Превратится ли Земля в планету Торманс?

Изображение сгенерировано моделью ruDALL-E от СбераИзображение сгенерировано моделью ruDALL-E от Сбера

Это статья о незаурядном человеке — учёном и писателе Иване Антоновиче Ефремове и его грандиозном социально‑философском произведении — романе «Час Быка». Произведении уникальном, аналогов которому не было в мировой литературе. Произведении, актуальность которого с каждым годом только растёт.

И это — статья о том, как мы решили взяться за экранизацию «Часа Быка» с использованием современных программных средств визуализации.

Провозвестник Великого Кольца

Полвека назад завершился земной путь человека, который своим разумом охватил межгалактические расстояния и временные интервалы продолжительностью в миллиарды лет. Человека, идеи которого с каждым годом становятся всё актуальнее.

Речь об Иване Антоновиче Ефремове — выдающемся советском учёном и писателе. По своей официальной специализации он был палеонтологом, доктором биологических наук. Он обладал поистине энциклопедическими познаниями и проявлял интерес к самым различным сторонам бытия. Многим поколениям читателей Иван Антонович известен как автор увлекательных художественных произведений, в которых заключен глубокий научный и философский смысл. Свои мысли он транслировал в беллетристической форме — это и геология, и палеонтология, и космогония, и биология, и история, и социология, и психология, и этика, и футурология…

До того, как на небосклоне художественной литературы пятидесятых годов, как звезда первой величины, вспыхнул его роман «Туманность Андромеды», Ефремов уже обрёл широкую известность как автор научно-фантастических рассказов — в основном на тему неизведанного, пока ещё находящегося в сфере гипотез и предположений, на переднем краю познания. И это отнюдь не было фантастикой, оторванной от реальности. Взять хотя бы то, что Иван Антонович фактически предсказал и голографию, и наличие алмазосодержащих кимберлитовых трубок в Якутии, и трёхмерное телевидение, и геостационарные спутники, и экзоскелеты…

В книгах Ефремова — множество разнообразных интересных находок. И чтобы эти находки помогли найти построить дорогу к более позитивному грядущему, нам, людям пока ещё не очень счастливого настоящего, нужно прежде всего понять смысл, стержень его творчества.

Изображение сгенерировано моделью ruDALL-E от СбераИзображение сгенерировано моделью ruDALL-E от Сбера

Итак, «Туманность Андромеды». Эта книга сразу же привлекла к себе огромный интерес читателей всех возрастов. В этом романе представлен научно обоснованный, комплексный образ общества будущего. Причём будущего по-настоящему светлого, позитивного, счастливого. На страницах романа, написанного буквально перед запуском первого искусственного спутника Земли, его герои покоряют звёздные просторы на космических кораблях, способных всего лишь за годы преодолевать расстояния, измеряемые парсеками.

Как уточнял сам автор, действие произведения происходит спустя порядка двух тысяч лет после нашего времени. Интересна, прежде всего, историческая периодизация, предложенная Ефремовым. Согласно его концепции, ныне, в XX и в XXI веках, человечество живёт в Эре Разобщенного Мира (ЭРМ), которая началась с момента образования первых государств и будет продолжаться до установления во всем мире бесклассового коммунистического общества. Затем последует Эра Мирового Воссоединения (ЭМВ) — период объединения человечества во всепланетную семью народов. Следующей будет Эра Общего Труда — когда единая цивилизация рационально трансформирует производство в масштабах всей планеты и выработает схему потребления, которая позволит удовлетворить насущные потребности каждого человека. За ней последует Эра Великого Кольца — человечество Земли запустит регулярную высокотехнологичную связь с галактическими братьями по разуму, включившись, таким образом, в общую информационную сеть кольцевого типа, с бескорыстным взаимовыгодным обменом всеми достижениями науки и культуры. И, наконец, следующая ступень — Эра Встретившихся Рук, когда земляне изобретут Звездолёты Прямого Луча, способные добираться до самых отдаленных уголков Вселенной за считанные месяцы. Забегая вперед, эта эра относится уже к другому роману Ефремова — «Час Быка», который является продолжением «Туманности Андромеды».

