4-дневная рабочая неделя, еще раз. Давайте жить дружно
Я смотрю, даже на Хабре до сих пор возникают дискуссии по поводу целесообразности 4-дневной рабочей недели. Что уж тогда говорить о других площадках. Так нам боссов-старпёров не переубедить. Тут бы хоть 6-дневный график не ввели!
На днях здесь прошел довольно нашумевший пост о пяти причинах того, почему эта практика может оказаться неуспешной. Много размышлений и доводов в стиле «некоторые пострадают», «это повысит неуверенность сотрудников» и «вечного счастья всё равно нельзя достичь, так что лучше не пробовать».
Очень много общих философских размышлений и довольно мало цифр.
А ведь цифры есть. Исследований 4-day work week было проведено уже много. Раз, два, три. Эксперимент Microsoft в Японии показал повышение продуктивности на 40%. У Kickstarter и Buffer во время их проверочной четырехдневки вышел похожий результат.
2022 год, хотим мы того или нет, уже стал годом 4-дневной рабочей недели. Ряд национальных правительств — Британии, Швеции, Австралии, Швейцарии, Канады, Исландии, Новой Зеландии — объявили спонсируемые испытания для ряда компаний в своих странах. Бельгия вообще официально ввела возможность выбирать 4-дневную рабочую неделю, и таким образом надеется повысить занятость с текущих 70,6% до 80% к 2030 году. Интерес от компаний, сотрудников, некоммерческих организаций и исследователей по всему миру к этой теме крайне высокий. И реальных данных у нас будет появляться всё больше.
К чему привела 6-дневная рабочая неделя в Китае мы уже видели. Таких экспериментов проводить больше не надо. Там тоже люди думали, что больше рабочих часов = больше продуктивности, пользуясь логикой из XIX века. А привело всё к скандалам, глобальным протестам, массовому выгоранию и даже хуже.
А вот эффекты от 4-дневной рабочей недели еще до конца не изучены. Хотя бы потому, что такого глобального эксперимента над этим, как Китай, никто не проводил.
И тут как раз на днях закончился крупнейший из них за всё время исследований. В нём принимали участие 33 компании с более чем 900 сотрудниками. В основном из США и Ирландии, по большей части офисная работа. Все они раньше работали стандартно от понедельника до пятницы, а теперь в виде теста решили убрать один день (в основном пятницу или среду). Теперь на работу они тратили 80% времени, но при этом получали 100% своей зарплаты и бонусов.
И это крупнейшее в мире испытание четырехдневной рабочей недели ещё раз доказало, что нет смысла работать пять дней в неделю. По крайней мере, если вы трудитесь не на заводе, а там, где нужно хоть как-то задействовать креативность и мозг.
Исследование проводила некоммерческая организация 4 Day Week Global. Сейчас она делает такие тесты в десятках разных стран. Вы можете скачать и почитать их сокращенный отчет с оф. сайта (или вот pdf у меня на гугл-драйв). Там они называют промежуточные итоги программы «оглушительным успехом практически во всех аспектах» и отдельно отмечают, что почти каждая компания решила в дальнейшем продолжить свой новый «сокращенный» график. Из 27 компаний, ответивших на вопрос, никто не сказал, что планирует вернуться к пятидневке. Восемнадцать сообщили, что теперь их сотрудники будут работать до 32 часов в неделю, еще семь — что хотят сделать что-то подобное, но ещё прорабатывают детали. Две компании ответили, что пока что в раздумьях и взвешивают свои варианты.
Те фирмы, что приняли участие в тесте, оценили свои общие впечатления на 9 баллов из 10, рассказав о повышении продуктивности и производительности. Главная причина — испытание положительно сказалось на их прибыли. Согласно опросу, средний доход вырос на 38% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Кажется каким-то заоблачным ростом, но, кстати, вполне бьется с результатами той же Microsoft. И это вполне конкретные цифры, а не результаты умозаключений.
