Пост большой любви к малому бизнесу
В какой компании вы работаете: в крупной корпорации или, может, в малом бизнесе? Если вам приходилось попробовать работать и там и там, вы наверняка нашли преимущества и недостатки, выбрали то, что вам ближе и отчасти даже выгоднее. Вне зависимости от наших с вами ощущений, малый и средний бизнес — это основа экономики, та сила, которая способна её вытащить в кризисное время и прокачать в лучшие дни. В ИТ-отрасли очень много компаний малого и среднего бизнеса: от самых ранних и уже повзрослевших до успешных результатов волны стартапов. И эти компании делают крутой софт для бизнеса, пользовательские приложения, аутсорсят, девопсят, поддерживают, внедряют, — делают сильнее и современнее другие компании. Ну как их не любить! Конечно, любить: с достоинствами и недостатками, с конфликтами и инсайтами, с находками и факапами. Поговорим о малом бизнесе?

Атланты держат небо на каменных руках
Дисклеймер
Эта статья является частным мнением сотрудника RegionSoft Developer Studio и перед публикацией не проходила никаких согласований. Мнение компании может совпадать, а может не совпадать с позицией сотрудника.
Однажды очень серьёзный человек сказал мне: «Никогда не работай в бизнесе, в коммерческой среде, — он тебя переедет и убьёт». За 13 лет своей карьеры я прошла через работу в вузе, на госслужбе, и за короткое время очутилась в бизнесе — в противоположность сказанному ровно в тот момент, когда госслужба начала меня переезжать. За 11 лет в ИТ и телекоме я успела поработать в малом бизнесе, в среднем (крупнейший налогоплательщик региона), в большом — в огромной ИТ-компании со всеми причиндалами типа M&M в вазочках, гамаков и игрищ резвых котиков крутых корпоративов. Остановилась, как вы уже могли заметить, на малом. Не то чтобы я взяла вас за пуговицу и рассказываю всю жизнь, нет — просто интро для того, чтобы сказать: всё сказанное проверено на собственной шкуре. И да, говорить я буду об ИТ — во-первых, другого почти не было, во-вторых, мы на Хабре, в-третьих, разработчик и вендор CRM-систем RegionSoft — ИТ-компания. Которой, кстати, сегодня исполнилось 18 лет — достойный повод для того, чтобы написать этот пост.
Доля малого и среднего бизнеса в российской экономике составляет 21,9%. Соответствующие данные на своем сайте впервые опубликовал Росстат. Доля малого и среднего бизнеса в ВВП развитых стран составляет 50–60%. Так, в Великобритании это 51%, в Германии — 53%, в Финляндии — 60%, в Нидерландах — 63% (данные Института экономики роста). (подробнее на РБК).
О роли малого бизнеса в национальной экономике коротко:

Почему в малом бизнесе хорошо работать?
Если коротко, то в малом бизнесе ты значимый блок единого механизма, в крупном — полезная или не очень деталька, которую можно относительно быстро заменить. Но это грубо, нюансов гораздо больше.
Меньше уровней управления, открытое и доступное руководство — это, пожалуй то, что определяет все остальные преимущества. Нет сложных иерархий, руководитель находится в максимальной близости от всех остальных сотрудников, нередко он не просто руководитель, а лидер, первый среди равных, сам тащит работу, вникает в неё и разбирается до мелочей едва ли не во всех обязанностях. Мне кажется, это нормальное отношение к своему собственному делу, если, конечно, не доходит до микроменеджмента и тыкания по утрам во все ПК сотрудников (на заре карьеры я прошла через такого руководителя — это никак нельзя преодолеть, либо вы соглашаетесь на такую команду, либо уходите).
Кажется, что же хорошего в том, что руководитель всегда рядом? А хорошего, правда, много.
- Доступность в обсуждении рабочих вопросов — не нужны проекты, презентации, согласования, ожидание пяти чтений и ста совещаний. Можно просто подойти и изложить идею, сообщить о баге, задать вопросы. Кстати, заметила по себе: привычку делать презентации и громко и чётко озвучивать их перед руководителем, как в больших конторах, очень трудно изжить — ровно до тех пор, пока ты вдруг не понимаешь, что разговор-то принял человеческий облик и не нужно держать оборону с ограждением из слайдов на большом экране.