Мир Ивана Ефремова

Каково же социальное устройство будущей земной цивилизации в представлении Ивана Ефремова? Прежде всего, это общество, не разделённое на «верхи» и «низы». «Верхи» — те, кто владеет средствами общественного производства, извлекая из них выгоду лично для себя и в обязательном порядке привлекая к их функционированию массы обычных людей, которые такими средствами не владеют. Привлекая «низы» по-разному: или силой, как при рабовладении и феодализме, или угрозой голодной смерти, как при капитализме. Проще говоря, имущий и неимущий классы. Так вот, в мире Ефремова этого нет. Вернее, есть, но в выродившейся цивилизации планеты Торманс из «Часа Быка», о которой чуть позже.

К сожалению, многие люди до сих пор путают понятия «одинаковость» и «равенство». Конечно, не может и не должно быть тождественных друг другу людей. Но справедливо ли, когда один человек имеет инструменты, позволяющие повелевать другими людьми, определять их судьбу, вплоть до решения вопроса жизни и смерти — причем решать в своих собственных, корыстных интересах?! То есть в интересах увеличения собственного могущества, увеличения власти над другими, относительного возвышения над такими же «владетелями», как и он сам. Справедливо ли, когда «выше» становятся не по личным заслугам, не по таланту, а по происхождению, по протекции? Так вот, на все эти вопросы Иван Ефремов даёт категорический ответ — нет, несправедливо. И показывает общество, где все очень разные, бесконечно разные…, но при этом равные. Равные в том смысле, что все в равной степени защищены от любого произвола, никто не вынужден становиться орудием удовлетворения иерархических амбиций тех, кому повезло родиться в нужной семье или пролезть наверх.

Как достигается такое равенство — равенство в социальном достоинстве? Прежде всего, упомянем материальную основу. Производственная система принадлежит солидарно всему человечеству, она управляется не хаотично, а по единому плану и в интересах всей цивилизации, каждый индивид вносит в её функционирование и развитие свой вклад сообразно своим устремлениям и склонностям на текущем отрезке своей довольно-таки долгой (сотни лет!) жизни. А универсальное, разностороннее базовое образование позволяет с лёгкостью менять профессии.

Удовлетворение бытовых потребностей основано на принципе безусловной доступности для каждого человека всего того, что ему действительно нужно для здоровой полноценной жизни. Это комфортное личное пространство, причём с возможностью лёгкой «релокации» — человек берёт с собой только немногочисленные вещи, которые неотделимы от его личности, а то, что нужно ему в быту, он найдет везде. Это вкусная и полезная пища. Это комфортные средства передвижения, позволяющие перемещаться по всей планете за относительно короткий срок. И, конечно, неограниченные возможности для постоянного личностного, интеллектуального, профессионального развития.

В том обществе нет семей в привычном понимании. Там — свободный союз мужчины и женщины, которые вместе, пока интересны друг другу, пока взаимно любят и любимы. Дети воспитываются в школах полного пансиона, а профессия учителя — самая почётная. Своеобразным «аттестатом зрелости» выступает трудный, но интересный индивидуальный проект — «подвиги Геркулеса».

»На Земле <...> нет семьи в старинном её понимании, но мы не уничтожили её, а просто расширили до целого общества»,  — так говорят герои Ефремова. 

И очевидно: там, где у каждого человека есть неотчуждаемая возможность жить в здоровой среде и в полной безопасности, рожать детей без сомнений в их счастливом будущем, постоянно и всесторонне развиваться, заниматься любимым делом, — там не будет места социальной иерархии! То есть там никто не сможет, даже если вдруг очень захочет, превратить другого человека в условного раба.

Ефремов описал мир сильных, свободных, альтруистичных людей. Мир, в котором у всех без исключения есть всё необходимое для жизни, для личного бытового комфорта. Но находящиеся в личном распоряжении человека вещи отнюдь не служат орудием и статусным маркером.

