Плющев, твиты, этика и когда же стали сбиты прицелы
Сегодняшние размышления были вызваны историей о том, как уволили журналиста Плющева. Уволили за то, о чем я не столь часто как мне хотелось бы, но иногда пишу в этом и других своих блогах — за мнение, высказанное в Twitter-аккаунте.
Плющев отреагировал на гибель российского чиновника Иванова таким образом:
За этим последовало увольнение. И общественность, как обычно, разделилась: одни считают, что Плющев пострадал за то, что высказал свое мнение как обычный человек в своем личном блоге и что социальные сети (блоги, микроблоги) — это личное пространство, в котором человек может творить что угодно. Есть и проблески разума, выражающиеся в мнении о том, что Плющев, очевидно, не прав, безотносительно реакции его работодателя на эту правоту.
Чем больше я наблюдаю такого рода кейсы (а их, поверьте, огромное количество в интернете и я описываю менее 1% тех, которые мне попадаются на глаза), тем чаще я ловлю себя на мысли о том, что и у авторов таких записей, и у общества в целом, где-то «сбились прицелы». Интернет-технологии настолько сильно повлияло на некую прослойку людей, что они забыли банальные вещи «что такое хорошо и что такое плохо».
Разберем по частям этот кейс. Итак, прав ли был Плющев и может ли он работать дальше журналистом? Я считаю, что не прав категорически и писать такие вещи в общем доступе нельзя (что касается работы — здесь решение отдаем на откуп работодателю). Журналист не прав, даже если он трижды подумал перед тем, как опубликовать свой твит. Такие вещи нельзя писать, прежде всего, с общечеловеческой точки зрения. Не даром говорят, что об ушедших — либо хорошо, либо никак. Что бы ни сделал этот погибший сын Иванова, исправить это, наказать его за проступок уже нельзя. Он жил с той бедой, теперь с ужасным горем будут жить его родители. Заслуживают ли они на то, чтобы читать такие вещи в Сети о своем сыне — не просто в интернете, а в микроблоге с более чем 130 тысячами подписчиков?
Есть вещи, о которых не говорят, не пишут, не вспоминают, а если говорят, то в очень тесном кругу, без выноса в общее медиа-пространство, собственно, чем сегодня является Глобальная Сеть. Интернет «сбил прицел» в ощущении этого круга и в понятии того, о чем пишут и говорят, а о чем нет. Эти элементарные правила приличия просто исчезли в эпоху онлайна. Такое впечатление, что некоторые блогеры потеряли это ощущение «можно / нельзя», понятие о том, что предназначено для паблика, а что — исключительно приватное. У людей сбились прицелы и они выносят всю свою жизнь напоказ. Почему-то решив вынести и свое, иногда не особенно ценное мнение относительно других людей, блогеры забывают о том, что не обо всем говорят онлайн.
Я думаю, что, к сожалению, эти прицелы еще не скоро вернутся «на круги своя». Это упоение онлайном, а также жизнь / мысли / действия напоказ напоминают мне эпоху первичного накопления капитала, я для себя сравниваю их с жесткими 90-мы, когда мерседес, малиновый пиджак и златая цепь должны были показать всем вокруг, кто идет по улице (едет в машине). Точно так же, как в 90е, человек, добившийся определенного уровня достатка, желал сообщить об этом всем вокруг любой ценой, не задумываясь об уместности и адекватности пиджака и цепи, сейчас, блогер (журналист, лидер мнений), добившийся внимания аудитории, теряет некое чувство приватности и вначале пишет онлайн, а потом думает (или даже и не думает) о том, можно ли было это делать доступным для всех.
О такого рода тенденциях говорит не только случай с Плющевым, так поступают многие блогеры, инстаграмеры и прочие фейсбукеры. Все в онлайн, все для победы лайков.
Чтобы не утомлять читателей длительными рассуждениями на тему, мысль о том, являются ли социальные сети личным или публичным пространством, я попробую проиллюстрировать таким примером: у себя в доме мы вольны делать что угодно: ходить голышом, не убирать, не принимать душ, не чистить зубы, говорить с использованием какого угодно количества нецензурных слов. Как только мы появляемся в обществе, все эти вещи становятся недопустимыми, ибо они могут помешать другим людям. Это элементарные правила сосуществования, настолько элементарные, что их рассказывают детям в младшей школе. Блог — это тоже публичное пространство, которое еще и идентифицировано, причем не просто с конкретным человеком, а с сотрудником определенной компании. Соответственно, используя которое стоит помнить о том, что нужно мыть руки и не использовать матерщину, а в целом — помнить о политике соцмедиа той компании. «Опустить можно очень элегантно», — слова, которые сказал известный журналист на своей лекции.