От адвоката до тестировщика в Яндексе. История моей стажировки
Привет! Меня зовут Кристина lapkina Кочерина, я тестировщик в Яндекс.Маркете. Еще полгода назад у меня был статус адвоката и большая юридическая практика, вечера я проводила в СИЗО. Но в какой-то момент решила, что пришло время заниматься тем, что приносит удовольствие, а не только деньги. И кардинально сменила профессию.
Сегодня я расскажу читателям Хабра о том, как стала тестировщиком, а также поделюсь некоторыми секретами, которые помогут пройти стажировку в Яндексе. И, пожалуй, разрушу стереотип о том, что тестирование — это легкий способ «войти в IT».
Задумав сменить профессию, я стала вспоминать, что мне нравилось делать тогда, когда я еще не стала юристом? Воспоминания привели меня в школу, где я на флопиках и дисках из журнала «Хакер» обменивалась сакральными знаниями со своими одноклассниками. Стало интересно, что же стало с IT за эти 10 лет, полезла за информацией на «Хабр», потом попала на DjangoGirls. Так я узнала о профессии тестировщика. Как и в адвокатуре, в этой области нужно уметь тщательно исследовать проблемную область и искать в ней «баги».
Знаний у меня было немного. Я хаотично, но очень жадно искала любую информацию об этой профессии, читала блоги, книги, поступила на курсы по тестированию, где смогла упорядочить эти знания. Параллельно я вписалась в краудсорсинговое тестирование одного игрового проекта, чтобы впервые применить знания на практике.
Интенсив
В ноябре 2018 года я наткнулась на объявление о наборе кандидатов на интенсив «Я тестирую Яндекс». Чтобы на него попасть, нужно было выполнить тестовое задание — в разных вариантах сравнить поисковую выдачу Яндекса и Google и заполнить анкету, рассказав о своем бекграунде и интересах. Тех, кто успешно пройдет интенсив, обещали рассмотреть как кандидатов на стажировку. Требования были довольно простыми: внимательность и знание книги «Тестирование Дот Ком» Романа Савина.
Савин был давно прочитан, внимательностью я была не обделена, поэтому отправила задание и стала ждать вердикта. В назначенный день мне не пришло письмо о том, что меня взяли. «Ну что же, — подумала я. — Это Яндекс, а я всего лишь начинающий тестировщик без проектов за плечами, попробую в другой раз». Но накануне самого интенсива со мной связались и предложили все-таки прийти на мероприятие. Кажется, в этот момент я вытянула счастливый билет.
Перед интенсивом меня добавили в чат, где участники знакомились друг с другом. Контингент, скажу я вам, собрался такой, что я немного оробела: студенты ИТМО, НИУ ВШЭ, СПбГУ, программисты, админы. Среди всех этих крутых технарей была я.
Сам интенсив прошел довольно активно: это было три дня лекций, перемежавшихся багатоном. Лекции были захватывающими, но на тот момент я как раз заканчивала курсы по тестированию, поэтому большая часть тем мне уже была известна. Это помогло мне не только слушать и запоминать, но и участвовать в дискуссии. Возможно, благодаря этому уже в декабре мне предложили пройти собеседование на стажировку.
Признаюсь, я чувствовала себя немного неловко и ощущала некоторое недоверие со стороны интервьюеров, ведь мы были из совсем разных миров, но, похоже, мои горящие глаза убедили их. Чуть более подробно о самих собеседованиях я расскажу ниже.
Стажировка
Начались трудовые будни. У каждого стажера был свой интро-план, задачи в котором усложнялись по мере погружения в проект. Не скрою, мне было сложно. Особенно в первое время. Конечно, я знала, что такое Git, как пользоваться консолью и другие вещи, но мне было довольно тяжело понимать нюансы. Иногда я чувствовала себя очень глупо. Мне помогла с этим справиться моя наставница. Мы проводили регулярные встречи, на которых я могла задать любой вопрос. Наставник в Яндексе — это не руководитель стажировки, а совсем другая роль. Как я выяснила позже, наставники специально проходят внутреннее обучение для того, чтобы помогать стажерам.
Оказалось, что тестирование — это не просто верификация состояния продукта с тем, что написано в «спеке». Это и не про «нажимать кнопки и всё ломать». Тестирование — это про вдумчивое и последовательное изучение продукта, поиск недостающей информации, тесное взаимодействие с разработчиками.