Что крайне важно — это отнюдь не мир всеобщей халявы и праздной неги, не мир кадавров-потребителей. Это мир, где люди, будучи хозяевами всего, что их окружает, каждый миг делают его ещё лучше совместными усилиями. Это — их мир. Мир для всех и для каждого!

В мире Ефремова не может быть такого, чтобы где-то обсуждался тот или иной вопрос, а остальные были бы отчуждены от возможности высказать своё мнение, подать свой голос. Немыслимо, конечно, и то, чтобы какой-то «специально уполномоченный» держал бы остальное человечество в неведении в вопросах, имеющих значение для других людей, для всей цивилизации. Работают Советы по различным направлениям — Совет Экономики, Совет Звездоплавания… И каждый человек, у кого есть обоснованные аргументы, может принять участие в обсуждении любого вопроса — этот процесс происходит открыто, публично. Плюс каждый может проголосовать, выразив свою волю.

Важнейшую, можно даже сказать, стержневую роль играет Совет Чести и Права (СЧП). Государства как аппарата насилия, аппарата принуждения по отношению к одним социальным группам в интересах других уже нет. Но это не означает, что вопросы всеобщей безопасности отданы на произвол судьбы. В ведении СЧП — в том числе и охранительные механизмы, призванные, в частности, ограждать общество от людей с атавистической психикой, например, прибегающих к деструктивному манипулированию другими во имя удовлетворения своих болезненных амбиций.

Кадр из тизера инициативной группы по созданию мультфильма Кадр из тизера инициативной группы по созданию мультфильма «Час Быка», 2015

Будущее — или всем, или никому

Хорошую фантастику, которая заставляет задуматься, вообще можно охарактеризовать не столько как литературный жанр, сколько как метод социально-психологического, футурологического моделирования. И здесь важно понять, чем же выделяется Иван Антонович из сонма многочисленных «коллег».

Советские фантасты тоже увлечённо творили свои миры будущего — и эти миры, как и у Ефремова, были столь же радостными, светлыми, счастливыми. На страницах их произведений коммунистическая Земля, ведомая чувством межпланетного классового долга, помогает — и, как правило, успешно — отсталым цивилизациям других планет побыстрее пройти путь социального прогресса.

Но есть, как говорится, нюансы.

Во-первых, складывается впечатление, что в подавляющем большинстве произведений иных советских фантастов описанное там — это не что иное как… копия, проекция того, что окружало самих авторов в год создания того или иного произведения. Да, лучшее из того, что окружало, — лучшие люди, лучшие отношения, лучшая психология. Но — именно копия. С усовершенствованными, продвинутыми «декорациями». И не более того.

И еще один важнейший аспект. Пусть и не слишком заметный. В мирах иных авторитетных авторов применительно к будущему земному человечеству можно встретить наличие некоей выделенной области знаний и данных, скрытых от непосвящённых, от основной массы. Скрытых, даже несмотря на то, что эти вещи относятся к безопасности цивилизации и к путям её дальнейшего развития. Присутствуют и самые настоящие спецслужбы, обеспечивающие тайное решение вопросов, в том числе касающихся конкретных человеческих судеб.

А что касается динамики самих идей? По мере того как советское общество шло от «полудня» гагаринских лет к перестроечному «закату», соответствующую тенденцию легко можно обнаружить и у знаковых мэтров советской фантастики.

