От дивана до переработок: как рушились мои сказочные представления об удаленке

Вот уже четыре года я работаю на полной удаленке. В самом начале пути у меня, конечно, были совершенно иные мысли об организации домашнего рабочего пространства, времени и других неочевидных вещах. А о чем-то я вообще не задумывалась. В этой статье я собрала все свои ошибки и открытия воедино. Надеюсь, описанный опыт поможет входящим в удаленку избежать моих ошибок.

72adf30fe0d1d6ef2cad59cb05d5ec52.png

Сразу уточню, что я работаю на удаленке постоянно с редкими визитами в офис. Вероятно, описанные мною проблемы будут не актуальны для людей с гибридным графиком, которые работают из дома 1–2 дня в неделю. Кроме того, я не исключаю, что у других сидящих на полной удаленке есть свой опыт и советы получше моих. А может быть вы вообще не сталкивались с этим, поскольку уже на старте имели прокаченный уровень самодисциплины и понимания ситуации.

Диван и кухонный стол — не место для работы

Это уже, пожалуй, всем известная проблема. Но четыре года назад для меня этот важный аспект удаленной работы был не таким очевидным, и многие люди до сих пор думают, что можно работать на удаленке с дивана. Мне тоже казалось, что будет удобно работать в кровати, подложив под поясницу большую подушку и купив столик для ноутбука. Нет, это совершенно неудобно, убивает спину, шею, места для сидения и другие части тела. И поняла я это почти сразу, разрушив сама для себя миф о прекрасной удаленке с дивана как на стоковых картинках в интернете.

Пример таких стоковых фотографий. До смерти спины и шеи 3... 2... 1...

Пример таких стоковых фотографий. До смерти спины и шеи 3… 2… 1…

Сначала с кровати я пересела за стол. Ввиду ограниченности мебели в квартире первое время работать пришлось на стуле за кухонным столом и стулом. И это тоже было ужасно, но уже лучше, чем просто диван. Все так же убивалась спина из-за отсутствия поддержки и шея из-за неподходящей высоты стола.

Мое первое «рабочее место» было совсем простым. Я пожалела денег на полноценные рабочие столы и комфортные кресла и в итоге оказалась героем фразы «скупой платит дважды». Хотя могла бы и додуматься, учитывая опыт с диваном и кухней. Маленький рабочий стол, куда помещался только ноутбук и пара колонок, обычный стул со спинкой не принесли мне больше пользы, чем обычный кухонный стол и табуретка.

В итоге я пришла к большому столу с доской (модель по ссылке, только без кресла) для записи разных срочных вещей (я там обычно пишу календарь с задачами и планами на день/неделю) и игровому креслу с регулируемой высотой и углом наклона, а также с поддержкой спины. Стандартные офисные стулья оказались не такими удобными, как игровые кресла, хотя по стоимости могут быть сравнимы или даже выше.

На текущее рабочее место в виде стола и стула два года назад я потратила около 40–45 тысяч рублей (доставка, покупка, сборка, сами вещи). Последиванный набор стоил мне около 8 тысяч рублей, но я считаю это выброшенными на ветер деньгами. Сейчас кресло и стол меня полностью устраивают, но я посматриваю периодически на другие модели и думаю, как улучшить свое рабочее место. Например, много разговоров среди удаленщиков по части регулируемого по высоте рабочего стола, новых моделей кресел без бортиков на сидушке и не только.

Места для работы и отдыха — это разные места

Очень полезно, когда у удаленщика есть разные места в доме для работы и отдыха. В идеале это должны быть разные комнаты и даже разная техника, но далеко не всегда есть такая возможность. У меня она появилась только спустя два года работы на удаленке, когда я переехала в другую квартиру.

Когда у вас появится свое рабочее место, не важно, насколько круто оборудованное, оно должно использоваться исключительно для работы. Это один из способов разделения дома и работы на подсознательном уровне. В иных случаях вам не приходится это делать — работа и отдых естественным образом разделяется поездками на работу и с работы, и дома отсутствуют какие-либо рабочие триггеры. Но на удаленке остро необходимо придумывать маркеры, которые будут четко разграничивать работу и отдых.

Это максимально неочевидный момент, и заметила я его только когда осознала, что я начала перерабатывать и срываться на работу в любое время дня и ночи. Мне стало сложнее настраивать себя на отдых и получать от него удовольствие и нужный релакс. При поиске возможных вариантов решения этих проблем жесткое разделение мест для отдыха и работы стало одним из лучших и самых работающих вариантов.

А еще никогда не ешьте на рабочем месте. Многие пренебрегают этим правилом, я иногда тоже, но это делать нельзя. Места для работы и приема пищи тоже должны быть разные. Максимум — какой-нибудь напиток типа кофе, чая, газировки или даже простой воды. Так вы имеете еще один «маркер», отделяющий работы от дома, и даете мозгу отдохнуть, но об этом далее.