Нас не использовали для задач «подай-принеси», а ставили в равные условия со «взрослыми»: стажеры тестировали реальные релизы и эксперименты. Оправдание «я просто стажер» здесь не работало. Не знаешь что-то? Найди источник информации и тебе помогут. Например, по инициативе тестировщиков был проведен внутренний интенсив по разработке на javascript и написанию автотестов. Возможности изучить что-то новое были буквально на расстоянии вытянутой руки. Главное — не бояться учиться.
Моя стажировка началась в проекте внутреннего, корпоративного мессенджера Яндекса. Не спеша я погружалась в проект, изучала внутреннюю кухню, знакомилась с разработчиками и менеджерами. Казалось, что до конца стажировки еще много времени и что проявить себя в этом проекте не составит труда. Но ровно через полтора месяца меня перебросили в новый проект — в Яндекс.Коннект. Сейчас я считаю это решение лучшим за всю мою стажировку. Это мобилизовало меня, заставило собраться и проявить себя в сжатые сроки. В моей новой команде не было ни одного человека из Питера, поэтому было сложнее (не спросишь совета здесь и сейчас), но это научило меня работать в распределенной команде. Тогда в проекте только зарождалось автотестирование, поэтому даже мой скромный опыт тестирования мессенджера пригодился. Этим и полезна внутренняя ротация сотрудников между проектами.
В процессе стажировки я поняла, что иногда софт-скиллы помогают выбраться там, где не хватает хард-скиллов. Важна самостоятельность — не стоит ждать, что к тебе придут и разжуют, приходи сам, тебе никто не откажет. Важна любознательность — половина всех знаний есть во внутренней вики компании, их можно найти, если искать. Важно уметь задавать вопросы. Признаюсь, не было и дня, когда я не задавала кому-то глупый вопрос, но мне отвечали.
Думаю, успешно пройти стажировку мне также помогла сдача экзамена на международный сертификат ISTQB. Какой бы спорной ни была эта система, подготовка к экзамену упорядочивает знания.
Собеседование
К концу стажировки встал вопрос о трудоустройстве. В общей сложности до трудоустройства в штат я прошла 10 собеседований (включая те, что проходила до стажировки), большая часть из которых была с технической частью. Ещё 3 собеседования были менеджерские — здесь проверяли понимание процессов и умение ориентироваться в сложных ситуациях, выясняли, подходишь ли ты команде и подходит ли команда тебе (в моем случае со мной беседовали представители трех разных команд).
Расскажу немного «секретной» информации о собеседованиях на тестировщика. Чтобы пройти их, желательно знать и понимать клиент-серверное взаимодействие, запросы и коды ответов, разницу между ними. Собеседующие могут спросить про сети, разницу в браузерах и простые алгоритмы, артефакты тестирования и процесс тестирования, иногда задают вопросы по языкам программирования, если ты говоришь, что хоть немного в этом разбираешься. К счастью, большую часть этой информации я узнала еще на стажировке.
Жалеть не будут — это факт. Но и заваливать специально не станут. Ни на одном из десяти собеседований у меня не было стресса. Да, были сложные вопросы, были ситуации, когда нужно было взять паузу и подумать, но не было проблем в коммуникации. Задачи могут быть и про карандаш, и посложнее, требующие глубокого понимания технологий разработки.
Полезные материалы
И еще кое-что. Не существует такой книги, после прочтения которой вас сразу же возьмут в тестировщики. Читайте классические книги по тестированию (некоторые из них я привела ниже), но не забывайте про форумы и конференции, общайтесь с более опытными специалистами. Также полезно ходить на собеседования, даже если у вас нет планов сменить работу здесь и сейчас. На них легко увидеть пробелы в своих знаниях и учесть их в будущем. В общем, ищите любые способы постоянно развиваться.
- «Тестирование программного обеспечения» (Святослав Куликов)
- «Искусство тестирования программ» (Гленфорд Майерс)
- «Тестирование программного обеспечения» (Сэм Канер)
- «Тестирование Дот Ком, или Пособие по жёстокому обращению с багами в интернет-стартапах» (Роман Савин)
Возможно, вы знаете другие полезные источники знаний для тестировщиков. Делитесь ими в комментариях. Спасибо!