И какой же конец, какой же «закат» коммунистического мира можно там встретить? Вот навскидку яркий пример. Ничтожная часть человечества — те, у кого есть редчайшая генетическая аномалия, открыла для себя возможность «эволюционировать» (или выродиться?) в иную, небиологическую форму бытия — и напрочь перестала ассоциировать себя с человечеством… Какова их цель, их смысл существования? А это неизвестно — они сначала раскрыли подробности крайне узкому кругу «высших» представителей человечества, а потом, недолго думая, стёрли самое важное и из аудиозаписи, и даже из памяти собеседников. Ну, а «высшие» всё остальное, что удалось сохранить, столь же оперативно засекретили — по крайней мере, первоначально — не только от остальных землян, но даже и от обычных членов всемирного совета…

На самом деле данная тенденция прямо вытекает из соответствующих порядков и социальных установок. Там, где есть «посвящённые» и «непосвящённые», обязательно рано или поздно появятся «высшие» и «низшие», «сверхчеловеки» и «оставшиеся за бортом»…

Сам же Ефремов сказал устами своей героини — «Будущее может принадлежать или всем, или никому». Чётко и недвусмысленно.

Тут налицо механистическое отражение в художественном творчестве напрямую видимых проявлений социальных тенденций, по своей глубинной сути так и не понятых даже самыми талантливыми и популярными писателями. Диалектическим методом применительно к обществу, пожалуй, владел по-настоящему только Иван Антонович. Это и выделяет его из ряда всех остальных.

У этих «остальных» с движением к светлому будущему всё не просто, а очень просто. Союз Советских Коммунистических Республик и распад мировой капиталистической системы уже спустя считанные десятилетия, порядка одного века, после Великого Октября… и далее строго по прямой, никуда не сворачивая… вплоть до того финала, который в качестве примера приведён выше.

Да, Ефремов творил в тот же самый — благополучный, исполненный социального оптимизма — советский период. Но, в отличие от иных писателей-фантастов, он чётко показал явную — и, прямо скажем, сильнейшую нелинейность развития общества. Показал, несмотря на, казалось бы, незыблемый постулат о необратимости социалистических завоеваний. Смело и уверенно противопоставляя свою позицию потенциальному недопониманию «официоза». Причем «недопонимание» — это еще мягко сказано… В общем, отнюдь не «мейнстрим»…

В представлении Ивана Антоновича путь социального восхождения — это не скоростное шоссе, как у многочисленных «коллег». А тяжкая тропа, петляющая через всевозможные опаснейшие места. С многократным отбрасыванием назад…

А ушёл из жизни Ефремов в 1972 году, задолго до тех событий, которые мы переживаем сейчас. И кто, спрашивается, оказался в большей степени прав, если смотреть из нашего сегодня?

Да, Иван Антонович раньше многих выразил тревогу за судьбу социального прогресса. Но если многие знаковые фантасты по мере усугубления современных им негативных тенденций постепенно, по сути, синхронно капитулировали перед «враждебным» началом, что отражалось в их творчестве, то Ефремов всё же провозглашал, что светлое будущее наступит. Пусть и гораздо более дорогой ценой, чем предполагалось ранее. И гораздо позже, чем хотелось бы…

И вот теперь мы переходим непосредственно к вершине его творчества.

Час Быка

Роман «Час Быка» был написан в 1969 году, за три года до смерти писателя. В нём Иван Ефремов фактически подвел итог своим размышлениям на тему развития общества. Произведению уже больше полувека —, но оно не только не устаревает, его актуальность пугающим образом растёт.

На первый взгляд, сюжет не является уникальным для советской фантастики. Представители коммунистической Земли прибывают на другую планету, где господствует угнетение и произвол, и помогают местному населению в изменении социального строя на более прогрессивный. Истоки этой типовой, казалось, фабулы можно встретить ещё в «Аэлите» Алексея Толстого. Схожие мотивы были и у ряда других писателей. Но, пожалуй, никто не раскрыл эту тему в советской — и, похоже, в мировой фантастике — так глубоко, как Иван Ефремов.

Время действия — пятое тысячелетие по привычному нам летоисчислению. Учёные коммунистической Земли изобрели Звездолёт Прямого Луча, способный за несколько недель или месяцев добраться до сколь угодно отдалённых окраин бескрайнего космоса. Сбылась вековая мечта разумных существ всей Галактики — общение уже не только дистанционное, но и непосредственное. Наступила, причем для всех цивилизаций, Эра Встретившихся Рук.

