Перевод отрывков из книги Роберта Хайнлайна «Заберите себе правительство» — часть 16
Глава 7 Как выиграть выборы
Выборы в парламент в Интенсуилле«На улице у двери находятся двадцать человек, хорошо вымытых, вы им пожмете руки, и шестеро грудных младенцев — вы их погладите по головке и спросите, сколько каждому из них месяцев. Будьте особенно внимательны к детям, уважаемый сэр, не забывайте, что это всегда производит огромное впечатление.
— Я об этом позабочусь, — сказал почтенный Сэмюел Сламки.
— И, пожалуй, уважаемый сэр, — добавил предусмотрительный маленький человек, — пожалуй, если бы вы могли — я не говорю, что это обязательно, но если бы вы могли поцеловать одного из них, это произвело бы огромное впечатление на толпу.
— Разве не тот же получится эффект, если это сделает пропонент или секундант? — осведомился почтенный Сэмюел Сламки.
— Боюсь, что нет, — отвечал агент, — если вы это сами сделаете, уважаемый сэр, мне кажется, это создаст вам большую популярность.
— Очень хорошо, — покорно сказал почтенный Сэмюел Сламки, — значит это должно быть сделано. Вот и все.
— Стройтесь в процессию! — кричали двадцать членов комитета.
из Посмертных записок Пиквикского Клуба, Чарльз Диккенс, 1837Посуду учатся мыть на кухне у раковины
Дочитав книгу до этого места, вы познакомились с теорией. Чтобы перейти к практике, вам нужно ею заняться.
Как проиграть выборы
Первые свои выборы вы, скорее всего, проиграете, поэтому для начала обсудим, почему выборы проигрываются. Для этого достаточно выполнить всего несколько правил. Во-первых — нужно забыть основную аксиому политики: выборы выигрываются с помощью избирательных голосов, и у каждого голоса есть обладатель — человек, которого надо убедить проголосовать за вас, а затем — уговорить придти на выборы, чтобы его мнение было учтено официально.
Если вы не выполните только одно это условие, то проиграете выборы просто и неэффектно. Но если предпринять еще кое-какие действия, то вы сможете проиграть выборы впечатляюще сокрушительно. Для этого направьте основную часть своих усилий, времени, и денег на чисто поверхностные аспекты предвыборной кампании, и пренебрегите прямыми методами получения избирательных голосов, такими как посещение избирателей. Принимайте все приглашения выступить, которые вам пришлют, даже если место выступления — не в том округе, в котором вы избираетесь. Ведь главное — чтобы ваше имя попало в газеты, кандидату на выборах нужна реклама, не так ли?
Назначьте своим пресс-секретарем только что окончившего журналистские курсы при университете зеленого юнца, полного свежеиспеченного энтузиазма. А затем — задушите в нем это его единственное достоинство, контролируя, а то и выполняя за него все то, что он пытается предпринять.
Издайте кучу дорогущей печатной агитации, не забыв заказать ее в самой дорогой типографии города. На всю эту макулатуру обязательно поместите фотографии вашего кандидата, для каждого вида агитации — своя неповторяющаяся фотография. Все оставшееся вокруг фотографии пространство заполните напечатанным мелким шрифтом убористым текстом. Что касается распространения агитации, — ограничьтесь ее подкидыванием на крыльцо избирателям, потому что у вас слишком мало волонтеров, чтобы вручить агитацию каждому избирателю лично, а подложенную на крыльцо агитацию избиратели обязательно прочитают, узнав таким образом о вашем кандидате.
Значительную долю фонда избирательной кампании пустите на радиорекламу. Раз или два в неделю выступайте по радио, занимая не менее пятнадцати-тридцати минут эфирного времени, или еще больше, смотря сколько вы сможете оплатить (радиостанции любят наличные). Выкупайте также эфирное время вне предвыборных дебатов — пусть при этом вы не вправе говорить о политике, зато это стоит в два раза дешевле, чем эфирное время для политической рекламы. К тому же, в этом случае вам позволят говорить на любые темы, если только вы не агитируете, и это вам подходит, ведь ваша цель — просветить избирателей, не так ли? А если они будут знать, какие замечательные идеалы вы поддерживаете, то в день выборов, конечно же, вспомнят о вас, не так ли?
