Про пожар в небоскребе
Пожар в 900-метровой башне! На секунду мелькнула мысль про Burj Khalifa, но отлегло — речь всего лишь о художественном фильме, с бесхитростным названием «Небоскреб» и таким же простым, но пугающим сюжетом. Мы не могли это пропустить. Почему загорелось и как тушили? А если бы «Скала» Джонсон не проходил мимо? Сюжет реален или киношники, как обычно, придумывают? Обсуждаем под катом — заходите «на огонек».
Кадр из официального трейлера фильма
Осторожно! В посте спойлеры в количестве, делающим последующий просмотр фильма, возможно, бессмысленным.
Кадр из официального трейлера фильма
Фильм привлекает достаточно реалистичными вводными данными. Место действия — мегатолл. Таковых сегодня немного, но они есть. В сюжете, представляя небоскреб, даже упоминают Burj Khalifa — все его мечтают обогнать, но раньше всех успела гонконгская, пусть и киношная «Жемчужина». Весьма вероятный поворот. Китай в высотном деле — в примах.
«Жемчужина» обгоняет Burj Khalifa. Вот уже восемь лет как мечта многих высотных строителей. Кадр из официального трейлера фильма
Еще один плюс к правдоподобности — вопросы противопожарной безопасности высотных зданий: они неизменно остры. Да, «противопожарка» тщательно продумана. Не будет преувеличением сказать — куда больше продумана, нежели у объектов средней этажности. Но имеет место та же парадоксальная ситуация, как с самолетом — самый безопасный и самый пугающий вид транспорта одновременно. Во-первых — не понятно, как это все работает. Во-вторых — катастрофы, случаясь, действительно резонансны.
Три стража «Жемчужины»
Но вернемся к фильму. Итак, дано. Небоскреб «Жемчужина» — около километра высотой, многофункциональная нижняя и жилая верхняя части. Дуэйн Джонсон — бывший спецназовец, выступает аудитором системы противопожарной безопасности мегатолла.
Будущий пожарный аудитор. Кадр из официального трейлера фильма
Кажется, что Джонсону не совсем по профилю. Однако пожарных по уровню физподготовки вполне можно сравнить со спецназовцами. Не редки и случаи, когда огнеборцы занимаются впоследствии проектированием и аудитом противопожарных систем. Кому, как не им знать все требования, нормативы и возможные уязвимости? Например, в Лахта Центре инженер по противопожарной безопасности Александр Смирнов и ведущий инженер по противопожарным системам Александр Гладилин в прошлом — настоящие огнеборцы. Долго занимались тушением реальных пожаров и знают, каково это — иметь дело с огнем.
Итак, в качестве аудитора Джосон сделал проверку и заключил, что небоскреб — это «Форт-Нокс» по уровню безопасности.
Есть сомнения… Кадр из официального трейлера фильма
Безопасным мегатолл «Жемчужина» делает комплексная противопожарная система из трех составляющих. Раз — уникальная вентиляционная сеть, два — потолочные распылители, три — система подачи двуокиси углерода, которая тушит огонь в секунды. Дополнительная степень защиты — диспетчерский центр находится за пределами небоскреба — даже в случае проблем в самом здании, управление — в надежном месте.
Красивый и безопасный? Кадр из официального трейлера фильма
В целом все выглядит правдоподобно. Но рассмотрим по порядку.
Пожар и вентиляция
«Уникальная вентиляционная сеть» — решение реальное, но уникальность его преувеличена. Вероятно, речь идет об общеобменной вентиляции, которая действительно отключается в момент пожара, дабы «не раздувать». Все, кто хоть раз разжигал костер, понимают, чем грозит приток воздуха к занимающемуся огню. Кто не разжигал — может посмотреть в фильме, по мере развития сюжета это показано. При поступлении сигнала «пожар» автоматика закрывает вентиляционные решетки, а вот чуть позже наемные поджигатели — да, их рук дело — эти решетки открывают, как и лифтовые шахты. Возникает тяга, пламя вмиг взлетает до самого верха, передвигаясь по шахтам.
В реальности сверхвысокие здания делятся на противопожарные отсеки, коммуникации которых друг с другом не сообщаются. Лифтовые шахты, как правило, не идут сверху до низу единым объемом, а конструктивно разделены — как раз из соображений безопасности. Да и вентиляцию так просто не перезапустить — только из диспетчерского центра, по спецдоступу.
