Подневный найм и выплаты через онлайн-сервис: как фриланс и безработица мутируют вместе во время ковида

На фоне растущей нестабильности в оффлайн приходит не только удалёнка, но и фриланс. Экономический кризис во время пандемии отличается тем, что непредсказуемой становится не только выручка бизнеса, работающего на фоне спада, но и когда он будет работать, а когда будет закрыт. Это меняет саму парадигму занятости: в «обычный» кризис на спаде можно сокращать число работников, на подъёме — увеличивать, а если бизнес закрыт — то уволить всех. В коронакризис многие бизнесы проходят через этот цикл уже второй раз за полгода. Так пандемия создаёт спрос на оффлайн-фрилансеров — временных и внештатных сотрудников.

6c8b1eb942720e22a9108ad86b37de52.jpg

Преимущества работы с фрилансерами известны давно — работать с фрилансерами зачастую дешевле и проще, чем содержать штат работников, не нужно нести расходы на аренду помещений, рабочие места, обеспечение техническими средствами. Работать со внештатными сотрудниками компаниям в России очень дорого: на них, в таком случае, ложится та же нагрузка, что и при трудовом контракте (НДФЛ, ПФР, ОМС, плюс оформление договоров и актов по каждой выполненной услуге, сложности обналички под персональные выплаты на электронные кошельки итд. А постоянно сотрудничать на таких условиях не был готов практически никто. До 2020 года только 24% компаний в России имели опыт найма работников вне штата.

«В мирное время» фирмы склоняли фрилансеров открывать ИП, с недавних пор — оформляться самозанятыми. Но коронавирус — точнее, следующий с ним в связке коронакризис — обернул ситуацию в прямо противоположную, принёс для многих компаний в России вынужденное знакомство и с организацией «удалёнки», и сдельной работы. У коронакризиса есть две составляющие: естественная и рукотворная. Естественная — это неизбежные экономические последствия эпидемии заразного заболевания, распространяемого воздушно-капельным путём, которая подталкивает людей сохранять дистанцию друг от друга, снижая потребительскую и деловую активность, из-за чего у бизнесов падает спрос, выручка, чтобы платить сотрудникам.

Рукотворный фактор коронакризиса — внезапность и непредсказуемость мер властей по борьбе с коронавирусом. В странах, где негативный эффект коронавируса на экономику удалось минимизировать — в первую очередь, в Европе, государства поддержали бизнесы прямыми выплатами при условии, что они сохранят рабочие места во время карантина. В результате, в Германии безработица за всё время карантинных мер увеличилась с 5 всего до 6%, а в Италии даже на процент снизилась. В России основной мерой поддержки бизнеса стали отсрочки по уплате налогов. В результате полтора нерабочих месяца весной с 30 марта по 11 мая обошлись закрытием многих бизнесов, всплеском безработицы.

Осенью, когда вторая волна эпидемии ставит новые рекорды (13 октября в России впервые выявили более 14 тыс. заразившихся за сутки), положение бизнесов становится только ещё неопределённее. По крайней мере, вторая волна эпидемии была ожидаема —, а вот слухи о втором карантине ходят постоянно, но остаются только слухами. Многие предприниматели, которые обошлись без увольнений и продолжали платить зарплаты весной, говорят о том, что повторить это при повторном закрытии им будет не на что. Даже если масштабного карантина не будет, над многими малыми бизнесами висит угроза отложенного закрытия — из-за упавшей выручки, они будут работать только до истечения отсрочки по налогам, после чего закроются. 

В ситуации, когда эпидемия развивается предсказуемее мер властей по борьбе с ней, для многих компаний кадровая гибкость становится условием выживания. По крайней мере, у компаний, благодаря сервисам массовых выплат, есть такая возможность. 

Обходить сложности с оплатой внештатным сотрудникам (договор подряда, безналичным расчётом или электронными деньгами) помогали сервисы массовых выплат, хорошо известные многим работающим онлайн — Solar Staff, Rootpay и другие. 

Это не постоянное трудоустройство, соответственно, работодателям не требуется оформлять каждого работника. Прежде это не всегда было так востребовано — наоборот, многие компании, когда могли, предпочитали стабильность кадрового состава текучке. По данным опроса, проведенного HeadHunter в апреле, сами работники отмечают среди минусов подобного формата работы отсутствие рабочего стажа и пенсии (56%) и оплачиваемых больничных и декрета (44%) — в общем, всех плюсов стабильной занятости. 

