Осторожно, редизайн: «глас народа» vs «глаз дизайнера»
У многих кардинальные перемены вызывают ощущение чистого листа и надежду на лучшее. В связи с этим в моду вошли такие термины, как ребефинг, рефакторинг, ребрендинг, редизайн и так далее. Но некоторые готовы исписать этот чистый лист рассуждениями о том, как хороша старая версия, и потребовать вернуть все на круги своя.
Часто такая критика действительно аргументирована и полезна. Иногда это признают даже те, на кого она направлена. В исключительных случаях они принимают решение вернуть ту самую «старую версию». А иногда наоборот — мнение общественности полностью игнорируется, и это, как ни странно, приводит к положительным результатам.
«Фламп», сервис отзывов о компаниях и услугах, будет обновлен в ближайшие несколько месяцев. Изменится логотип сервиса, его фирменный стиль. Сайт будет перезапущен с новым дизайном и улучшенным функционалом. Об этом говорится в сообщении на «Флампе». Бета-версия нового сайта доступна пользователям в тестовом режиме.
На новой главной странице обновленного «Флампа» располагаются рубрики и поисковая строка, через которую можно искать компании не только по названию или сфере, но и с помощью discovery-запросов — к примеру, «круглосуточный бар на правом берегу с Wi-Fi».
Кроме того, новый «Фламп» отказался при отображении рейтинга компании от звёзд — вместо введены оценки по пятибалльной шкале с точностью до десятой.
По словам директора компании Евгения Василькова, новый «Фламп» — это компиляция идей «с вертикалями и мессенджерами» и представления самого «Флампа» о том, какой должна быть коммуникация в интернете между жителями города и бизнесом.
В частности, для этого разработчики добавили возможность написать личное сообщение представителю компании. Представитель компании Сергей Томилов также добавил, что «Фламп» планирует подключить возможность заказа услуг компаний прямо через сервис.
«В будущем нет места односторонней оценке компании клиентом — ключевым тут становится именно взаимодействие. И центральная идея «Флампа» заключается в том, чтобы выстроить этот мостик между клиентом и компанией», — пояснил Евгений Васильков.
А между тем, медленно и печально доживает свои дни старая версия «Флампа». «Ближе к осени 2016 года новый дизайн сайта полностью заменит текущий», — рассказал Сергей Томилов.
Сервис отзывов «Фламп» запущен компанией »2ГИС» в 2011 году. Сначала он был доступен только для Новосибирска, а к 2015 году существовал уже в 91 городе России, в том числе во всех крупных городах Сибири.
По данным Томилова, к данному моменту ежемесячная аудитория «Флампа» составляет более 3,5 миллиона человек, при этом на сервисе зарегистрировались около 50 тысяч компаний.
Однако есть вероятность, что сервис начнет терять аудиторию. Новость о редизайне была воспринята, мягко говоря, неоднозначно.
Некоторые пользователи предложили собрать подписи за сохранение старой версии «Флампа».
Критика и намерение вернуть старую версию, подав коллективную жалобу, напоминает историю с перезапуском сайта «Кинопоиск».
«Кина не будет»
В начале октября 2015 года компания «Яндекс» продемонстрировала обновленный сайт о кино — «Кинопоиск». Главная страница сервиса представляет собой персонализированную витрину фильмов и сериалов.
Она наглядно демонстрировала, что идет в прокате и какие новинки появились онлайн. Кроме того, с ее помощью можно было посмотреть чарты популярных фильмов, тематические подборки и график премьер.
Кроме изменений в дизайне сайта, произошли изменения в его концепции. «Кинопоиск» превратился в онлайн-кинотеатр и стал агрегатором видеоконтента. Партнерами сервиса стали «Амедиатека», ivi.ru, Megogo, Tvzavr, Pladform, ВГТРК, «СТС Медиа», Rutube, Ayyo Movies.
Большие надежды разработчики сервиса возлагали на систему рекомендаций. Комментарии и оценки пользователей должны были помогать в формировании рейтинга и служить главным фактором для рекомендательной системы. Чем чаще пользователь будет ставить оценки, тем точнее будут рекомендации, объясняли в «Яндексе».