Вода и пламя
Потолочные распылители — современное решение, позволяет обнаружить и сразу эффективно накрыть очаг возгорания. В фильме, казалось бы, так и происходит. По зданию разносится сигнал пожарной тревоги, и из спринклеров начинается проливка очага водой. При нормальном ходе вещей, дежурные с поста пожарной охраны башни, появившись спустя несколько минут, должны были застать не только потушенное, но и основательно утопленное в воде место возгорания. Потоп после огнетушения — скорее правило, чем исключение. Поэтому сейчас все шире применяется тонко распылённая вода — эффект по пожаротушению в два-три раза лучше, а последующего ущерба — куда меньше. Тонкораспыленную воду для зданий начинали применять в архивах, крупных библиотеках, чьи фонды одинаково пострадают и от огня, и от воды. Сегодня список таких объектов куда шире — многие современные здания теперь предпочитают «туман», а не «тропический ливень» — минимизировать ущерб хотят все.
Однако в фильме тушат именно обычной водой, и она играет с небоскребом куда более злую шутку, чем потоп. Поджигатели используют хитрый ход — под видом рабочих они проникают в здание и рассыпают на одном из этажей хороший слой некоего вещества, которое самовозгорается при контакте с водой. Дальше по сценарию: поджигатели устраивают небольшое задымление — вода из разбрызгивателей — химическая реакция — самовозгорание — пожар, спровоцированный огнетушением.
Что не так?
Сплинклерные системы не работают от дыма — устройство распылителя основано на другом принципе. В спринклер вставлена чувствительная стеклянная колба, которая расширяется при повышении температуры, примерно на 20 градусов, и вскрывается, давая дорогу воде. Дым на расширение колбы повлиять никак не может. Коварный прожигательный замысел должен был тут и закончится — на танцах с дымовыми шашками под не желающими работать спринклерами. Либо вместо дымовых шашек следовало вооружится коромыслом с хотя бы парой ведер воды для запала.
Конечно, еще до пожара к этому сюжетному повороту возникает много вопросов. Например — как люди с чемоданами, набитыми опасным химическим веществом могли попасть в здание?
Злодеи с баулами, набитыми горючим веществом — ну разве они не подозрительны? Позже выяснится, что у них еще и оружие, и военная экипировка с собой. Кадр из официального трейлера фильма
А вот как — они шли не через пост охраны, а проломили стену на техническом этаже… Допустим, на технических этажах охраны нет, но — проломить стену небоскреба? Пусть даже какую-нибудь второстепенную, совсем небольшую стеночку… Пусть даже китайского небоскреба… Что происходит?
Пролом в бетонной стене на техническом этаже. Кадр из официального трейлера фильма
Согласны, это более чем странно…
В реальности разбить стену небоскреба в бетонной части, тем более — на техническом этаже, без применения чрезвычайно мощной и весьма заметной спецтехники — нереально. Снос небоскребов, построенных довольно давно — дело сложное, как правило включающее направленные подрывы несущих конструкций. Что говорить про современные сверхвысокие, которые проектируются в расчете на устойчивость к ударным сверхнагрузкам и прогрессирующему обрушению?
Как отмечает наш главный инженер, Сергей Никифоров:»… за последние 50 лет прочность конструкционной стали выросла на 40%, арматурных стержней — на 50%, а бетона — почти на 100%». И вот эту высокопрочную арматуру и бетоны разрушить без шума и пыли, минимальными средствами?…
Если все-таки стену как-то удалось проломить тихо и незаметно, допустим, одолжив лазерный меч на соседней съемочной площадке, то все равно дальше не сходится. В любых сверхвысоких зданиях есть система мониторинга конструкций. При разрушении стены датчики передадут об этом экстренный сигнал. Такая система может быть устроена по-разному в разных зданиях, но ее наличие и срабатывание при разрушении конструкционного элемента — это константа. В Лахта Центре, например, сигнал тревоги поступит не только при деформации какого-то элемента, но еще при намеке на это. Негодяи только достали свой лазерный меч, примерились, а за ними уже пришли).
В общем, с качеством стройки и службой контроля доступа дела у «Жемчужины» обстоят совсем-совсем неважно. Но вернемся к пожару.
Кадр из официального трейлера фильма
Бывают ли вещества, которые могу загореться при контакте с водой? Да, бывают. Например, некоторые щелочные металлы и их карбиды. Ситуация теоретически возможна — если закрыть глаза на фантастический способ доставки опасного вещества внутрь мегатолла и да саму идею работы с карбидами.
Диоксид углерода и пожаротушение
Да, применяется, но — в ограниченных случаях.
Башня с людьми к таим случаям не относится. Кадр из официального трейлера фильма
CO2 в определенных количествах опасен для человека: при 5% концентрации наступают симптомы интоксикации, при 7–10% — летальный исход. Эффект огнетушения достигается при концентрации около 30% двуокиси углерода в помещении. Так что газовое пожаротушение — только после полной эвакуации.