И тут поступает сообщение — на другом конце Галактики обнаружена планета с разумными существами, внешне неотличимыми от земных людей. Правда, почему-то они отказались общаться со звездолётом, обнаружившим их. Земля принимает решение направить туда экспедицию во главе с историком Фай Родис, ученицей Кин Руха, крупнейшего специалиста по Эре Разобщённого Мира. Прилетев на место, команда звездолёта «Тёмное пламя» выясняет, что там, на этой загадочной планете… точно потомки землян! Когда-то давно, в эпоху гигантских социальных потрясений, которыми сопровождалось крушение старых социальных порядков, горстка людей предприняла дерзкую попытку бежать на трёх звездолётах «в один конец». Разумеется, все считали этих фанатиков погибшими —, но оказалось, что они случайно попали под действие пространственной аномалии и «вынырнули» уже очень далеко. Причём, на их счастье, рядом со звездой, где нашлась пригодная для жизни планета.

Но путь Земли им пройти не удалось — коммунизм так и не построен. Да и тот космический полёт «в один конец» был последним. Скудость ресурсов, деградация технологий. Войны, голод и массовые убийства в недалёком прошлом. А ныне — разделение всего населения на две категории — долгоживущих (работники умственного труда) и короткоживущих (занимающиеся низкоквалифицированным, физическим трудом). Или, сокращённо, «джи» и «кжи». Последних, как только они вступают в возраст, соответствующий земным 25 годам, ритуально умерщвляют в так называемых «Дворцах Нежной Смерти».

Ни о каком народовластии на планете, которую земляне назвали «Торманс» (отсылка к роману древнего писателя о планете мучений), даже и не подозревают. Вся власть принадлежит верховному владыке, опирающемуся на трёх помощников (вместе составляют «Совет Четырёх»). Правящим слоем являются так называемые «змееносцы». И два эксплуатируемых класса — вышеупомянутые «джи» и «кжи», между которыми сановники постоянно провоцируют рознь и ненависть. А сама планета — в данный момент — называется «Ян-Ях», по имени жены диктатора — Чойо Чагаса.

Кадр из документального фильма Кадр из документального фильма «Откровение Ивана Ефремова», 1990

Любопытен термин Ефремова, устами своих героев описавшего социальный строй Торманса как «олигархический государственный капитализм». Да, понятие «государственно-монополистический капитализм» на момент написания романа широко применялось историками и социологами, в том числе и официальными советскими. Но именно определение «олигархический государственный капитализм» — было явно новым. Под ним, если следовать замыслу автора, подразумевается форма эксплуататорского строя, являющаяся предельной точкой в развитии капиталистической формации. То есть возможный вариант вырождения частнособственнической монополистической модели — когда уже не будет такого положения вещей, когда какие-то сегменты капитала принадлежат одним, а какие-то другим (пусть и коллективно). А есть только единый и неделимый, консолидированный привилегированный класс, который непосредственно, силой и властью государственного аппарата, управляет всеми, по сути, принадлежащими ему объединёнными активами. Но, в отличие от социализма, управляет не в интересах всех людей, а в интересах высшего класса, распределяя все «сливки» между допущенными — в данном случае сановниками-«змееносцами». Количество же благ и могущества — в зависимости от ранга каждого.

Описанная форма — на момент написания романа исключительно гипотетическая. Но, судя по нынешним тенденциям, Ефремов, похоже, оказался гениальным провидцем. Быть может, в том числе и за это его так ненавидят элиты всех мастей?…

Иван Антонович показал — если вся планета вдруг окажется под пятой подобной единой власти, то крышка условного гроба захлопнется, и выхода уже не будет!

Чеди Даан сосредоточенно наклонила голову.

— И вы думаете, что здесь, на Тормансе, — инферно? Что крышка всепланетного угнетения здесь захлопнулась, потому что они не достигли…

— У них всепланетная олигархия наступила очень быстро из-за однородности населения и культуры, — пояснила Родис.