- Лёгкое разрешение конфликтных ситуаций — грамотный руководитель всегда оказывается настоящим арбитром и аккуратно разводит стороны по углам, не доводя до увольнений и саботажа.
- Ты знаешь мнение руководителя по рабочим вопросам из первых уст, а не отфильтрованное и доработанное замом, замом-по-туту и замом-по-таму. Таким образом, сокращается время ожидания результата и остаётся больше на решение задачи или внесение корректив.

«Незаменимый», автор: Пётр Бюнау
Бережное отношение к сотрудникам — важная черта малого бизнеса (повторюсь, мы про ИТ, а не про торговые компании, где нередко люди становятся расходным материалом). Привлечь, адаптировать и удержать сотрудника — это не только сложно, но и довольно затратно. Сделать его лояльным и не угрожающим безопасности компании — целое искусство. Малый бизнес понимает, что он находится в непростой конкурентной ситуации, что лояльные сотрудники это ключевой актив, поэтому относится к ним максимально корректно: идёт навстречу в организационных и трудовых вопросах, ищет компромиссы внутри рабочего графика, старается растить сотрудника и сохранять его максимально долго. Если удаётся создать такой коллектив или хотя бы костяк коллектива, успех становится ближе. А в успешной компании успешны и сами сотрудники.
Разностороннее включение в проект, понимание бизнеса и процессов в целом — самая любимая фича малого бизнеса. Больше мне нравится только зарубежное определение, которое переводится как «примерить много шляп». Работая в малом бизнесе, сотрудник неизбежно взаимодействует с проектом в комплексе, а не с отдельным его куском. Условно говоря, в большой ИТ-компании ты сидишь и пилишь свою часть кода, иногда даже не зная его реальную судьбу после коммита, а в малом бизнесе ты можешь писать код для разных задач, участвовать во внедрении, поддерживать клиентов по сложным техническим вопросам и т.д. Как бонус, нередко сотрудники включаются в весь бизнес-процесс, обсуждают дизайн, интерфейс, юзабилити и т.д. — то есть видят все грани программного проекта и процесса его реализации. Это здорово прокачивает общую ценность тебя как профессионала и заметно добавляет веса на рынке труда.
Простота горизонтального перемещения. В случае профессионального выгорания, потери интереса или даже получения дополнительного образования можно легко переместиться на другую должность: из продажников в тестировщики, из инженеров по тестированию —, а разработчики, из тех. поддержки в продажи и проч. Такие перемещения помогают крепко и основательно осваивать своё дело с разных сторон, делают вас универсальным специалистом. Но это не супер ценность — супер ценность в том, что подобные перемещения помогают делать лучше сам продукт или услугу: побывав в шкуре продажника, вы будете ближе к клиенту и поймёте, каким на самом деле должен быть интерфейс или какой должна быть процедура установки (тут я не могу не съехидничать и не передать привет CRM-щикам, которые высылают 12 страниц инструкции по установке, в то время как наша RegionSoft CRM разворачивается в несколько кликов — ну пиарщик я или где! ).
Быстрые изменения — интересное и немаловажное для карьеры преимущество малого бизнеса. Масштабировать изменения на небольшую компанию проще, проще опробовать что-то новое, например, стек технологий или методологию работы с клиентами. В крупных компаниях внедрение чего-то экспериментального заглохнет на первом круге согласований.
Вообще, нередко главным отличием малого и среднего бизнеса от крупного является роль руководителя: в крупном бизнесе это нередко назначенный человек, который относится к компании как любой другой наёмный работник, а в малом и среднем — это владелец, человек, кровно заинтересованный в том, чтобы компания жила, развивалась и процветала (ну если он без отклонений и маний). И этот настрой передаётся всем сотрудникам.
Почему с малым бизнесом хорошо работать?
С малым бизнесом хорошо работать — он отвечает за свою работу, не тянет резину согласований, имеет огромный и довольно компактный опыт (не раскинутый на 150 сотрудников), ценит клиентов.
Малый бизнес ближе к клиентам, он их лучше знает — как с точки зрения типичных проблем и «болей», так и с позиции аналитики. Для малого бизнеса важен не только сегмент, но и клиент как персонифицированный субъект. Соответственно, диалог идёт не на языке бюрократии, а на языке живых деловых людей. Правда, без ТЗ никак —, но на то разработка и есть точная дисциплина, некоторые формулировки стоит надёжно зафиксировать. Кстати, именно малый и средний бизнес внедряет CRM-систему или систему бизнес-аналитики не для красоты или отката, а именно для работы, анализа, хранения и систематизации клиентской базы. Это здорово помогает работать с клиентами быстро и продуктивно.