Однако обновленную версию сервиса раскритиковали многочисленные пользователи и даже его формальный создатель Виталий Таций:
Недовольные пользователи создали петицию с требованием вернуть старую версию портала. После этого, руководство восстановило прежний дизайн, но якобы только на время.
Обновленная версия сайта Kinopoisk.ru просуществовала всего четыре дня, а «Яндекс» потерял десятки миллионов рублей.
А вот какое заявление команда «Кинопоиска» распространила через пресс-службу «Яндекса»:
Мы предвидели, что реакция будет острой — от отрицания до восторга. Так и получилось. Когда проект годами практически не меняется, аудитория остро реагирует на любые изменения. За 10 лет изменились и возможности сервиса, и тренды дизайна.
До раскатки новой версии, примерно с мая по октябрь, мы показали закрытую бету-версию сотрудникам Яндекса, а это примерно 6000 человек. Для многих из них «КиноПоиск» один из любимых сервисов, и мы получили огромное количество полезных отзывов, по результатам которых внесли изменения в проект. После того, как мы поработали с откликами внутри, мы вышли во «внешний мир».
Сейчас мы внимательно разбираем все обращения и стараемся отвечать на каждое. Наша главная задача — сделать всё, чтобы помочь пользователям освоиться в новой версии, и продолжить развивать «КиноПоиск» благодаря идеям и пожеланиям нашей аудитории.
Благодаря настойчивым требованиям пользователей «Яндекс» вернул прежний дизайн «Кинопоиска».
Вот, что писала об этом пресс-служба компании:
Мы просим прощения у всех, у кого возникли трудности с обновленным «КиноПоиском», и, как только это станет возможным технически, откроем для пользователей версию в прежнем дизайне на отдельном домене. Эта версия будет работать до тех пор, пока мы не убедимся, что подготовили все условия для комфортного переезда всех наших пользователей.
В это же время команда «КиноПоиска» продолжает собирать отзывы: нам важно убедиться, что все новые функции понятны, и мы сохранили все значимые вещи, о которых нас просили пользователи.Благодарим всех пользователей «КиноПоиска» за неравнодушие.
Углубляясь в чертоги памяти, можно вспомнить еще одно противостояние, в котором недовольные пользователи потерпели сокрушительное поражение.
Пользователи Facebook vs Facebook Messenger
В августе 2014 года социальная сеть Facebook начала постепенно отказываться от функции обмена личными сообщениями в своих мобильных приложениях для платформ iOS и Android. Пользователи мобильных устройств, желающие и далее использовать их для общения в Facebook, должны были загрузить новое приложение — Facebook Messenger.
Многие пользователи выразили свое несогласие с помощью низких оценок в Apple App Store.
Вскоре Facebook Messenger вышел на первое место среди бесплатных программ в Apple App Store в США. В то же время, суммарная оценка, выставленная пользователями программе, равна единице — это наиболее низкий рейтинг для приложения в App Store. Такую оценку программе выставили более 5,8 тысяч человек из 6,4 тысячи.
Недовольство пользователей обязательным переходом на Messenger, выраженное в оценках, проявилось не только в США. Актуальная версия приложения в App Store в Австралии, Канаде, Китае, Франции и Германии также оценена лишь в одну звезду, по данным аналитической компании App Annie.
До сих пор мобильные приложения Facebook всегда содержали полнофункциональную вкладку для обмена личными сообщениями. Для пользователей, у которых на смартфонах установлено приложение Messenger, Facebook заменила вкладку с сообщениями на ссылку, запускающую мессенджер.
Как мы знаем, несмотря на протесты непокорных, мессенджер вписался в facebook-сообщество.
Редизайн Instagram
9 апреля 2012 года Facebook объявил о приобретении фотосервиса Instagram за $1 миллиард. Instagram был запущен в октябре 2010 года и до апреля 2012 года был представлен только в виде приложения для iPhone, iPad и iPod. К концу марта 2012 года количество пользователей фотосервиса достигло 30 миллионов человек.