Инферно развития

Термин «инферно» в представлении писателя — это жестокий механизм, сопровождающий эволюцию, естественный отбор с его неизбежным страданием и гибелью огромного количества живых существ.

Проходя триллионы превращений от безвестных морских тварей до мыслящего организма, животная жизнь миллиарды лет геологической истории находилась в инферно.

Человек, как существо мыслящее, попал в двойное инферно — для тела и для души.

<...>

С развитием мощных государственных аппаратов власти и угнетения, с усилением национализма с накрепко запертыми границами инферно стали создаваться и в обществе.

Так путались и в природных, и в общественных противоречиях, пока Маркс не сформулировал простого и ясного положения о прыжке из царства необходимости в царство свободы единственно возможным путём — путём переустройства общества.

Очевидно, понятие «инферно» близко к тому, что основоположники научного коммунизма называли термином «отчуждение» (в широком, социально-философском понимании).

Как же преодолевать инферно? Вот какое напутствие даёт Иван Антонович:

Если уж находиться в инферно, сознавая его и невозможность выхода для отдельного человека из-за длительности процесса, то это имеет смысл лишь для того, чтобы помогать его уничтожению, следовательно, помогать другим, делая добро, создавая прекрасное, распространяя знание. Иначе какой же смысл в жизни?

Вот на этой философской основе и разыгрывается увлекательный сюжет, обнажаются непримиримые противоречия. Прежде всего, землян беспокоит дилемма вмешательства — невмешательства в дела другой планеты, возникают острые споры…

— Около двух тысячелетий они шли сами, без нас. И у нас нет чести и права теперь рассматривать тормансиан как своих, — резко возразила Тивиса.

— Может ли биолог и антрополог судить столь поверхностно? — поморщилась Эвиза Танет. — Две тысячи лет без нас, а миллионы с нами и весь последний, самый трудный путь от варварства и феодализма до ЭМВ. Все жертвы, кровь, слезы и горе великого пути с нами! Какие же они чужие? Разве вы забыли, что человек — это кульминация трех миллиардов лет естественного отбора, слепой игры на выживание, инферно, завесу над которым впервые приподнял Дарвин. Мы связаны через гены исторической преемственностью со всей животной жизнью нашей планеты, и, следовательно, тормансиане тоже. Разве мы можем отказаться от своих корней, как то по неизвестным нам причинам сделали предки современных обитателей Ян-Ях? Давно уже, как и мы, они знали, что человек погружен в неощутимый океан мысли, накопленной информации, который великий учёный ЭРМ Вернадский назвал ноосферой. В ноосфере — все мечты, догадки, вдохновенные идеалы тех, кто давно исчез с лица Земли, разработанные наукой способы познания, творческое воображение художников, писателей, поэтов всех народов и веков. Мы знаем, что человек Земли в своей психике почерпнул огромную силу, реализовавшуюся в построении коммунистического общества: удивление и преклонение перед красотой, уважение, гордость, творческую веру в нравственность, не говоря уже об основе основ — любви. То, что тормансиане прервали эту преемственность, — ненормально. Нет ли здесь нарушения первого закона Великого Кольца — свободы информации? Если есть, то, вы знаете, мы полномочны на самое суровое вмешательство…

И экспедиция приняла решение помочь тормансианам сбросить угнетение. Прежде всего — раскрыть правду. О том, что есть Земля, что там — совершенно иной социальный строй, который служат интересам всех без исключения, а не только «избранных». Строй без деления на «высших» и «низших». Строй, где немыслимо закрытие большинству населения доступа к знаниям.

Здесь нет смысла пересказывать весь сюжет книги, описывать, что и как удалось сделать героям. Следует лишь упомянуть важнейшие установки, которыми руководствовались земляне в своей борьбе.

«Наши учёные и мой Кин Рух были совершенно правы, — подумала Родис, — говоря об умножении инферно, раз нет выхода для нижних слоев пирамиды. Она должна быть разрушена! Но ведь пирамида — самая устойчивая из всех построек! Устранение верхушки ничего не решает: на месте убранных сейчас же возникнет новая вершина из нижележащего слоя. У пирамиды надо развалить основание, а для этого необходимо дать нужную информацию именно «кжи».