В «мирное время» они всегда воспринимались как сервисы оплаты труда фрилансеров. С другой стороны, многие фрилансеры, работающие онлайн, уже были оформлены как ИП или самозанятые. 

В эпоху коронакризиса всё резко поменялось: глобальное рабочее время сократилось на 14% только во II квартале 2020 г. — это эквивалентно потере 400 млн рабочих мест с полной занятостью, подсчитала Международная организация труда. Многие люди, потерявшие работу или отправленные в неоплачиваемый отпуск, вынуждены работать сдельно, становясь самозанятыми — юридически или фактически. В России самозанятый — это особый налоговый статус, но применять его могут не все независимые работники. Например, не может стать самозанятым человек, который продает подакцизные товары, товары не собственного производства, работает по договорам поручения, комиссии или агентским и т.д. По данным Федеральной налоговой службы, в августе 2020 число самозанятых в России только достигло одного миллиона человек, при общей численности трудоспособного населения в 74,6 млн человек.

Но за полгода пандемии, по неофициальным данным порталов о работе Superjob, HeadHunter и других, в России лишились работы и заработка до 10 миллионов человек. Это значит, что на рынке труда появилось большое число работников, у которых нет ни статуса самозанятого, ни ИП. По данным сервиса YouDo, на котором число желающих найти подработку  увеличилось на 38% в первую же нерабочую неделю с 30 марта по 5 апреля по сравнению с предыдущей неделей, больше всего новых исполнителей — большая часть в оффлайн-категориях «Курьерские услуги» (прирост 73%), «Ремонт цифровой техники» (69%), «Компьютерная помощь» (61%). Также выросло предложение в категории «Репетиторы и обучение» (51%), в которой раньше тоже многие работали оффлайн.  

Сегодня до 70% оплат через сервисы массовых выплат — это именно оффлайновая работа: курьеры, мерчендайзеры, официанты, таксисты, сомелье (винные компании) и торговые агенты. 

Отдельная категория — продавцы косметики и фармацевты. Оказывается, многие из них являются торговыми агентами, получая бонусы от фирм, товары которых они продают на работе в аптеках и магазинах косметики. При этом их работодателям (а, тем более, покупателям) об этом может быть даже не известно — производители или дистрибьюторы находят их индивидуально и платят проценты за продажи вдобавок к зарплате в аптеке или магазине.

Но после фрилансеров большинство работников, получающих выплаты через сервисы массовых платежей — это курьеры и таксисты. Принцип работы один и тот же: заказчики заключают договор с сервисом, а уже сервисы заключают договора с конкретными работниками и делают выплаты. Страховые пенсионные и медицинские взносы при таком посредничестве платить не требуется, а обязанность выплаты НДФЛ переходит к работнику. В результате, заказчикам это обходится в 6–12% комиссии сверху общей суммы выплат.  

Работники могут получать деньги, как принято, «на карту» либо электронные кошельки. У Solar Staff вместо выплат «на карту» можно выбрать вывод на кошельки Qiwi и WMR. У Rootpay больше выбор систем платежей: карты VISA/Mastercard, электронные кошельки, глобальные платёжные системы, многим знакомые по фрилансу (Paypal, Payoneer, Skrill) и даже Bitcoin. При этом оба сервиса могут делать выплаты день в день. 

Для компаний, у которых резко вырос спрос на сотрудников «оплата на карту каждый день» — важная «плюшка» для привлечения новых рабочих рук. Ещё летом я заметил, как объявления о найме курьеров в «Яндекс» и Delivery, например, обещают ежедневные выплаты — как оказалось, осуществляется это всё, в первую очередь, через сервисы массовых выплат.

В безработицу возможность получать выплаты сразу и ежедневно всегда имела большое значение. Во время кризиса это стало только важнее. Как и для многих компаний, для многих работников это становится условием выживания. Но кадровая гибкость не спасает от экономических потерь кризиса — просто перераспределяет нагрузку на плечах работников, которые и понесут, в итоге, основную цену 2020-го.

© Habrahabr.ru