Подбираем идеальную пару для ваших ушей: десять практических советов
Если у вас сломались наушники за 500 рублей и вы ищете что-то подобное им на смену, есть очень простое решение — идете в магазин и покупаете любые наушники в ту же цену. Разочарованы не будете — можно даже взять несколько пар, чтобы лишний раз не бегать. Если бюджет побольше и требования посерьезнее, то в этом материале мы дадим кое-какие практические рекомендации и развенчаем некоторые стереотипы. Обойдемся без форм-факторов, акустического оформления и подобных вещей — об этом и так написано множество статей.
1. Начните с приоритетов
У каждого из нас свои требования к звучанию — кто-то хочет побасовитее, кто-то — понатуральнее и так далее. Но дело не только в этом. Важно прикинуть сценарии использования. Если какие-то наушники блистательно проявляют себя в одних ситуациях, это не значит, что они будут так же хороши и в других.
К примеру, отдавая предпочтение полноразмерным Hi-End моделям, мы отказываем себе в нормальном портативном использовании — для улицы у них зачастую слишком слабая изоляция и громоздкая конструкция. Выбирая беспроводные модели, мы переплачиваем за электронную начинку и соглашаемся с некоторой потерей качества звучания — по сравнению с проводными наушниками того же класса. А покупая наушники для студийного мониторинга, рискуем найти их звучание слишком сухим и безжизненным для прослушивания музыки «в свое удовольствие».
Универсальных наушников, одинаково хорошо подходящих для всех задач, пожалуй, не бывает. Поэтому при выборе стоит первым делом задать себе вопрос «для каких целей они мне нужны», и четко расставить приоритеты: какие качества для вас на первых позициях, а какие не столь важны.
2. Иногда две пары лучше, чем одна
Если бюджет позволяет, иногда разумнее бывает взять две разных пары наушников под разные задачи, нежели искать что-то универсальное и компромиссное. Например, зачастую очень сложно найти что-то среднее между чистым студийным звуком и приукрашенным «музыкальным». Если для прослушивания музыки дома вы предпочитаете наушники, которые «вкусно перевирают» музыкальный материал, но при этом вам нужно работать в студии, где нужна максимальная честность звука, одной парой наушников не обойтись. Аналогично, если дома вы предпочитаете максимальный комфорт и качество, но в дороге готовы идти на компромиссы — тогда вам подойдет комплект из качественных полноразмерных наушников и недорогих накладных, либо вставных.
3. Счастье не в бренде
Если до того, как набрести на этот материал, вы читали другие статьи по выбору наушников, вам наверняка встречалась фраза типа этой: «При выборе следует отдавать предпочтение известным брендам, хорошо зарекомендовавшим себя в сфере аудио — Sennheiser, Bose, Sony». Да, продукция крупных компаний, начиная с определенного ценового порога, действительно обладает достойными звуковыми характеристиками, надежностью и качеством исполнения. Однако есть важное «но».
Даже в высоких ценовых сегментах имя отнюдь не является гарантом лучшего качества. Рынок наушников в наши дни активно пополняется доселе неизвестными именами. Новые производители, стремящиеся привлечь к себе внимание, часто предлагают продукт очень интересного качества по привлекательной цене. В свое время по этому сценарию на рынок ворвалась компания Hifiman, теперь уже ставшая солидным игроком аудио-рынка. Продолжают появляться новые игроки, в основном из Китая —, а вместе с ними приходят и новые интересные модели.
4. Не все характеристики полезны
Попробуйте прийти в магазин и поинтересоваться, можно ли сделать вывод о качестве звучания наушников по их техническим характеристикам? Если магазин не специализированный и его сотрудники не особо близки к миру аудио, с большой вероятностью вам посоветуют смотреть на диапазон воспроизводимых частот, мол, чем он шире, тем звучание лучше. Вопреки распространенному мнению, никакого отношения к качеству звука указанная характеристика не имеет, более того, в ней вообще нет никакого практического смысла.