<...>

Родис рассказала про пирамиду, и Гриф Рифт задумался.

— Да, единственный выход. Кстати, это давняя методика всех подлинных революций. Приспеет время, и пирамида рухнет, но только когда внизу накопятся силы, способные на организацию иного общества.

Согласно замыслу писателя, чтобы подняться из пропасти инферно, нужно прежде всего насытить ноосферу светлыми образами, создать образ нового человека. Далее нужно воспитать таких людей в количестве, значимом для формирования критической массы. Именно это даст ключ к качественному переустройству общества.

Торманс = Земля?

Роман «Час Быка» был написан спустя более десяти лет после «Туманности Андромеды». И если первая книга была пропитана социальным оптимизмом, то вторая — наполнена тревогой и осознанием того, что за грядущее счастье всего общества нужно бороться. И борьба это — отнюдь не только в прошлом.

И ещё раз следует подчеркнуть — Иван Ефремов, в отличие от некоторых, перед негативными тенденциями общественного развития, усиливавшимися в советском обществе с каждым годом, отнюдь не «капитулировал». «Час Быка» с его яркими образами и острыми противоречиями, по сути, стал ответом не только на тогдашние, но и на грядущие вызовы!

Показательно, кстати, мнение Ефремова, высказанное им в письме к Э.К. Олсону (1972):

…Некомпетентность, леность и шаловливость «мальчиков» и «девочек» в любом начинании является характерной чертой этого самого времени. Я называю это «взрывом безнравственности», и это мне кажется гораздо опаснее ядерной войны. Мы можем видеть, что с древних времён нравственность и честь (в русском понимании этих слов) много существеннее, чем шпаги, стрелы и слоны, танки и пикирующие бомбардировщики. Все разрушения империй, государств и других политических организаций происходят через утерю нравственности. Это является единственной действительной причиной катастроф во всей истории, и поэтому, исследуя причины почти всех катаклизмов, мы можем сказать, что разрушение носит характер саморазрушения. 

Когда для всех людей честная и напряжённая работа станет непривычной, какое будущее может ожидать человечество? Кто сможет кормить, одевать, исцелять и перевозить людей? Бесчестные, каковыми они являются в настоящее время, как они смогут проводить научные и медицинские исследования? Поколения, привыкшие к честному образу жизни, должны вымереть в течение последующих 20 лет, а затем произойдёт величайшая катастрофа в истории в виде широко распространяемой технической монокультуры, основы которой сейчас упорно внедряются во всех странах, и даже в Китае, Индонезии и Африке…

Под конец жизни Ефремова роман «Час Быка» и сам автор нажили себе влиятельных врагов в лице Юрия Андропова и его присных. Пытаясь с помощью передёргиваний манипулировать «коллегами» по Политбюро, тогдашний председатель КГБ утверждал, что якобы автор под планетой Торманс понимал СССР, что произведение имеет выраженный антисоветский подтекст. Однако видные идеологи, тот же Петр Демичев, Андропову «подпевать» не стали и отказались дать официальную «отмашку» на запрет. Тем более что Ефремов ни в коей мере не был антикоммунистом.

А сразу же после смерти писателя в его квартире прямо на глазах шокированной вдовы агенты КГБ провели бесцеремонный обыск, выпотрошили и изъяли личный архив Ивана Антоновича…

Позиция Андропова кажется, на первый взгляд, странной на фоне того, что сам он, как позже выяснилось, весьма благосклонно относился к… мягко говоря, некоммунистическим, несоветским деятелям науки и культуры. И тут вдруг — обвинение в «антисоветчине». Но это странным кажется только на первый взгляд…

Итак, движение общества к тому идеалу, который описал Ефремов, казалось, прервано. А созданные им образы провозглашены утопией. Грядущее представляется, прямо говоря, весьма мрачным. Правда, и в самом «Часе Быка» были явные намёки на то, что так просто человечество к высшему обществу не придет — за него предстоят века жесточайшей борьбы.

