Осторожно, спойлеры! Что будет с твоим стартапом в ближайшее время?

73dd0b4a5421900b1d12443236dddf35.png

Трава зеленая, небо голубое, стартап проходит несколько стадий развития и не минует долины смерти — есть закономерности, которые относятся к большинству историй, связанных с созданием своего бизнеса.

Спойлерим ближайшие несколько лет типичного стартапера и рассказываем, что его ожидает, какие возможности, сомнения и психозы появятся.

Прежде чем рассуждать на тему того, как ваша жизнь изменится после того, как вы встали на бизнесовые рельсы, необходимо синхронизироваться с понятием «стартап». Итак:

Стартап — это объединение нескольких людей в команду, которая привлекает финансирование и создает новую компанию с новым продуктом.

Итоговой целью любого стартапа может быть:

• Компания, приносящая доход.

• Продажа компании, то есть работа на ее капитализацию.

Соответственно, и стратегия работы в зависимости от поставленной цели может отличаться.

Есть сложившийся стереотип: все, что нужно от стартапера  это:

  • крутая идея;

  • креативная и классная команда;

  • прикольная технология, про которую никому нельзя рассказывать до появления патента;

  • выучить правильные слова для инвестора;

  • подготовить речь для встречи в лифте или кафе;

  • тусоваться в правильных местах;

… и тогда успех гарантирован!

Конечно же, это не так. Пройдет время, и вы узнаете, что на самом деле:

  • под идеи денег не дают;

  • классным командам денег не дают;

  • инвестор не сможет оценить вашу технологию, а еще попросит бизнес-план, прототип, анализ рынка, финансовый план, и т. д. и т. п.;

  • деньги вам в карман никто не положит, и тачку на них не купить.

Спойлер 1

Реальность такова, что рассказывая о своем стартапе, вы будете идти по одному сценарию и говорить примерно одни и те же слова:

  • вот эта классная команда;

  • с вот этой классной технологией;

  • создаст компанию с вот этими собственниками;

  • получит достаточное количество денег и в оговоренный срок;

  • выпустит обещанный продукт;

  • на пустом рынке, так как конкуренты вовсе и не конкуренты;

  • заработает достаточное количество денег;

  • вернет все долги;

  • а возможно выйдет на IPO

… в следующем году.

Здесь тезисно представлен пример практически любой презентации, которую вам предстоит слышать и делать самому. При этом каждый раз вы будете корректировать цифры более точно и глубже понимать, что за ними стоит.

Важно!  Если вы не верите в то, о чем рассказываете, то это будет видно сразу, и вообще стоит задуматься, зачем вы всем этим занимаетесь.

Спойлер 2

Расслабьтесь и примите факты, что через 2+ лет:

  • команда будет другой минимум на 50%;

  • собственники и доли поменяются;

  • продукт будет иметь другие функции, возможно, будет вообще другой продукт;

  • бизнес-модель изменится N+1 раз после каждого пивота;

  • все сроки будут сорваны;

  • денег не хватит;

  • вы будете зарабатывать на чем-то другом;

… и это нормально и здорово!

Спойлер 3

У стартапа, как и у любой другой системы, существуют этапы развития и зрелости. В развитии стартапа на сегодняшний день вы должны пройти следующие основные стадии, которые продиктованы инвестиционным рынком:

  1. Pre-seed:  предпосевная стадия, когда у вас есть идея и понимание, что нужно рынку и потребителям, но нет четкого представления о том, как ее следует реализовывать технически.

  2. Seed:  посевная стадия, где вы изучаете рынок, составляете ТЗ и бизнес-план. У вас есть MVP, хорошая команда, высокие показатели трекшена и первая выручка.

  3. Стартап:  стадия активного роста, бизнес-модель устойчива, масштабируема, прогнозируема, есть продукт и начинается зарабатывание денег.

  4. Стадия расширения:  стадия быстрого роста с прибылью.

  5. Стадия выхода:  владелец продает свои акции инвестору (ее может и не быть).

Источники финансирования:

  1. Pre-seed и seed:  практика показывает, что на этих стадиях в ход идут личные средства, а также деньги семьи, друзей и «дураков» (в хорошем смысле) — тех людей, которые верят в вас и думают, что все получится. Сюда также можно отнести первые микро-гранты и бизнес-ангелов.

  2. Стадия стартапа:  на этой стадии бизнес становится чуть более самодостаточным, поэтому здесь появляются посевные фонды, новые собственники (например, которые покупают доли или вкладывают деньги на безвозмездной основе).

  3. Стадия расширения:  когда у вас появляется устойчивая выручка, покрывающая операционные затраты, можно вести переговоры с венчурными фондами.

  4. Стадия выхода:  здесь формируется стратегический портфель инвестора.

Нужно понимать, что такие разделения весьма условные, и в каждом отдельном проекте все может (и должно!) быть по-другому. Например, общение с венчурными фондами может начаться намного раньше и т.п.

Спойлер 4

Еще один легкий спойлер — это жизненный цикл продукта, который, как правило, всегда идет параллельно с жизненным циклом стартапа.

  • Proof-of-concept — подтверждение работоспособности идеи.

  • Прототип — уникальный образец, показывающий работоспособность.

  • Опытная партия — первая партия продукта, изготовленная по технологиям близким к серийным. Также она подразумевает процесс внедрения в производство (для приборостроения).

  • Серийный выпуск — продукт, выпускаемый на производстве уже без вашего участия.

Данная последовательность, безусловно, более применима к технологическим стартапам.

Спойлер 5

Поворотные точки:

Как правило, в любом стартапе рано или поздно наступают моменты, которые проверяют команду на прочность. В среднем это происходит примерно так:

  • Через полгода:  начнутся проблемы с продуктом. Причины: пользователи, конкуренты, клиенты, ретроградный меркурий, все, что угодно, но только не вы:)

  • Через год:  команда размывается. Причины: надоели лишения, ожидания не сбылись, ссора основателей.

  • Через полтора года:  выходите на рынок. При этом: ничего не взлетает, пользователей мало, конкуренты давят.

  • Через два года:  долина смерти стартапов. Причины: кончились деньги, продаж мало, основатели поссорились. При этом есть возможность взять новый раунд инвестиций.

  • Через три года:  начался настоящий бизнес. Здесь меняются владельцы, продукт, сайт, офис.

Выводы:

  • Ничего не получится автоматически.

  • Нужно готовиться к изменениям, лишениям и конфликтам.

  • Основная ценность — не идеи, планы и технологии, а управление собой, командой, упорство и настойчивость.

Все очень просто! :)

© Habrahabr.ru