Давайте разберемся. Диапазон воспроизводимых частот, по идее, указывает, звуки какой частоты способны воспроизводить наушники. При этом известно, что диапазон звуков, слышимых человеком, составляет 20–20000Гц, и какого-либо смысла выходить за границы этого диапазона для наушников нет. Гораздо важнее то, с каким уровнем громкости наушники способны воспроизводить этот диапазон. Какую бы ширину воспроизводимого диапазона не заявлял производитель, на практике даже в рамках указанного отрезка наушники часто выдают достаточно большую неравномерность сигнала.
Взглянем на результаты измерений АЧХ топовых (и действительно отличных!) Beyerdynamic T1 Tesla. Заявленный диапазон воспроизводимых частот этих наушников — впечатляющие 5–50000Гц. Что же мы видим на практике?
Человек выставляет комфортную громкость примерно по частоте 1000 Гц. Здесь громкость на ней приподнята. А вот в области выше 10 КГц наблюдается спад, график опускается ниже -20 дБ — падение громкости более чем в 8 раз). И где же тут заявленные 5–50000 Гц? Да собственно нигде. Вернее, Beyerdynamic T1 наверняка способны воспроизвести сигналы таких частот, как, в общем-то, и любые другие. Но с какими уровнями громкости и искажений? Об этом «заветный» диапазон воспроизводимых частот не говорит ровным счетом ничего. «Молчит» он и о характере звучания, и о его детальности. Иными словами, почти полностью бесполезная характеристика.
5. Технологии нужны
Не спешите делать вывод, что в мире наушников не встречается абсолютно никаких интересных технологий. Слово «технология» обретает вес тогда, когда оно касается непосредственно принципа работы излучателя наушников.
Многие считают, что в наушниках устанавливаются обычные динамики — как в колонках, только поменьше. Чаще всего так оно и есть. Но наряду с ними выпускаются наушники с принципиально иными типами излучателей — изодинамическими, электростатическими, излучателями Хейла, арматурными и т. д. Каждый из них обладает своими звуковыми особенностями, многие обеспечивают более точный и детальный звук, чем большинство стандартных динамиков. К таким наушникам мы советуем присмотреться — особенно если вы никогда не слышали ничего, кроме стандартных динамиков. Возможно, сделаете для себя открытие в области звука.
6. Не звуком единым
А на какие характеристики наушников все-таки стоит обратить внимание? Непосредственно о качестве звучания нам не скажет ни одна из них. Такие параметры, как чувствительность и сопротивление, могут иметь значение при выборе — особенно если ищете модель для портативного использования.
Чем ниже сопротивление, тем проще вашему плееру или смартфону будет «раскачать» наушники. В то же время слишком низкое сопротивление ведет к повышенному уровню искажений, что особенно заметно при прослушивании с не самых качественных источников (большинство смартфонов и плееров к ним и относится). Чем же выше чувствительность, тем громче наушники будут играть — что также важно для смартфонов и плееров, чьи встроенные усилители имеют ограниченную мощность.
Мы бы рекомендовали при выборе портативных наушников (если у вас обычный плеер, а не аудиофильский монстр) смотреть в сторону моделей с сопротивлением 32–64 Ом и чувствительностью от 100 дБ/мВт.
Если вы выбираете беспроводные наушники и достаточно придирчивы к качеству звучания, можете обратить внимание на поддержку ими технологии aptX, обеспечивающую повышенное качество передачи аудио по Bluetooth. Плюс для вас могут играть роль такие параметры, как время автономной работы, наличие или отсутствие системы активного шумоподавления.
7. Слушайте, слушайте и еще раз слушайте!
Обзорные статьи в сети и аудиофильские форумы могут служить хорошими помощниками в выборе наушников. Если вы новичок, то с их помощью вы получите неплохой ликбез по теме. Кроме того, опытные любители хорошего звука смогут направить ваши поиски в нужное русло, подсказать, среди каких моделей искать ваш условно-идеальный звук.