Скорость работы и реализации проектов, как ни странно, у небольших компаний выше. Вроде бы и ресурсов меньше, и субподрядчиков, и партнёров —, а сделки закрываются одна за другой, проекты реализуются, всё запараллелено и буквально горит в руках. Во многом это обусловлено опять же неглубокой иерархией и высокой скоростью принятия решений — ответственный человек приближен к проекту максимально плотно, и нередко ему делегировано право принятия самостоятельных решений.
Гибкость и выживаемость на рынке, увы, это не всегда про малый бизнес. Когда экономику штормит, ему труднее всего выжить, потому что общий отток клиентов может достигнуть критической массы. Но, с другой стороны, при правильном управлении персоналом и в отсутствии разбрасывания денег из окна, у малого бизнеса больше шансов выжить и даже избежать сокращений в силу того, что компания может быстро перестроиться, в корне изменить маркетинговую стратегию или даже разработать новый продукт. Во всяком случае, это точно не тот случай, когда сотрудники будут пережидать кризис сложа руки и скрестив пальцы.
Контролируемость и прозрачность процессов — очень сильное преимущество СМБ. Каким бы сложным ни был процесс (а в малом бизнесе они бывают ого какие), усечённая иерархия значительно повышает ответственность холдеров каждого звена и позволяет процессу проходить быстро, продуктивно и без серьёзных зависаний (типа потерянных договоров, вечных документов на согласовании или забытых клиентов).
Высокое качество обслуживания — малый бизнес дорожит клиентами, и если это ИТ-бизнес, стремится наладить отличную техническую поддержку, работать оперативно, идти на компромиссы.
Наши клиенты ценят работу менеджеров RegionSoft за отзывчивость, за готовность оперативно помочь, за то, что общение бывает неформальным, не шаблонным. Ценят, что для нас главное не продать продукт, а сделать так, чтобы компания его внедрила, работала уже с ним и получала прибыль.Мнение
Татьяна, гуру продаж и богиня клиентского сервиса в RegionSoft, 14 лет в компанииРасскажу интересный случай. Помнится, было внедрение в компанию, как обычно, через руководство и общение соответственно было на уровне руководства. Потом как-то через пару месяцев при очередном звонке в компанию попала на менеджера, т.к. руководителя не было. Выяснив компанию, из которой я звоню, менеджер сказала следующее: «Если бы вы позвонили месяц назад, то я высказала бы Вам очень много недовольства, но сейчас мы оценили все плюсы внедрения продукта и самое главное увеличение прибыли!» Это, кстати, к слову об адаптации к новому ПО — отличный позитивный пример.
Поскольку в большинстве случаев мы общаемся с руководством, они ценят нашу помощь в том, как правильно преподнести продукт сотрудникам, донести до них мысль, что это не контроль, а помощь и необходимый инструмент для работы.
Иногда в целях оперативности менеджеры даже могут подключиться к клиенту, чтобы разобраться в проблеме или устранить её самостоятельно, силами самого менеджера. Менеджер RegionSoft всегда идет на контакт с клиентом, нет ограничений в консультациях, иногда общение происходит даже в нерабочее время.
Мы стараемся идти навстречу, находить индивидуальный подход к каждому, даже местами радовать :-) Так, наш 1000 клиент получил в подарок дополнительную лицензию, чему был очень приятно удивлен. Но и в других случаях мы умеем найти выход из ситуации, придумать выгодные для всех условия сделки. Клиенты довольны, а мы держим марку.
Более специализированные, проработанные продукты и услуги + концентрированный опыт. Клиенты для малого бизнеса — ещё и источник запросов и требований, компания всегда стремится быть на острие запросов и делать продукт, который реально нужен и будет работать. И если большая корпорация может позволить себе вести разработку ради разработки, прикручивать нейросети или «искусственный интеллект» как маркетинговую фишку, тем самым удорожая продукт, то малый бизнес делает то, что нужно клиентам — быстро, своевременно и в точном соответствии с запросами. Кроме того, малый и средний бизнес умеет накапливать опыт, чтобы использовать его по максимуму, а не просто держать в корпоративной системе знаний. Их опыт = их прибыль.
