«Прибытие поезда» мистера Краша
Думаю, большинству людей покажется дикой идея рекламировать железную дорогу путем намеренного столкновения поездов. Любому современному человеку показалось бы, что больше людей после такого зрелища зарекутся пользоваться железными дорогами, нежели решат купить билетик и прокатится. Но, тем не менее, именно такая идея в 1896 г. пришла в голову человеку с подходящим именем Уильяму Г. Крашу. Ведь что может пойти не так? Не может же кто-нибудь погибнуть в такой совершенно безопасной и продуманной ситуации, правда?
Каким бы безумцем не казался господин Краш, он не был первым, кто воплотил эту идею в жизнь. Автором крушений поездов «под заказ» был бывший железнодорожник Альфред Л. Стритер. Насмотревшийся на толпы людей на Всемирной выставке 1893 г. и на представлениях Дикого запада Буфалло Билла, Стритер понял, что люди готовы платить деньги за зрелища любого сорта, и решил создать свое собственное. Если люди готовы платить деньги, чтобы посмотреть на уродцев, индейцев или двух дерущихся, вспотевших и окровавленных боксеров, почему бы ему не заработать денег, столкнув две быстро мчащиеся, извергающие дым груды железа?
Зрители гуляют по обломкам поезда в Бакай-парке в Ланкастере
С помощью нескольких спонсоров, с которыми он поделился своей идеей, Стритер выкупил у железной дороги Кливленд-Кэнтон-Саутерн два старых поезда. Один из них, побольше, был выкрашен в синий, красный и белый и назван «Protection» (скорее «Протекционизм» нежели «Защита» в данном случае). Паровоз поменьше получил название «Free trade» («Свободная торговля», «Фритредерство»). Вопрос о состоянии экономики на тот момент стоял остро, и поезда назвали в честь возможного его улучшения за счет изменения государственной политики. А еще это демонстрирует, что люди всегда имели тенденцию приплетать политику к чему угодно вообще.
К огромному, надо думать, сожалению Стритера крушение поездов в назначенный час не случилось. 20 июля 1895 г. его пришлось отменить в последнюю минуту — по версии Стритера, потому что ему не удалось совладать с толпой в шесть тысяч человек и отвести ее на безопасное расстояние. А по версии железной дороги — потому что Стритер не заплатил им за поезда — он собирался заплатить им после сбора денег за билеты, но недостаточное количество людей заплатило ему полагающиеся 75 центов, и совладать с халявщиками им так и не удалось.
Позднее найденный репортером газеты Стритер, расстроенный неудачей своего предприятия, рассказал, что потратил на него 1800 долларов, не считая того, что он остался должен. Тем не менее, он был уверен, что его схема рабочая — и хочет попробовать ее на День Труда (в США — первый понедельник сентября), и на этот раз с ограждениями.
Стритер действительно устроил, наконец, коммерческое крушение поездов -, но позже, 9 мая 1896 г. в Бакай Парк, Огайо. До этого события их пустили по маршруту — в последний раз. Компания, владевшая ими, надеялась, что на этом смогут сделать дополнительную прибыль. Некий, надо думать, суицидальный господин даже предложил заплатить 1500 долларов, чтобы прокатиться на одном их них в день столкновения, но ему было отказано.
К удовольствию Стритера, огромное количество людей собралось в Бакай Парк поглазеть на зрелище — примерно 20–25 тысяч. Машинисты, обслуживающие обреченные локомотивы, пригнали их на расстояние 2,4 км. друг от друга. По сигналу фейерверка, паровозы были разогнаны до скорости в 16 км/ч, после чего все находящиеся на них работники спрыгнули. На момент столкновения, паровозы достигли скорости в 80 км/ч.
Крушение было впечатляющим. По словам одного из репортеров, «когда два железных монстра столкнулись, они поднялись в воздух, как два борющихся жеребца, а затем рухнули вниз так сильно, что было сложно сказать, где заканчивались останки одного паровоза и начинались останки другого». Вырвавшийся при столкновении пар и дым заполнили место столкновения. «Ужасающий звук крушения и рёв вырывающегося пара сопровождали взлетевшие в воздух паровозы», сообщала статья в «Salt Lake Tribune».
Несмотря на принятые меры безопасности, без травм все же не обошлось. Одного из представителей железной дороги, который стоял к месту крушения ближе зрителей, ударило по ноге отлетевшим куском железа, сломав ему ногу ниже колена.
Ничего нового, просто зрители гуляют по обломкам поезда в Бакай-парке в Ланкастере
Тем временем, толпа прорвалась сквозь барьеры к месту крушения. Любой кусок метала, который можно было унести, и части двигателя были захвачены в качестве сувенира взбудораженными зрителями. Очевидно, что представление Альфреда Стритера было ошеломительным успехом. По разным подсчетам он заработал от 4 до 8 тысяч долларов — что эквивалентно 143 тыс. до 287 тыс. долларов в наше время. К тому же, и он, и железная дорога получили дополнительную рекламу.