11 мая 2016 года Instagram обновился до восьмой версии. Кардинально изменились иконка и интерфейс приложения. Фотокамера стала более стилизованной, а сам логотип превратился в радужный градиентный значок.
Руководитель отдела дизайна Йен Спалтер рассказал, как проходил редизайн и почему команда внесла эти изменения.
По словам Спалтера, за пять лет концепция Instagram изменилась. «Изначально Instagram был местом, где люди могли делиться фотографиями. Теперь это сообщество, разделенное по интересам», — говорит Спалтер.
Над новым дизайном команда работала год. Оригинальная, скевоморфичная иконка была одной из особенностей приложения, но в компании понимали, что она устарела.
«Мы начали с базовых вещей — убрали орнамент, упростили и сделали иконку плоской и яркой», — говорит Спалтер. Дизайнеры хотели оставить что-то от оригинальной иконки. По их мнению, пользователям больше всего нравилась радуга и линза камеры. Линзу оставили, а цветовую гамму всей иконки сделали радужной.
Яркие цвета являются отличительной чертой сообщества Instagram, поэтому иконка выполнена в ярких и теплых цветах. Градиент оранжевого цвета плавно меняется и становится фиолетовым к верхней части иконки. В самом же приложении интерфейс стал монохромным, чтобы акцентировать внимание пользователей на контенте — фотографиях.
«Эволюция сообщества вдохновляла нас и мы хотим верить, что смогли захватить жизнь, креативность и оптимизм людей, которые заходят в Instagram каждый день. Мы надеемся, что увидев обновленную иконку, у людей вспыхнет еще одна искра креативности сделать нечто красивое и необычное», — резюмирует Спалтер.
Некоторые пользователи соцсетей негативно восприняли новый дизайн Instagram. После изменения внешнего вида приложения в Twitter стали появляться критические оценки черно-белого интерфейса и яркой иконки сервиса.
Instagram последним из популярных приложений отказался от стилистики скевоморфизма, придающей виртуальным объектам внешний вид реальных предметов. Дело в том, что прежний логотип сервиса напоминал настоящую ретро-фотокамеру.
В данный момент изменения претерпевает другая социальная сеть, на этот раз российская.
Сакральное число »10»
Социальная сеть «ВКонтакте» начала принудительный перевод своих пользователей на новый дизайн, который она представила 1 апреля 2016 года. Социальная сеть обновила дизайн своей веб-версии впервые за 10 лет существования.
Как говорится в сообщении, в данный момент для 10% случайно выбранных пользователей приложение запускается в новом оформлении. Те, кто добровольно переходили на новую версию, какое-то время еще смогут вернуться к старой, пока редизайн не включат всем. Вышеуказанные 10% этого сделать уже не смогут.
Естественно, в адрес социальной сети посыпались нелестные высказывания от «обрадованных» пользователей:
На что последовал ответ техподдержки: «Нашему сайту совсем скоро исполнится 10 лет. За это время он прошел огромный путь: разработчики постоянно добавляли новые сервисы и улучшали качество имеющихся. Но нельзя вечно продвигаться маленькими шажками. Есть какие-то вещи, которые не поднять до стандартов завтрашнего дня без полной переработки. Основную информацию о редизайне сайта Вы можете найти в официальном блоге разработчиков»
Один из пользователей, недовольных обязательной установкой нового оформления «ВКонтакте», даже создал на Change.org петицию с требованием сохранить «возможность использовать старый дизайн», а также предоставить пользователям «право выбирать».
Справедливости ради
Что теперь будет с «Флампом» и «Вконтакте» — на 100% не известно. Справедливости ради стоит отметить, что во всех перечисленных историях были пользователи, которые положительно оценивали редизайн и его последствия. С другой стороны, далеко не все дизайнеры обязаны ориентироваться на мнение большинства, так как руководствуются в своей работе мнением экспертов и небольшого круга доверенных лиц.
Но вдохновленные историей с «Кинопоиском» пользователи имеют основания надеяться, что их замечания, как минимум, будут учтены. А особо оптимистичные из них, наверняка, верят, что будут выполнены требования вернуть прежнюю версию дизайна.