Тем не менее, принимать решение о покупке наушников (особенно дорогих) без самостоятельного «знакомства» с ними — это практически то же самое, что покупать дорогой классический костюм без примерки, рассчитывая, что он будет идеально сидеть. «Потерзав» наушники своими руками даже в течение непродолжительного времени, вы сможете оценить не только качество звучания, но также удобство посадки, качество исполнения, уровень шумоизоляции и другие важные для вас параметры — вплоть до удобства провода… Сделать это можно практически в любом магазине, продающем аудиотехнику.
8. Верьте только себе
С объективной точки зрения, качество звучания определяется двумя основными параметрами. Линейность амплитудно-частотной характеристики отвечает за частотный баланс звучания; проще говоря, за его естественность. От разрешения наушников зависит четкость атак, проработка тембров, качество построения сцены, общая детальность звучания. Ее, кстати, иногда имитируют за счет «приподнятых» высоких частот.
С точки зрения субъективной вам могут быть абсолютно по боку все эти параметры. Вполне вероятно, что, начитавшись хвалебных отзывов о натуральном и детальном звучании MyST IsoPhones, вы предпочтете им менее линейные и детальные Audio-Technica ATH-W5000 за то, что те уж очень вкусно «косячат» звук, с неистовой выразительностью подавая женский вокал и джазовые инструменты. Восприятие звука — дело не менее индивидуальное, чем ваши личные музыкальные предпочтения. Поэтому при выборе наушников — да и вообще, любых звуковоспроизводящих устройств, советуем вам поменьше оглядываться на мнения с форумов и советы продавцов. И больше верить своим ощущениям — слушать музыку-то вам.
9. Ломайте стереотипы
Есть в индустрии наушников один стереотип, настолько закоренелый, что многие, в том числе опытные любители звука, держат его в голове как что-то само собой разумеющееся. Звучит он так: «Вставные наушники при равной стоимости всегда звучат хуже, чем полноразмерные. А уровень топовых полноразмерных наушников для вставных просто недостижим».
Откуда этот стереотип произошел — доподлинно неизвестно. К действительности он имеет лишь косвенное отношение. Вспомним, что качество звучания составляют два основных параметра — линейность АЧХ и разрешающая способность (об этом мы говорили выше). Оставим в покое первый (вроде, никто не спорит, что вставные наушники могут играть достаточно ровно) и поговорим о втором.
Разрешающая способность — это фактически уровень информативности, который обеспечивают наушники при воспроизведении аудиозаписей. Этот параметр наушников определяется тем, насколько инертны их излучатели, чем инерция меньше, тем выше разрешение. Теперь давайте подумаем, будет ли инерция большого излучателя ниже, чем у небольшого? Отнюдь не факт, и, даже, скорее наоборот — чем излучатель крупнее и тяжелее, тем сложнее погасить его колебания. Очень низкой инерцией обладают арматурные излучатели –как раз самые миниатюрные из всех, они устанавливаются в высококлассные вставные наушники. Крупные излучатели топовых полноразмерных моделей, впрочем также обладают низкой инерцией. Давайте взглянем на замеры инерции полноразмерных Sennheiser HD800 и вставных Etymotic ER-4SR. (данные с innerfidelity.com):
Sennheiser HD-800
Etymotic ER-4S
И те, и другие наушники показывают очень хороший результат, однако арматурные Etymotic все же несколько более резвые. А ведь стоимость Sennheiser в разы выше, и они вполне могут претендовать на статус «топовых» полноразмерных наушников.
10. Качество не пропорционально цене
Если вы хотите приобрести качественный звук за относительно небольшие деньги, способ есть. Как? Ищите среди B-брендов. Такие компании как Dunu, GAL, TFZ, Harper, российская MyST, старый-добрый Hifiman и некоторые другие предлагают ряд моделей с очень выгодным соотношением цены и качества. Не стоит уповать на все продуктовые линейки каждого из этих брендов, однако, порывшись на форумах, вы легко найдете те модели, которые заслужили себе репутацию у пользователей. От себя можем рекомендовать Hifiman RE-400, Kitsound Mini Black, Dunu DN-12, Gal Solo SEM-8105, MyST IsoPhones, Harper HB-212 и HB-203, Astrotek Ax-35 и Ax-30. Но — чего мы не устанем повторять — все обязательно стоит послушать самому.