Всего за Альфредом Стритером задокументировано пять организованных столкновений поездов. Дальнейшая жизнь Стритера, к слову, было достаточно насыщенной — он стал миллионером, запатентовав несколько улучшений к тормозным колодкам для поездов, засветился в скандале о многоженстве, чуть было не угодил в тюрьму за связь с 17-летней девушкой и в итоге окончил свою жизнь 31 августа 1926 г., будучи пациентом в психиатрической больнице.
Уильям Краш,
Уильям Краш, несомненно, был вдохновлен успехом Стритера. С такой предысторией его идея даже перестает казаться такой уж безумной. Но у него было и подтверждение эффективности подобной рекламы, основывающийся на его собственном опыте. В январе 1896 г. Краш путешествовал железной дорогой из Нью-Йорка в с Сент-Луис. Котёл паровоза, на котором он находился, взорвался, и тот сошел с рельс — Краш остался невредим, но крушение произвело на него неизгладимое впечатление. Несмотря на то, что в округе не было ни одного города, всего через полчаса вокруг места аварии собралась толпа из сотен людей. Если такое количество людей, несмотря на неудобства, собралось для удовлетворения своего любопытства здесь, то сколько людей соберется на организованном крушении? Представления Стритера подтвердили его догадки.
В 1896 году Крашу удалось убедить руководство железной дороги Миссури-Канзас-Техас, в простонародье «Katy», устроить представление из столкновения поездов. Это было задумано как рекламный трюк — несмотря на то, что «Katy» была прибыльной и стабильной компанией, не нуждающейся в таких экстремальных мерах привлечения внимания. Тем не менее, Краш и его помощники начали подготовку к представлению.
«Katy» образца 20х годов ХХ века.
Для него Крашу были предоставлены два устаревших локомотива. Один из них был покрошен в красный с зеленый полосой, другой — в зеленый с красный полосой. Все инженеры, кроме одного, с которыми проконсультировался Краш, уверили его, что паровые котлы при столкновении взорваться не должны ни в коему случае («Как думаешь, долбанет? Да вроде не должно… А почему тогда отходишь?»). Место для столкновения было выбрано в 24 км. от города Уйэко, Техас (кстати, это тот же самый Уэйко, в котором в 1993 г. произойдет печально известная осада ранчо «Маунт Кармел», принадлежавшего секте «Ветвь Давидова»). Оно было окружено холмами, служившими природным амфитеатром. Там вырыли два колодца и провели трубы для подачи воды, были организованы стойки с лимонадом, ресторан, небольшая деревянная «тюрьма» и карнавальные аттракционы. Этот временный городок был назван в честь его создателя — Краш.
16 сентября 1896 г. город Краш стал вторым по величине городом в Техасе с населением 40 000 человек — неплохо, с учетом того, что за день до этого он не существовал, и что несколькими часами позже он исчез. «Жители» г. Краш прибывали на поезде со всех уголков Техаса.
В 17:10 Уильям Краш собственной персоной проехался верхом на белом коне, размахивая своей шляпой. Это был сигнал к началу. Поезда разогнали, а затем работники спрыгнули с них в безопасность. На момент столкновения их скорость, также как и при столкновении в Огайо, достигла 80 км/ч.
Крушение поездов, как и предполагалось, было захватывающим зрелищем, которое вскоре стало смертельным. Паровые котлы, которые точно не должны были взорваться, взорвались. Куски горячего металла разных размеров и кипящая вода из котлов разлетелись вокруг, поражая охваченных страхом зрителей. Многие получили травмы разной степени тяжести, два человека погибли. Фотограф, приглашенный Уильямом Крашем запечатлеть событие, лишился глаза. Несмотря на травмы, шок и даже смерти, люди ринулись к тому, что осталось от поездов, чтобы разобрать груду железа на сувениры, и остались в восторге от зрелища.
Несмотря на трагичный исход крушения в Краше, рекламный трюк был успехом для «Katy», который принес ей много внимания со стороны прессы, статьи о катастрофе были во многих газетах мира, множество людей отправилось посмотреть на место аварии, и прибыли заметно превзошли расходы. Видимо, в данном случае любая реклама — хорошая реклама. Уильям Краш даже сохранил свою позицию в компании (его уволили, но потом взяли обратно), построил в ней карьеру и вышел на пенсию в 1934 г.; пострадавшим были предложены выплаты, а одноглазый фотограф в дополнение к денежной компенсации получил право бесплатного проезда на поездах Миссури-Канзас-Техас до конца жизни. Сама «Katy» просуществовала аж до 1988 года, влившись затем в Union Pacific.
Автор: Виктория Буничева
Оригинал