Малому бизнесу всегда есть что сказать, и, мне кажется, он должен говорить: на Хабре ли, в своём ли блоге. Это не просто передача опыта, это обмен мнением с аудиторией, живой диалог. Нас нередко благодарят за статьи и материалы, спрашивают, не жалко ли весь опыт отдавать в такой вот контентный open source. Ответ прост: нет, не жалко. Мы знаем, что компании среднего и малого бизнеса нуждаются в нормальной нерекламной информации относительно CRM и автоматизации, у них контентный голод — мы сознательно выдаём свои знания, добавляя немного рекламы. И даже когда другие компании нагло тырят заимствуют идеи и целиком посты, нам не жалко: кто-то умён своим умом, кто-то чужим. Это жизнь. Контент для нас стал важным и сложным пластом работы и вроде бы у нас получается :-)Мнение
Free_Mic_RS, автор этого безобразия и ответственный за звучание RegionSoft в онлайне, 6 лет в компании
И что, совсем без недостатков?
Ну нет, конечно. Свои недостатки есть везде, абсолютно в любой работе и в любой форме существования трудовых отношений. И было бы несправедливо сказать, что их можно не заметить.
- Первый и самый главный — потолок роста. В какой-то момент исчезают перспективы, достигается предел и ты понимаешь, что ходишь по кругу, взять что-то новое для себя и сгенерировать новое для компании просто невозможно или не востребовано. К слову, потолок ощущается не во всех компаниях — только в тех, где продукт в силу своих особенностей статичен на протяжении большого периода времени: торговые компании, FMCG (не всегда), HoReCa, автодилеры и т.д. ИТ-сферы это касается в меньшей степени, потому что новые продукты, мажорный релиз раз в 1,5–2 года и минорные релизы постоянно — это вообще ни разу не статика.
- Второй — тесный коллектив. С одной стороны, это прекрасно, все друг друга знают, все притёрлись, сдружились или наоборот установили почтительное расстояние. С другой — в таком коллективе легко могут быть нарушены рамки личного пространства, возникнуть конфликты, не связанные с трудовой деятельностью или наоборот, будут скрыты важные рабочие инциденты исходя из принципа «рука руку моет». Ну и худший вариант: формируются группировки и начинается передел. В корпоративной сфере он, конечно, выглядит лайтово, однако работе и нервам — вред. Но это опять же какие-то исключительные ситуации.
- Третий — понты. Говорить «Я работаю в Google» понтово. Лечится опытом работы в крупных компаниях и легко меняет звучную формулировку на настоящую ценность: «Я работаю в компании, которая делает мощную CRM-систему для малого и среднего бизнеса. Мы умеем круто автоматизировать и делать бизнес клиентов лучше». Вообще, я бы всем советовала пройти стажировку, практику или поработать в крупнейших компаниях: вы поймёте, что там мёдом не намазано, и если снять блеск, убрать митапы и стряхнуть бриллиантовую пыль — разработка как разработка, коммерция как коммерция, у каждого на своём месте. Поймёте, что это ваше — устремитесь, чтобы закрепиться, поймёте, что нет — оцените малый и средний бизнес.
- Четвёртый недостаток — на любителя. В малом бизнесе абсолютно невозможно отлынивать от выполнения своих обязанностей, прикрываться митингами, летучками, бесконечными созвонами и прочей имитацией деятельности. Все на виду у руководства, в том числе самого высшего. Прилетает мгновенно. А в крупных компаниях можно тянуть резину по принципу «солдат спит, служба идёт» и спокойно получать заработную плату практически без проблем и палева (отдельные джедаи обходят даже системы контроля времени — времени же, не результата). Хорошо это или плохо — дело ваших амбиций и вашей совести. Горячая голова везде работу найдёт.
- Пятый недостаток пересекается со многими крупными компаниями, тут, скорее, видение управленцев: в малом и среднем бизнесе гораздо реже встречается социальный пакет и ДМС. Тут тоже дело выбора: можно выбрать интересную работу, заработать и самому оплатить такси и посещение врачей, а можно выбрать стоматологию по ДМС :-) Я посчитала по себе — по ДМС за 4 года в большой компании я выбрала услуг на 75 000 и то, с двумя супер сложными случаями травмы, без них — 30 000. По мне так, ради одного только ДМС и соц. пакета тянуть нелюбимую лямку вряд ли стоит. Ну если ты не акула с 300 кариозными зубами, тут да, экономия решает.