Запланируйте на самый конец предвыборной кампании какое-нибудь Грандиозное Мероприятие, такое как массовый митинг, бал, или пикник. И пусть ваши волонтеры сконцентрируются исключительно на подготовке этой пирушки, продают на нее билеты, и организуют программу развлечений. Это событие пусть станет кульминацией всей вашей предвыборной кампании.
С места в карьер баллотируйтесь исключительно на самые высокие посты, такие, как конгрессмен, или верховный судья. Ведь вы выше всех этих мелких должностей, вроде председателя местной избирательной комиссии, или районного депутата.
Пусть вашей предвыборной кампанией руководит ваш родственник, ведь это гарантированно обеспечит лояльность управляющего кампании, а других качеств от него и не требуется.
Делая свои заявления максимально нейтральными, постарайтесь добиться поддержки всех имеющихся групп избирателей, угождая и нашим и вашим. Потому что, и на заседании местной торговой палаты, и на благотворительном аукционе, публика одинакова, не так ли? А это значит, что вы сможете сказать им многое, только улыбаясь, кивая, и соглашаясь со всеми. Ведь главное — это то, что вы ратуете за благо всего человечества. Что же касается ваших соглашательских методов, то они неизбежны в борьбе с пользующимися теми же методами конкурентами, ведь политика — грязное дело, не так ли? (тут вы хитро подмигиваете)
Каждому соискателю поста в правительстве победившей партии дайте знать, что вы поддерживаете именно его кандидатуру, но ничего конкретного не обещайте (все равно это неважно, вы ведь не надеетесь выиграть выборы).
Не проверяйте на местах, насколько улучшилось в результате агитации мнение избирателей о вас, а вместо этого окружите себя вашими ревностными сторонниками, и слушайте только их. Избавляйтесь от пессимистов, ведь они только подрывают боевой дух ваших сотрудников.
Планируя избирательную кампанию описанным выше образом, вы насладитесь каждой ее минутой, и отлично проведете время — вплоть до объявления результатов выборов. Но даже и после объявления провальных для вас результатов, можно сделать еще хуже, превратив свою неудачу в настоящее политическое самоубийство.
Для этого вам, для начала, нужно не проводить послевыборный банкет — вечеринка, проводимая после закрытия избирательных участков, на которой сотрудники избирательного штаба поздравляют, или утешают друг друга. Вы сэкономите на стоимости угощения, не потеряв ничьих голосов, потому что ваши сотрудники узнают об отмене вечеринки только после выборов. Заодно это избавит вас и от возможных проблем, когда кто-то из ваших волонтеров на этой вечеринке с горя напьется вдрызг.
На следующий день после проигрыша выборов, исчезните на несколько дней и не отвечайте на телефонные звонки, иначе все ваши сторонники придут рыдать на вашем плече, оплакивая поражение. Разве они не понимают, что вы уже и так изнервничались за время кампании, да еще и потерпели сокрушительное поражение? Тем не менее, вы должны поблагодарить их за поддержку — для этого, ограничьтесь рассылкой им одинаковых, напечатанных под копирку писем. Ведь они же знают, что нельзя написать персональное письмо, каждому лично!
А после этого откажитесь поддерживать выдвинутых от партии кандидатов. Вы только что проиграли праймериз (и это естественно, с вашими-то методами вы не могли их не проиграть). В отместку — не поддерживайте обошедшего вас кандидата. Ведь вы имеет на это полное право, потому что его окружают разные одиозные субъекты и бесстыдные политиканы, которые не только приказали своим сотрудникам сорвать всю вашу рекламу, но и практически покупали голоса. А еще они выкопали кое-какие факты из вашего прошлого и обнародовали их, представив вас в совершенно невыгодном, можно даже сказать, клеветническом ключе. Конечно, вы им этого не простите никогда, и никто не вправе ожидать от вас ничего другого. Посему — удалитесь от всех — в буквальном смысле, повод уехать всегда найдется. Уж если кому-то сейчас действительно нужен отпуск, так это вам, так что уезжайте отдыхать вместе с семьей в какую-нибудь глухомань, и не показывайтесь до тех пор, пока не пройдут основные выборы.
