаем на 0,75 — будьте готовы на длинной дистанции терять примерно четверть продуктивности.
Важно оценивать свою продуктивность по минимуму. Отведите неделю на эксперимент, посмотрите сколько времени получилось, умножьте на 0,75 и спокойно двигайтесь к цели. Умножение на 0,75 учитывает возможные потери времени и помогает установить более реалистичные ожидания относительно того, сколько времени действительно можно уделить обучению. Если в процессе обучения вы понимаете, что с учетом коэффициента 0,75 не удается выполнять задуманное, смело снижайте планку еще чуть ниже до наиболее комфортной.
В результате это упражнение приведет к снижению стресса и эмоциональной перегрузки. Понимание, что реальная продуктивность может быть ниже ожидаемой, помогает избежать чувства вины или неудовлетворенности, когда не удается выполнить задачи в ожидаемые сроки.
Проблема №4. Очень много информации
Основатель конференции TED Talks однажды сказал, что каждый выпуск газеты The New York Times содержит больше информации, чем средний англичанин в 17 веке получал за всю свою жизнь. Огромное количество информации, которая нас окружает, пугает. Еще больше пугает количество недостоверной, зачастую антинаучной информации, непроверенных данных, некачественных курсов. В результате запутаться очень просто. Непонятно, как определить объем информации, который нужно изучить, нужно ли искать дополнительные материалы к курсу, какая информация является избыточной. Я сталкиваюсь с этой проблемой каждый раз, когда проектирую новое обучение для коллег. Например, недавно я готовила курс по проведению совещаний и фасилитации. Книг, статей, учебников, онлайн-курсов и лекций по теме написано очень много, многие из источников содержат полезную, нужную информацию, но даже после тщательного отбора источников информации очень много.
Решение — Критерий DoD
В IT уже давно применяют критерий Definition of Done для определения набора критериев, которые подтверждают, что задача является завершенной. Этот критерий очень удобно применять и в процессе обучения особенно в связке с правилом 10%, о котором писала ранее. До начала обучения нужно внимательно изучить программу обучения, вспомнить о собственных целях и задачах, после этого будет нужно расписать свой личный DoD. Если в процессе обучения периодически возвращаться к своим критериям DoD, это позволит оставаться в фокусе на протяжении всего обучения.
Проблема №5. Высокая мотивация может мешать
Есть исследования, что чрезмерная мотивация может мешать в достижении цели и вызывать стресс. Согласно результатам другого исследования о мотивации в учебном процессе наибольшего успеха достигали студенты со средним уровнем мотивации. Поэтому в процессе обучения так важно не завышать собственные цели, внимательно прислушиваться к внутреннему состоянию и не требовать от себя слишком многого.
Решение — Искусство маленьких побед
Для того чтобы поддерживать стабильно средний уровень мотивации, отлично работают инструменты декомпозиции задач и регулярного выполнения небольшого объема работы. Мне намного проще планомерно изо дня в день выполнять небольшие задачи, стараться упрощать задачу настолько, чтобы ее было легко выполнить (даже эту статью я пишу очень маленькими запланированными этапами). Огромный массив задач пугает, маленькие задачи решать намного проще.
Вывод
Раньше я не обращала большого внимания на то, как именно я подхожу к изучению нового курса, какие действия совершаю, о чем думаю. Мне казалось, что процесс должен сам собой организоваться в комфортное для меня пространство. Хотя это правда, что обучение может потребовать значительного количества энергии и усилий, при правильном мышлении и подходе я верю, что можно значительно упростить и улучшить процесс обучения, а изучение и использование инструментов может значительно упростить прохождение следующего курса.