Операторов обяжут отчитываться о подменных номерах после жалоб пользователей

d0a811d7b6c8d677409670b73b04ca8d.jpg

Минцифры может получить право запрашивать у операторов данные о совершённом вызове на основании обращений граждан через портал «Госуслуги». Это предусматривают поправки к закону «О связи», подготовленные группой членов Федерального собрания. Цель поправок — борьба с телефонным мошенничеством с использованием подменных номеров, пишут «Ведомости».

Законопроект сейчас дорабатывается, но правительство уже дало на него положительное заключение, отметил член комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Артём Шейкин. На вопрос, когда его внесут в Госдуму, сенатор ответить затруднился. «Ведомости» направили запрос в Минцифры.

Основная угроза мошенничества с использованием подмены номеров — отсутствие информации о настоящем номере совершившего вызов. Это лишает абонентов возможности совершить встречный звонок и проверить достоверность полученной информации, говорится в пояснительной записке к документу.

Дополнительной проблемой, как пишут авторы законопроекта, служит то, что сейчас правоохранительные органы узнают о факте мошенничества только в момент обращения пострадавшего. Кроме того, значительное время у них отнимает поиск оператора-нарушителя.

В связи с этим авторы инициативы предлагают внести изменения в п. 10 ст. 46 закона «О связи» и наделить Минцифры полномочиями запрашивать у операторов информацию о вызове, если в ведомство поступит обращение от органов власти или граждан, в том числе через портал «Госуслуги».

Перечень информации, которую должен будет предоставить оператор связи, включает в себя сведения о номере, сопровождавшем вызов, о факте пропуска телефонного трафика либо о факте оказания услуги связи абоненту с указанием даты и времени, а также сведения об операторе, участвовавшем в установлении соединения.

Эта информация нужна для того, чтобы выявить всю цепочку операторов, которые участвовали в установлении вызова абоненту, столкнувшемуся с мошенничеством, и определить оператора, допустившего подмену номера, следует из пояснительной записки к документу. При установлении факта подмены Минцифры направит информацию об этом в МВД и, если сотрудники правоохранительных органов его подтвердят, оператор будет вынужден заплатить штраф, говорится в документе. В соответствии со ст. 13.2.1 КоАПа штраф в этом случае составляет от 200 до 800 тыс. рублей для индивидуальных предпринимателей и от 500 тыс. до 1 млн рублей для юридических лиц.

После принятия поправок фактов телефонного мошенничества с подменой номера станет меньше, считает Шейкин. Сейчас операторы, особенно региональные, зарабатывают на том, что предоставляют услугу подмены номера, но теперь это станет намного сложнее, потому что правоохранительные органы будут быстрее понимать, кто этим занимается, и реагировать, отметил он.

«Сейчас, если органы пишут запрос, у оператора по закону есть 30 дней на то, чтобы ответить, а в цепочке может участвовать до семи операторов, — объяснил Шейкин. — С принятием поправок время на расследование сократится до одного дня».

Представитель МТС заявил, что относится к инициативе по борьбе с подменой номеров положительно. По словам представителя Tele2, компания даже участвовала в обсуждении архитектуры системы по борьбе с подменой номеров и уже использует такое решение. «Ведомости» направили запрос в «Мегафон». Представитель «Билайна» не ответил на запрос «Ведомостей».

Ранее правительство уже утвердило постановление о том, что с 1 января 2023 года начнёт действовать централизованная система верификации вызовов, но операторы будут к ней подключаться поэтапно, напомнил источник «Ведомостей» в одном из операторов большой четвёрки. Только на основании сведений из этой системы оператор сможет прекращать пропуск трафика с подменными номерами в свою сеть, продолжил он, при этом трафик, поступающий из-за границы, не будет контролироваться системой.

© Habrahabr.ru