И, конечно же, отныне, после всего вами пережитого, вы вправе вести себя как разочарованный горьким опытом человек. Теперь вы упрямо держитесь того мнения о демократии, что это штука, конечно, хорошая, но только не работает на практике, и в нашей стране должна править твердая властная рука, или собравшиеся вместе для создания власти без страха и упрека Лучшие Люди страны. Иначе нашу республику разрушит какой-нибудь вождь-демагог. Вы-то это точно знаете, ведь вы прошли через жернова демократии.
Я уверен, что когда-нибудь вы обязательно познакомитесь с описанным выше политическим типажом. Этот пример незадачливого политического деятеля может показаться утрированным, однако описанные мною ошибки встречаются в каждой предвыборной кампании, каждый год, в каждом избирательном округе. Многие кандидатов совершают большинство из этих ошибок. Я помню одного кандидата, являвшего собой почти совершенный пример описанного выше «идеала», в своей кампании он совершил все приведенные ошибки, кроме одной единственной: к его чести, он не разочаровался в демократии. И оказался достаточно умен, чтобы учиться на своих ошибках: после того, как он отказал своей партии в поддержке выдвинутых кандидатов, он вернулся в партию, признал свои ошибки, принялся за работу, и вскоре восстановил свое политическое реноме.
Как выиграть выборы
Еще раз напомню, что ключ к успеху в политике — все время держать в голове, что главное ваше достояние — это избирательные голоса избирателей, а голоса приносятся избирателями, живущими на избирательных участках.
Не стоит собирать голоса избирателей в деловой части города или на заседаниях политклуба — таким образом вы много не соберете. Конечно, единицы голосов найдутся и там, однако, главная задача политклуба — сплотить ваших волонтеров, одних только голосов ваших соратников недостаточно для того, чтобы выиграть выборы.
Публичные митинги нужны, во-первых, для объединения ваших сторонников, и, во-вторых, — для рекламы. Однако, те, кто идут на митинг, уже приняли решение о том, за кого они будут голосовать, и на них уже можно рассчитывать как на ваших избирателей, вне зависимости от того, состоится ли митинг, или нет. Голоса, нужные вам для победы, скрываются по другую сторону закрытых дверей частных домов и квартир, и чтобы их добыть, вам нужно позвонить в дверь, другого пути — нет. А когда вы получите голос в свою пользу, вам нужно еще и обеспечить, чтобы его обладатель достиг пункта голосования, не полагайтесь безоглядно на его гражданскую сознательность.
Приобрести приверженцев вашей политической программы нетрудно. Те избиратели, которые вам нужны, или уже на вашей стороне, и тогда их нужно просто найти, или же, если у них еще нет своего мнения, будучи ознакомленными с вашей программой, могут быть перетянуты на вашу сторону и убеждены голосовать за вас. Трудными случаями лучше не заниматься, это все равно, что пытаться пробить головой каменную стену.
Таким образом, суть агитации — это не рекламная акция с призывом купить вашу политическую программу, а поиск ваших покупателей, и доставка их на пункт голосования. И вот это-то, как раз, — довольно сложная задача. Никакое сопротивление оппозиции не подведет вас так сильно, как лень ваших избирателей, которые просто не придут голосовать. Я однажды проиграл выборы, недобрав всего 400 голосов. После анализа причин поражения, я составил таблицу, в которой числилось гораздо большее число избирателей, являющихся моими знакомыми, и обещавшими голосовать за меня, но не явившимися на выборы. Таким образом, главной причиной моего поражения явилась плохая организация дня выборов. Работой всего сорока волонтеров, можно было бы полностью изменить исход выборов в округе! Но, к сожалению, этот округ был признан безнадежным, с точки зрения победы в нем нашей партии — всеми, кроме меня и кучки смельчаков. Но нас оказалось слишком мало для полноценной организации дня выборов.