Думать про распорядок дня придется самим

113a486550035908e63be5a54a9e5602.jpg

Без планирования и самодисциплины на удаленке работать нельзя. По моему опыту работа из офиса и корпоративные стандарты избавляют вас от необходимости самостоятельно думать про глобальный распорядок дня. У вас есть четкое время начала работы, перерыва и окончания рабочего дня. На удаленке такого, как правило, нет, только если работодатель не предъявляет свои требования в части отчетности по своей удаленной деятельности. Единственный вариант избежать проблем с переработками, ненормированным рабочим днем и сбоем режима — не полениться и сразу самостоятельно заняться тайм-менеджментом.

Соотнесите свои пожелания с рабочими процессами внутри компании или, если вы на фрилансе, с активностью заказчиков. Найдите компромисс, чтобы было удобно всем сторонам, и установите себе четкий график работы с жестким лимитом по трудовым часам. Я всегда ориентируюсь на восьмичасовой рабочий день как на общепринятую норму, но у вас может быть и меньше, если того позволяет ситуация или вы получаете для себя достаточный финансовый выхлоп при работе меньшее число часов.

Планируйте и делите задачи так, чтобы можно было уложиться в указанное время работы. Если вы с этим не справитесь, будут проблемы и бардак, постоянные переработки в попытке наверстать упущенное и срочно что-то доделать. Я раньше смеялась над планированием планирования планирования, но без него никуда, к сожалению. В идеале чтобы каждый раз у вас по дням был расписан фронт работ на неделю вперед с запасом времени под возможные срочные задачи и форсмажоры. Это, кстати, добавляет и внутреннего спокойствия, когда все известно наперед.

Есть разные системы расчета времени на те или иные задачи и планирования рабочего времени. Я использую свой подход — считаю время на каждую задачу, устанавливаю срочность и укладываю их по трудовым часам и дням недели. Например, на простые встречи закладываю 30 минут, для обсуждения материалов — 60 минут, на крупные собрания — два часа. При расчете времени написания статьи использую средние данные по затрате часов на тот или иной материал, учитывая как фактические часы, проведенные за клавиатурой, так и особенности разных материалов. Например, формула расчета для интервью = время, потраченное на поездку к спикеру + время записи интервью + расшифровка + корректировка замечаний + согласование. Взяла несколько таких текстов, поделила общее время на количество и получила среднее время. Естественно, по факту оно меняется и может быть как меньше, так и больше, но для домашнего планирования этого достаточно.

Отдыхать — это проблема

Кстати, отдых тоже надо планировать. Речь не только про большие выезды в другие страны, регионы или просто за город, но и про домашний отдых и просто выходы на улицу подышать воздухом. Отдых должен быть в определенные часы, как и работа, без возможности поработать в нерабочее время просто потому что якобы нечем заняться. Заняться всегда есть чем. Если придется — заставляйте себя отдыхать насильно. Вы гарантированно со временем устанете и сгорите, если не будете этого делать.

5644a58d74fad941d5efd7a0d2c18ba2.png

В моем случае отсутствие четкого времени на отдых и жесткого соблюдения домашнего графика работы и отдыха привело к постепенному вытеснению хобби и интересов, ухудшению качества сна и неадекватному трудоголизму. Очень просто перестать замечать границы рабочего дня и расширять их незаметно для себя даже без участия работодателя, что в конечном итоге приводит к осознанию переработок как к норме. Работы всегда много, где бы мы ни работали. Сегодня поработал на 10–20 минут дольше, завтра тоже, потом еще через три денька задержался. Через месяц твой рабочий день уже на полчаса больше, и ты этого не заметил. Заставляйте себя остановиться вовремя.

Кроме планирования, кстати, очень помогают руководители, которые заботятся о том, чтобы у их сотрудников не было переработок. Они не поощряют переработки, что создает адекватную атмосферу в коллективе и способствует появлению здорового баланса между работой и отдыхом. Но такие, к сожалению, не всегда встречаются и не всем.

Домашние дела — в нерабочее время 

Я никогда так не заботилась о порядке в доме, как на удаленке. В периоды прокрастинации начинает волновать все — нестираные вещи, пыль на люстре, расстановка мебели, пятнышко на стекле и то, что кота гладили целых 15 минут назад. Надо себя останавливать и в такие моменты.

