«Он среди нас»: синдром самозванца как один из самых распространенных недугов у айтишников

Всем привет! Меня зовут Марат, и уже я достаточно долгое время управляю одним из направлений тестирования ЦФТ в РСХБ‑Интех. На одной из встреч мы с коллегами внезапно выяснили, что многие из нас являлись или являются заложниками синдрома самозванца. Сегодня разберу, что это такое, и дам пару советов, как не довести себя до такого состояния.

c2cf480c86177a7ef63e98fd8774102e.png

Что такое синдром самозванца?

Если в общих чертах, синдром самозванца — это страх быть раскрытым окружающими как безграмотный притворщик, который обманом, везением или стечением обстоятельств оказался на роли руководителя или на любой другой роли. Но разговор сегодня будем вести в основном в контексте руководителей. В более узком смысле речь пойдет про обесценивание своих достижений и отрицание своих компетенций.

Люди с таким синдромом часто перерабатывают, пытаются вывозить все на себе и остерегаются отпусков. Все это ускоряет процесс перегорания, снижает качество работы и жизни.

Очень часто синдром самозванца соседствует с другим синдромами. Думаю, вам тоже может быть знаком «Синдром отличника» или «Синдром перфекциониста». Из названий, думаю, вполне понятно — это стремление сделать все идеально, безупречно и заработать себе заслуженное признание.

Основная проблема в том, что зачастую у человека физически нет времени и возможности сделать работу идеально. Всегда нужно помнить, что предела совершенству нет, и хорошо понимать, до какого момента трудозатраты на задачу стоят получаемого результата. Плюс, чисто психологически, несколько выполненных дел вдохновят вас гораздо больше, чем одно. Конечно, при условии, что они соизмеримы. В общем и целом, лучше сделать десять задач на тройку, чем одну на пятерку.

Разберем несколько ситуаций

Человек получил повышение до менеджера и испытывает ощущение незаслуженного успеха, регулярно ставя под сомнение свою компетентность: «А достоин ли я? Мне просто повезло, или я действительно чего‑то стою?». Проговаривание с самим собой из раза в раз подобных вопросов и попытки делать все идеально ожидаемо приводят к выгоранию и, если человек с этим не справляется, к увольнению.

При попытке решить эту проблему можно выйти как на ложные, так и на настоящие решения.

Ложные:

  1. Продолжить активно вписываться в производственный процесс. Там все просто, понятно и уютно. Однако на самом деле для менеджера это является шагом назад.

  2. Стремиться к идеальному выполнению задач вместо того, чтобы делать их просто хорошо.

Настоящие: задать себе вопрос «с кем я себя сравниваю?». В этом вопросе кроется суть, потому что:

«Не с тем человеком» Вы можете сравнивать себя с чрезвычайно компетентным человеком, имеющим огромный опыт работы и легко закрывает задачи, над которыми вам приходится активно и долго потеть. Это нормально, что есть талантливые ребята, которые могут и делают гораздо больше и лучше вас. На них ориентироваться можно только в качестве примера для стремления, но совершенно точно не нужно измерять по ним свои достижения. Смотреть нужно на средний градус по больнице, и, если вы видите, что даже так все плохо, тогда действительно, на следующем шаге следует вычислить ваши зоны роста и поработать над ними.

«Неправильно». У человека могут быть другие задачи, которые внешне выглядят похожими на ваши, хотя фактически серьезно отличаются. Например, вы управляете коллективом в 60 человек, а ваш коллега — всего десятью. Абсолютно логично, что шанс нештатной ситуации растет пропорционально количеству людей, и ни в коем случае нельзя себя упрекать в том, что по объективным причинам в вашем подразделении происходит больше ошибок/инцидентов.

А еще:

  • Очень полезным будет проведение разбора каждой выполненной задачи не только через призму эмоционального восприятия, но и логического рассуждения, что было сделано отлично, хорошо и плохо, а так же как и что сделать в следующий раз так, чтобы плохо стало хорошо, а хорошо — отлично. Тем самым внутренне принимаешь, что справился, пусть даже и не идеально. Но точно сделаешь лучше при повторном заходе.

  • Нужно признавать при своей команде, что ты делаешь что-то впервые и будешь разбираться и развиваться вместе с ними.

  • Нужно развивать своих подчиненных, ведь через развитие другого ты признаешь свои достижения, а заодно находишь варианты оптимизации процесса, которым ты остался недоволен.

  • Делать крутые штуки, которые до тебя еще никто не делал. А если оно еще и продиктовано срочной необходимостью, это круто вдвойне, ведь можно наконец доказать себе раз и навсегда, что твой личный вклад имеет вес. Да и планка спроса в таких ситуациях условно снижается. Значит, можно прибегнуть к интересным и неожиданным решениям.

  • Бывают отдельные случаи, когда человек без соответствующего образования и опыта вкатывается в ИТ. Эта почва весьма благодатна для зерен сомнения в себе. Первое, о чем ты спрашиваешь себя, это «как я тут вообще буду, как я тут оказался». Говорю про это на собственном опыте. Следует понимать, что в этом есть уникальный плюс: ваш опыт отличается, а значит глаз не замылен, значит вы увидите возможные улучшения там, где их никто не замечает. И по той же причине вы в силах привнести что-то радикально новое.

Итак, давайте коротко подведем итоги

Делать ошибки — это нормально, прощайте себя. Вгонять себя в бесконечный цикл самоедства — ненормально, и из него следует выбираться.

Ключ лежит в объективности, в акценте на своевременные и правильные выводы из ошибок, в проработке вариантов их предотвращения в будущем. При таком подходе работать будет веселее и эффективнее, или, по крайней мере, не так грустно, что тоже является отличным результатом.

© Habrahabr.ru