Я уже рассказывал о том, как Чарльзу Эвансу Хьюзу помешал стать президентом США недобор всего сотой доли процента голосов избирателей, который мог бы быть набран, если бы в одном, ключевом штате была проведена достаточная работа. Выборы 1944 года в этом отношении являются еще более характерным примером. на них Мистер Деви получил большинство голосов только в 99 округах из 432. Казалось бы, полнейший провал самого Деви, как кандидата, но давайте проанализируем причины его поражения.
В 1944 году в Америке жило 87 000 000 граждан, имеющих право голоса, и только 48 000 000 из них проголосовало на выборах того года. Значит, 39 000 000 остальных избирателей не зарегистрировались, или не проголосовали. Предположим, что среди не проголосовавших процент сторонников каждого из кандидатов такой же, как и среди проголосовавших, тогда в свою пользу Деви недосчитался 18 000 000 голосов, а перевес голосов в пользу Рузвельта на всеобщих выборах составил меньше 4 000 000 голосов. Похоже, что противники продления срока пребывания Рузвельта у власти, не настолько сильно были против, чтобы пойти и проголосовать.
Если бы на тех выборах Республиканцы выиграли бы в Калифорнии, Иллинойсе, Мичигане, Нью-Джерси, Нью-Йорке и Пенсильвании, мистер Деви выиграл бы выборы. Все эти штаты — решающие в общем числе голосов, и при этом, их население не является убежденными сторонниками одной из партий, они — колеблющиеся. Ни один из этих штатов не принадлежит полностью Демократической партии, из последних десяти президентских выборов Демократы проиграли в каждом из них половину и больше. К тому же, все эти штаты имели назначенного до 1944 года, или выбранного на выборах этого года губернатора-Республиканца.
Перевес в пользу Рузвельта в этих штатах, вместе взятых, составил немногим больше миллиона голосов. Однако, число живущих в них и не проголосовавших сторонников Республиканцев составило 7 200 000! Если бы Республиканцы сконцентрировали свои усилия на этих шести штатах (а всем тогда было понятно, что ситуация там колеблющаяся, могущая склониться, как в одну, так и другую сторону), то Деви бы выиграл, даже если бы на выборы привели за ручку только каждого седьмого из «спящих» сторонников Республиканцев.
Только не делайте из всего этого вывод насчет того, какую партию поддерживаю я сам. Я не оплакиваю поражение, и не злорадствую, а провожу объективный анализ тех выборов. Вывод же мой таков: деятельность Республиканского избирательного штаба на тех выборах не выдерживает никакой критики, высшее руководство не проконтролировало стратегию, а руководство на местах — тактику.
А теперь, предположим, что вы желаете сменить депутата от вашего избирательного округа, и у вас есть для этого веские причины. Какие у вас есть для этого возможности? Предположим, вы живете в вымышленном «среднем» округе, насчитывающем 320 000 душ населения, 200 000 из которых достигли возраста, начиная с которого можно голосовать, и 140 000 из них зарегистрированы как избиратели. Пусть сторонники обеих партий распределены в округе примерно поровну, так что, если партия выдвинет вашего кандидата на выборы, то вы имеете шанс победить, однако, победу не преподнесут вам на тарелочке, за нее нужно будет побороться.
Таким образом, имеем в округе 70 000 сторонников вашей партии, из которых в праймериз примут участие около 25 000. Чтобы обеспечить победу на праймериз большинством голосов, вам нужно еще 13 000 голосов, и чуть меньше — если в вашем штате разрешено выдвигать несколько кандидатов от партии, и в праймериз участвует больше двух претендентов.