10dd675ba7524023cd1cac0f8e67e1ee.png

Дел по дому всегда очень много, начиная с уборки и заканчивая вычесыванием шерсти у кота. В офисе это не отвлекает, поскольку домашний интерьер просто не находится постоянно перед глазами. В такие моменты крайне важно не срываться. Если что-то заметили важное — записали себе в список дел и вернулись после окончания рабочего дня. Бесит? Переборите себя. Ответственно заявляю, что вас всегда будет что-то бесить и отвлекать, сколько бы вы сиюминутно не отвлекались на уборку и дела по дому, чтобы убрать это ощущение раздражения. Вопрос не в бардаке, а уже упомянутой прокрастинации и отсутствии четкого графика.

Мой выход — фиксировать замеченные проблемы, возвращаться к этому после работы и учиться разгружать мозг другими вещами. Домашние дела, как правило, занимают много времени, сильно отвлекают от работы и, как правило, грузят эмоционально. Просто растянуться на диване/кровати на 5–10 минут и подремать лучше в плане отдыха и перерыва. Кому-то наоборот проще сделать что-то по дому, чтобы отвлечься, но я не могу воспринимать это как отдых.

Набор веса и физическая активность

Еще одна распространенная проблема удаленщиков — набор веса. Не у всех, правда. Я знаю людей, которые с этим не столкнулись. Но у них у всех еще до удаленки в жизни были хобби, предусматривающие высокую физическую активность, которые остались после перехода на удаленный режим работы. То есть вопрос с расходом калорий не стоял вообще.

При поездках в офис вы, естественно, тратите больше энергии, чем просто сидя дома и передвигаясь по траектории от кровати к рабочему месту и обратно. И резкое снижение физической активности, как правило, становится основной причиной набора веса. Кроме того, дома предательски манящий холодильник, чай, кофе и всякие вкусности.

Единственный выход — добавлять в свою жизнь физическую активность и ограничивать питание. Прогулки просто или с собаками, спортзал, бег, плавание, домашние комплексы упражнений на тренажерах и без тоже хороший вариант, но это не вопрос 5–10 минут в день и тоже требует места в расписании. В общем, физическую активность необходимо поднимать любым удобным для вас способом. Как именно — про это есть множество различных статей, в том числе на Хабре. 

Честно признаюсь, я эту проблему для себя еще не решила, но далеко не у всех складывается такая ситуация. Многие люди даже скучают по регулярным прогулкам и активностям. В любом случае снижение физической активности на удаленке до критического минимума — это факт, и это совершенно точно будет подрывать ваше здоровье. Так что введите движение в график ежедневных задач.

Изоляция

На удаленке вы отрезаны от любого общества, кроме собственной семьи и домашних животных, если они у вас есть. Число социальных контактов сокращается до минимума, а выходы с кем-то пообщаться/потусить после рабочего дня становятся более редкими или вообще пропадают.

Я — любительница сидеть дома, и на мне этот негативный фактор работы удаленщика сказался минимально. Но даже я его почувствовала. Редкие визиты в офис стали вызывать позитивные эмоции как раз из-за возможности прямого общения и контакта с коллегами. Сама я начала искать способы внерабочего взаимодействия с ними и продумывать разные активности. При работе в офисе чаще возникают спонтанные предложения сходить куда-то отвлечься. У нас в офисе есть кабинет с настолками, где можно поиграть с коллегами, так что социального взаимодействия хватает.

Но есть люди, которым такая изоляция тяжело дается. Им не хватает общения, они плохо работают в одиночестве и тяжело переживают ритм жизни, в котором ты и работаешь, и живешь по сути в одном и том же пространстве. Часть моих знакомых из-за этого перешла на гибридный график работы или ушла работать в коворкинги.

А еще в изоляции реже смотришь в зеркало и меньше заботишься о себе и своем гардеробе. Регулярные выходы «в люди» заставляют человека больше думать о собственной внешности и одежде. В случае удаленки, по большому счету вопрос только в выборе футболки или рубашки для созвона, если они у вас вообще есть. Вы обязательно столкнетесь с этим моментом вне зависимости от темперамента и привычек. Не забывайте о себе.

015a43486dd46b8eed2cb08bb6f3db20.png

Мир никогда не будет прежним

Честно говоря, я не раз думала, что переход на удаленку создал для меня непредвиденные проблемы, с которыми мне было сложно справиться или решения которых я пока не добилась. Совершенно точно удаленка требует высокого уровня самоорганизации и дисциплины. В противном случае она наносит больше вреда, чем пользы. Если вы не готовы делать все вышесказанное и самостоятельно заморачиваться планированием своего дня, организацией рабочего места и т.д., наверное, удаленка не для вас, что тоже абсолютно не плохо, просто так сложилось. С другой стороны, если бы я знала про все эти проблемы заранее, я бы с самого начала подошла к вопросу совершенно иным образом, и этих проблем удалось бы избежать. Не наступайте на мои грабли.

© Habrahabr.ru