33 года ушло на поиск пасхалки в игре Gumball для Apple II
Разработчики игры Gumball для Apple II в 1983 году скрыли в ней пасхалку, которую пользователи разгадали только через 33 года, когда Apple II в магазине уже не купишь и в большую часть игр для этого компьютера поиграть невозможно. Пользователь Twitter под ником 4a.m., взламывая DRM-защиту игры Gumball, которая стала его 683 взломанной игрой для Apple II, случайно нашёл пасхалку и описал сам процесс.
Стив Джобс хотел, чтобы в каждом доме был компьютер. Apple старалась сделать систему максимально простой для обычных пользователей. В 1977 году, после успешного эксперимента с первой моделью, компания выпустила Apple II. Первый серийный компьютер от Apple имел интегрированную клавиатуру, цветную графику, звук, пластиковый корпус и восемь слотов расширения. Всего было произведено до шести миллионов экземпляров. С того момента прошло почти сорок лет, но сообщество любителей этой системы ещё существует — с 1989 года и до сих пор в Канзасе собирается КанзасФест, где в течение пяти дней фанаты обсуждают старые материнские платы, клавиатуры, мониторы, учатся работать и программировать на старых системах и находят новые способы их использования.
Благодаря популярности Apple II для неё сделали сотни игр. Инженер Роберт А. Кук, основатель Freebase и Metaweb, в 1983 году выпустил Gumball. В ней нужно построить карьеру, начав с мастера и получив должности супервайзера, менеджера и вице-президента фабрики по производству жевательных резинок. Процесс сводится к тому, чтобы ловить жвачку, проходящую через лабиринт, в соответствующий её цвету контейнер. Ниже в видео — геймплей.
4a.m. за последние несколько лет взломал DRM-защиту 683-х игр для Apple II и закачал их в Архив Интернета. Можно назвать его пиратом, но только благодаря его энтузиазму в эти игры есть шанс поиграть — эти игры уже не продаются, а играть можно только на старых компьютерах. На взлом защиты Gumball у 4a.m. и его коллеги qkumba ушло в два раза больше времени, чем на самую сложную защиту до этого. Журналисту Motherboard 4a.m. в личных сообщениях рассказал, что всё это благодаря Роланду Густаффсону — легендарному специалисту по DRM для Apple II.
На взломе DRM работа не закончилась — 4a.m. сумел найти пасхалку. На каком-то сайте он нашёл первую часть головоломки — информацию о сообщениях на экране после окончания каждого уровня. Чтобы увидеть сообщения, нужно нажать ctrl+z во время заставки:
Уровень 1: RBJRY JSYRR
Уровень 2: VRJJRY ZIAR
Уровень 3: ESRB
Уровень 4: FIG YRJMYR
Расшифровать значение этих символов можно с помощью онлайн инструмента, например этого. Буквы RBJRY JSYRR превращаются в несколько фраз:
- LADLE DWELL
- LISLE SHELL
- LISLE SMELL
- LISLE SNELL
- LISLE SPELL
- LISLE SWELL
- EATER THREE
- ENTER THREE
- ESTER THREE
- EATER TYREE
- ENTER TYREE
- ESTER TYREE
Из них нужно выбрать наиболее вероятный с учётом контекста. Это будет Enter Three. 4a.m. расшифровал остальные сочетания и получил следующую комбинацию:
- ENTER THREE
- LETTER CODE
- WHEN
- YOU RETIRE
Осталось только найти код. Игрок обнаружил, что при повторном нажатии Ctrl-Z во время отображения зашифрованного сообщения появляется ещё одна подсказка — DOUBLE HELIX. Теперь стало ясно, что для поиска пасхалки нужно ввести трёхбуквенный код во время «выхода на пенсию» в игре, и подсказка к коду — «Двойная спираль». 4a.m. ввёл код DNA в нужный момент и получил сообщение от создателей игры. В нём был код ZODWARE для другой игры от разработчиков Broderbund.
На момент описания найденной пасхалки ещё ни один человек (вероятно) её не видел. Во всяком случае, в этом уверен создатель игры Роберт А. Кук, поздравивший 4a.m с его находкой словами «Отличная работа! Я думал, на это уйдёт тысяча лет, но вы управились всего за 33 года». На вопрос, в какой игре код ZODWARE действует, Кук ответить не смог, зато пообещал найти человека, который способен это вспомнить.
@a2_4am WELL DONE. I assumed it would take a thousand, but you solved it in a mere 33 years.
— Robert Cook (@robert_a_cook) 10 июня 2016 г.