Применительно кульминации фильма, даже противогазы на героях не смогли бы придать реализма ее фантастичности. Суть газового пожаротушения — закрытый объем, позволяющий достичь нужной концентрации газа. «Если хотя бы форточка открыта — такое пожаротушение будет бессмысленно», — поясняет Александр Смирнов, инженер ПБ и ОТ Лахта Центра. Так что финальные кадры, когда СО2 поступает из спринклеров (почему-то в виде прозрачной жидкости), пожар моментом тухнет на глазах героев под аккомпанемент задувающего из проломов в полу и стенах ветра — абсолютная незамутненная реальностью фантастика.
Как бы реально тушили пожар при подозрении на самовозгорание некоего вещества при контакте с водой?
Александр Смирнов, инженер ПБ и ОТ Лахта Центра:
— До определения, что за вещество — никак. И вообще до эвакуации всех людей в здании — это первая задача. Потом пожарные начали бы окружать огонь, ограничивая негорящие этажи: то есть тушить самый верхний и самый нижний из горящих этажей, постепенно продвигаясь к эпицентру — то есть, к этажу, где все началось. Поскольку вещество было рассыпано на одном этаже, то к моменту захода туда оно скорее всего бы полностью прогорело — тушить можно было бы хоть чем. Но только не газом, если остекление от температуры уже разрушено.
Не выдумки ради, а только волею придумавшего все сценариста
Конечно, мы смотрим художественный фильм, а не документальный. Некие искажения вполне могут присутствовать — вопрос, какими фактами приходится жертвовать, чтобы история состоялась.
Вот, например. В «Небоскребе» есть кадры, когда большая толпа выходит из нижних уровней здания, в то время как на верхних остаются люди.
А потом все, кто вышел, снимают происходящее на телефон и выкладывают на ютуб. Тут, пожалуй, пять баллов к реалистичности. Кадр из официального трейлера фильма
В жизни порядок эвакуации одинаков: эвакуируют всех — это первая и главная задача при ЧП. Даже если возгорание совсем-совсем небольшое и кажется, что его можно быстро потушить — все равно — все на улицу.
Кадр из официального трейлера фильма
Вот, например, эвакуация высочайшего небоскрёба Великобритании, The Shard. Причина — сработал датчик дыма на одном из технических подземных этажей.
Понятно, что сценарист оставил героев на верхних этажах мегатолла, чтобы нам было что смотреть. Не критично. В конце концов, никто не учится, как правильно эвакуироваться, по фильмам — на то есть как учебные тревоги, так и сигнальные инструкции при реальных ЧП.
Но вот главный ход в причинно-следственной цепочке вызывает большой вопрос. Система противопожарной безопасности мегатолла управляется только с единственного планшета… Типа — как «умный дом», только «умный мегатолл». Планшет вручают малознакомому аудитору, и тот уходит с ним гулять по городу без охраны, только в компании нехорошего друга.
И зачем сюжет строить на таких абсолютно неправдоподобных, фантастических вещах?
Страшные и безопасные
Есть старый фильм про пожар в высотке — «Ад в поднебесье», 1974 года. Причина возгорания в том сюжете — халатность и алчность подрядчика, сэкономившего на проводке и материалах. Иногда — по-прежнему реалистично, невзирая на год выпуска фильма. Но применительно к большинству современных и уж тем более — уникальных небоскребов, типа «Жемчужины» такие вещи сейчас не проходят: повышенная категория ответственности, отдельные нормативы по противопожарке, всесторонний контроль как надзорных органов, так и служб заказчика, в конце концов — рынок высотного строительства, который сегодня формирует ограниченное количество подрядных компаний, нарабатывавших репутацию десятилетиями. Кажется, сегодня проще придумать абсолютно фантастическую историю, основанную на допущениях, не имеющих ничего общего с реальностью, чтобы объяснить зрителям факт крупномасштабного пожара в «супербезопасном» небоскребе, каковой заявлена «Жемчужина».
Что еще сказать про фильм? Стекла в башне Джонсон бьет быстрее Уиллиса. Но Брюсу как-то больше верится.
Хозяйке на заметку. Для разбития стекла в башне Джонсон использует металлическую китайскую статую, а Брюс — офисный стул
По поводу противопожарки в небоскребах, как она есть. Этот обзор предваряет статью про пожарную безопасность Лахта Центра. В ней наши специалисты расскажут, как работают противопожарные системы в комплексе в период стройки и будут — в период эксплуатации. Если есть вопросы по теме — пишите в комментариях под постом, постараемся на них ответить в готовящемся материале.
Хозяйке на заметку. Хороший пожарный топорик — помогает не только в пожаре, но и в бою с поджигателями. Для следующих экспериментов над стеклянным фасадом думаем раздобыть себе такой же.
***
Помогал разбираться в деталях сценария инженер по ПБ и ОТ Лахта Центра Александр Смирнов. Спасибо за помощь!