Сотрудники, ожидаемо, тоже положительно оценили переход, сообщив о снижении уровней стресса, усталости, бессонницы и эмоционального выгорания, а также об улучшении физического и психического здоровья. Как итог — заметно сократилось количество прогулов и даже немного снизилось число увольнений по собственному желанию (даже на фоне «Великого увольнения», бушевавшего в этом году). Найм и обучение нового сотрудника — огромные затраты для компании, так что снижение этой статьи расходов сильно повлияло на повышении прибыли фирм, участвовавших в эксперименте.
Но работники, конечно, остались особенно довольны. Практически все они (97%) сказали, что хотели бы сохранить четырехдневную рабочую неделю, оценив новый опыт на 9,1 из 10. Они также сообщили о росте производительности своего труда и улучшении баланса между работой и личной жизнью.
Сотрудников спросили, как они оценивают свою текущую трудоспособность по сравнению с лучшими показателями в их жизни. Перед переходом средняя самооценка трудоспособности составляла 7,17 по шкале от 0 до 10. В конце испытания она значительно выросла — до 7,83. То есть, люди чувствовали, что они более продуктивны и могут лучше работать.
Правда, был и один недостаток: люди стали очень привередливыми. Многие сотрудники в конце сказали, что теперь не согласны трудиться на 5-дневке на тех же условиях. Почти треть (32%) сообщили, что перейдут на пятидневную рабочую неделю только при условии повышения зарплаты на 0–25%. 42% требуют увеличения на 26–50%. Еще 13% сказали, что вернутся к пяти дням только если их зарплату повысят больше чем на 50%. И последние 13% сообщили, что вообще никакие деньги теперь не помогут побудить их перейти на пятидневный график. Так что вернуться к статус-кво компаниям, перешедшим на 4-дневку, будет непросто.
Как тратили свой свободный пятый день эти счастливчики? Большинство, предсказуемо, просто отдыхали. Дальше по популярности — работа по дому, уход за больными и, наконец, уход за собой. Те, кто чувствовал в себе много сил и энергии, брали дополнительные подработки «на стороне», так что их доход даже вырос. Но больше всего были рады родители, работающие мамы и папы. Доля свободного времени, которую они тратили на уход за детьми, снизилась с 45% до 25%. То есть, теперь они могли учитывать потребности своих детей, и при этом у них почти в два раза больше времени оставалось для себя.
В прошлом месяце также закончилось отдельное шестимесячное испытание в Великобритании, также проводимое 4 Day Week Global. В нём приняли участие 70 компаний и 3300 сотрудников. Полные результаты этого испытания должны быть представлены в феврале 2023 года. Но предварительные факты такие же. Интервью с сотрудниками и компаниями показали, что переход на 4-дневку изменил их жизнь к лучшему.
Пандемия доказала, что наши современные представления о том, как «должен» выглядеть офис и наша рабочая неделя, не так незыблемы, как мы могли бы подумать. Многие компании неожиданно для себя обнаружили, что работу можно выполнять из дома так же эффективно, как и из офиса, если всё правильно организовать. Теперь вот постепенно возникает вопрос, сколько рабочих дней на самом деле реально нужны. Возможно, переход на 4-дневку — логичный следующий шаг.
Скажем, в Нидерландах и Дании люди уже давно работают по 30 часов в неделю (правда, у них всё равно 5-дневка, просто они трудятся по 6 часов в день). И нельзя сказать, что Нидерланды ничего не производят и известны как страна с низкой продуктивностью.
Инфографика от KP.ru. Почему-то страны из первой категории считаются довольно продуктивными. Может, дело не в часах выработки?
Чтобы интуитивно понять, как это работает, и почему продуктивность не падает, можно обратиться, например, к этому посту, где люди в России провели собственное исследование. Их выводы:
То есть, при декларации 40-часовой недели персонал в обычном случае работает 30 часов.
Мы при декларации 36-часовой недели получили примерно те же 30 часов.
И другое качество жизни, или «work-life баланса».Выручка, прибыльность и удовлетворенность клиентов — не упали.
Люди, по сути, работают столько же, но получают больше времени для разгрузки. В результате чего чувствуют себя лучше, так что могут трудиться более целенаправленно и эффективно.
Так что давайте не будем играть против 4-дневной рабочей недели. Пока всё указывает на то, что это работает. Если эту точку зрения не будем отстаивать мы, то кто тогда?