А что, кстати, с «олигархическим государственным капитализмом»? Тоже «блажь» советского утописта?

В начале 2010-х годов швейцарские учёные решили узнать, кому принадлежат крупнейшие мировые компании, пройдясь по перекрестному владению их акциями, по структуре различных инвестфондов. И путём последовательных приближений вычислили, что всё это сложно переплетенное транснациональное хозяйство из западных ТНК и финансовых конгломератов, мейнстримных медиа и социальных сетей сводится всего лишь к нескольким крупнейшим собственническим центрам, которых можно пересчитать по пальцам одной руки! Данный факт указывает на то, что капитал, по сути, стал уже не разрозненным, а «слипшимся» в некий клубок. Очевидно, с конечными бенефициарами в виде самых богатых западных семей. Да, пока ещё это не единое неразделимое владение, но уверенный шаг к нему.

И что будет ещё через несколько десятилетий, если эта тенденция не встретит противодействия?!

По сути, получается, что в перспективе есть лишь две альтернативы.

Два мира, две концепции управления, два варианта построения социума.

Или общество для всех, без какого бы то ни было деления на «посвященных» и «не допущенных», на «высших» и «низших», на «избранных» и «отверженных».

Или планета Торманс, паразитическая Железная Пята над всем человечеством.

Третьего не дано!

Экранизация

«Час Быка» выделяется тем, что он — не типичная антиутопия, а сплав утопии и антиутопии. Он показывает не слишком очевидные, на первый взгляд, но крайне опасные тенденции развития общества. А также, в отличие от многочисленных «одномерных» антиутопий, путь противодействия, способы слома этих роковых механизмов. Книга помогает насыщать действительность светлыми образами и дает надежду.

В увлекательной художественной форме в романе заключены идеи, востребованные прямо сейчас. А, значит, он заслуживает того, чтобы с ним ознакомилось как можно больше людей, самых разных поколений. Следовательно, нужны новые художественные средства, чтобы привлечь внимание молодых людей.

При должном подходе из «Часа Быка» получился бы впечатляющий фантастический блокбастер. Но — по весьма понятным причинам — к настоящему времени роман в полном объёме так и не экранизирован. Были лишь воспроизведены несколько сцен в рамках документального фильма «Откровение Ивана Ефремова», выпущенного в 1990 году.

Энтузиасты в разные годы высказывали идею экранизации. Люди создавали сайты, собирали сторонников, писали сценарии и синопсисы, сочиняли музыкальное сопровождение, рисовали всевозможные иллюстрации. Несколько эпизодов даже экранизировали в анимационной форме.

Но, к сожалению, дальше дело так и не продвинулось. Первоначальный порыв угасал, сайты закрывались, коллективы распадались. На реализацию масштабных замыслов не хватало времени творцов-добровольцев. Не хватало денег, чтобы привлечь профессионалов.

И всё же фильм «Час Быка» нужно обязательно снять, невзирая ни на какие препятствия!

Новая инициатива

Международное инновационное объединение «Кольцо» имени Ивана Ефремова — сообщество интеллектуалов, научных и творческих деятелей, для которых общим является стремление к позитивному и справедливому будущему для всех.

Ранее мы выдвинули инициативу проектного развития новых средств производства на базе роботизированного роя и всеобщего интеллектуального облака. Подобный механизм позволит цивилизации выйти на иной социально-экономический уровень, освободить человека от тяжелого физического и рутинного умственного труда. Освободить не ради праздности, а для всестороннего раскрытия интеллектуального, творческого потенциала каждого человека.

Также мы выдвинули проект создания самоуправляемых универсальных поселений для тех, кто уже сейчас хотел бы жить в кругу своих, в гарантированном достатке и безопасности, работать на себя, воспитывать и учить детей в дружном коллективе.© Habrahabr.ru