Уверена, что в комментариях сейчас накидают свои минусы — очень интересно прислушаться к опыту других обитателей Хабра.
А я свой бизнес сделаю!
Я честно пыталась открывать небольшой торговый бизнес, но это не айтишная и не хабровская история из 2006–2007 гг. Три подхода — и три провала, хотя нам с «партнёрами» (однокурсниками) удалось создать ООО, внести уставный капитал, получить первую прибыль… Сегодня дух предпринимательства летает в воздухе и кажется, вот оно — набирай заказы и работай. Но не стоит путать своё дело с фрилансом, это совершенно разные вещи. Первое, что должно быть, — идея, вокруг которой всё и завертится. Как только ты становишься предпринимателем, ты перестаёшь принадлежать себе и своим привычкам, как берёшь первого человека — несёшь гору ответственности. Когда ты его, первого, увольняешь — не спишь неделю. Дальше мы не пошли.

- Бизнес — это не безопасность. Да, тебе кажется, что тебя уже не уволят, не лишат премии, не накажут и не поваляют на ковре за ошибку. Всё верно — ты сам с собой всё это сделаешь, потому что своё дело в начале страшнее любого увольнения, ты фактически живёшь в панике. Впрочем, если всё удастся, ты узнаешь настоящую ценность слов безопасность и независимость.
- Бизнес — это не Бентли с багажником денег. Это минус багажник денег, который придётся вложить в старт, найм, инструменты, идею, аренду и т.д. — зависит от конфигурации своего дела. И в какой-то момент ты поймёшь, что эти деньги отняты ещё и у семьи. В моём случае партнёрства с сокурсниками это вылилось в долги и попрошайничество у родителей всех трёх горе-предпринимателей. Тогда мы просто не созрели для понимания того, что такое затраты и как ими можно управлять.
- Если у вас есть эмоциональная идея, у вас нет ничего. Увы, только холодный разум и настоящая, живучая идея позволят стартовать успешно. Если вы формулируете «моё мобильное приложение для планирования дел покорит этот мир и сделает меня Цукербергом», не увольняйтесь с работы, сядьте в свободное время, сделайте приложение выложите его в сторы или на сайт-визитку, посмотрите на среднюю скорость покорения мира, умножьте на года и если вы готовы прожить эти 630 презренных лет, рискуйте.
- Будет много трудных решений — от увольнения сотрудников до кредитов, проблем с паблишерами и т.д.
- Появятся новые отношения которые не доставят удовольствия — вы познакомитесь с налоговой, органами власти и другими структурами, которые отнимут у вас время, силы и, скорее всего, (не)много денег.

Ваше время будет съедено. Здесь я расскажу свой любимый анекдот: одному программисту надоело работать в найме по 9–10 часов сутки, надоели бесконечные деплои и пожары на проде, он уволился, открыл своё дело. Теперь он работает по 19 часов в сутки.
Излишне пессимистично? На самом деле, свой бизнес даёт ощущение свободы, автономности, полёта и прилив колоссального трудолюбия — ведь ты теперь делаешь СВОЁ. Другое дело, через что придётся пройти. Поэтому призываю: если тянет — дерзайте, но не сжигайте за собой мосты. Кстати, о мостах. Заметила интересную особенность: работодатели очень не любят брать в штат бывших предпринимателей, они боятся излишнего свободолюбия, независимости и глубокого понимания положения вещей в компании. Так что, если вам приходится возвращаться в найм, осторожнее с этой строчкой в резюме.
А теперь я назову одно-единственное слово, которое в корне отличает СМБ от крупного: доверие. Если в компании есть доверие, работа проходит совершенно иначе, многие решения принимаются с максимальной взаимной пользой. И да, доверие может быть только обоюдным — если доверие столкнётся с равнодушие и пофигизмом, ничего не выйдет.
А так, представители малого бизнеса, это «не боги — человеки, привыкшие к труду». И я точно знаю: эти атланты держат экономику на каменных руках.
Ну и в конце просто и коротко: с днём рождения, РегионСофт! Главный подарок в том, что ты есть у нас, а мы — у тебя. Пусть так будет и дальше. Чин-чин.