Что вам нужно сделать, чтобы получить эти 13 000 голосов? Если имеющиеся в вашем распоряжении политклубы смогут выставить тысячу волонтеров, умеющих правильно работать с избирателями (так, как я описывал в главе 4), и имеющих возможность поработать в день выборов, я готов держать пари, что вы выиграете выборы.
Сколько это будет стоить? Столько, сколько вы можете себе позволить, волонтерские избирательные кампании не должны стоить дорого. Если до того, как ваш кандидат подаст заявку на выдвижение, вы сможете собрать в фонд всего 1000 долларов, вам уже можно не думать о том, кто покроет затраты на избирательную кампанию, при условии, что вы сами будете жестко контролировать все расходы. Если, скажем, жена выдвигаемого вами кандидата начнет самолично заказывать печать листовок на средства избирательной кампании, то деньги в вашем фонде закончатся очень скоро. То же самое будет в случае, если комитет вашего предвыборного штаба будет вмешиваться в ваши распоряжения, тратя на незапланированные вами цели деньги из фонда кампании (а не свои личные средства). Расходы на кампанию могут и превысить 1000 долларов, однако недостача средств легко может быть покрыта сбором средств среди участников вашей команды, а особенно, –с того, кто желает тратить фонд кампании на незапланированные в вашем бюджете цели.
Тем не менее, для большинства из нас, и 1000 долларов — немалые деньги, где их взять? Ответ находится между двумя крайностями: тысяча человек скидывающаяся по одному доллару, и один человек, дающий тысячу долларов. Первый из этих двух вариантов предпочтительнее: волонтерская кампания будет финансироваться на средства, собранные среди самих волонтеров и их друзей. Предположим, что первое ваше заседание по вопросу организации будущей избирательной кампании, собрало двадцать человек. С каждого из них вам нужно собрать в среднем по 10 долларов, наличными или чеками. Кто-то даст 25 долларов, кто-то — ничего. Ваш будущий кандидат, вероятно, достаточно состоятелен для того, чтобы вложить в фонд кампании 300 долларов (только не делайте состоятельность кандидата главным критерием выбора кандидата, богатый человек может проиграть выборы точно так же, как и бедный). Ваши политклубы могут собрать для вас еще какие-то деньги. Вдобавок, вы можете знать кого-то, кто подкинет вам денег, как только увидит, что вы всерьез настроены проводить кампанию, и уже собрали на нее кое-какие средства. Но собрать эту тысячу долларов нужно до официального выдвижения кандидата, потому что эта сумма вам вскоре понадобится, и намного легче собрать ее пораньше, когда у вас есть на это время, чем тогда, когда уже пошел отсчет времени, остающегося до выборов.
Ваши противники могут потратить несколько тысяч долларов, но пусть вас это не расстраивает: выборы выигрываются не деньгами. Единственная причина, по которой вам нужны деньги, — это то, что типографии и почта работают только за наличные. Тысяча долларов, конечно, достаточно приблизительная сумма, если вы можете собрать больший фонд, то работать вам становится комфортнее, но и меньшей суммы вам может хватить, если вы проявите некоторую изворотливость. Большинство дорогих услуг бесполезны для сбора голосов на местных выборах (а выборы любого уровня — это, в сущности, местные выборы, ведь голоса для них берутся на избирательных участках — на местах).
После выигранных праймериз собирать деньги вам станет намного легче. В дополнение к местным источникам, вас может профинансировать национальный партийный комитет, который всегда рад помочь местным партийным организациям, обладающим штатом активных волонтеров, и без посторонней помощи успешно лидирующими в праймериз. У каждой национальной партийной организации есть отдельный фонд денежных средств для финансирования поддержки партии в «колеблющихся» округах, наподобие вашего. Этот фонд никогда не расходуется на округи, где партия уверена в своей победе, или наоборот, — на «безнадежные» округи. Таких округов, в стране всего сотня, а фонд на их поддержку собирается по всей стране. Вот и представьте себе, какие немалые суммы там собраны.