Около трети самых распространённых планет Галактики могут находиться в зоне обитаемости

7589b6c3cdaa75466ae6c29c03439e2d.jpg

Привычное нам Солнце — относительная редкость в Млечном Пути. Самые распространённые звезды значительно меньше и холоднее, а их масса в два раза меньше массы нашего Солнца. И вокруг этих типичных карликовых звёзд в нашей Галактике вращаются миллиарды планет.

Чтобы получить достаточно тепла для поддержания потенциальной жизни, эти планеты должны прижиматься очень близко к своим маленьким звёздам, что подвергает их экстремальным приливным воздействиям.

В новом анализе, основанном на последних данных наблюдений телескопа «Кеплер», астрономы Университета Флориды обнаружили, что две трети планет вокруг этих распространённых малых звёзд, скорее всего, будут слишком сильно разогреты приливными силами, что приведёт к их стерилизации. Но остаётся одна треть планет –, а их сотни миллионов по всей Галактике — которые смогут находиться в зоне обитаемости на достаточно щадящем расстоянии от звезды, и в результате сохранить жидкую воду на поверхности, и, возможно, приютить жизнь.

Профессор астрономии UF Сара Баллард и докторант Шейла Сагеар опубликовали свои выводы 29 мая в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences. Баллард и Сагеар давно изучают экзопланеты — миры, вращающиеся вокруг звёзд, отличных от Солнца.
Саджар и Баллард измерили эксцентриситет более чем 150 планет вокруг этих карликовых звёзд категории M, которые по размеру примерно равны Юпитеру. Чем больше орбита похожа на овал, тем более эксцентричной она является. Если планета вращается достаточно близко к своей звезде, примерно на том расстоянии, на котором Меркурий вращается вокруг Солнца, вытянутая орбита может привести к её приливному нагреву. Тогда планета будет растягиваться и деформироваться под воздействием меняющихся гравитационных сил на её неровной орбите, и трение будет её нагревать. В радикальных случаях этот процесс может «испечь» планету, устранив все шансы на существование жидкой воды.

«Только у таких маленьких звёзд зона обитаемости достаточно близка, чтобы эти приливные силы могли иметь значение», — сказал Баллард.

Саджар и Баллард обнаружили, что в системах звёзд с несколькими планетами с наибольшей вероятностью у планет будут круговые орбиты, которые позволят им удерживать жидкую воду. У звёзд с одной планетой наиболее вероятны приливные экстремумы, которые могут стерилизовать поверхность последней.

Поскольку одна треть планет в этой небольшой выборке имеет достаточно умеренные орбиты для потенциального размещения жидкой воды, это, вероятно, означает, что в Млечном Пути есть сотни миллионов перспективных объектов для поиска признаков жизни за пределами нашей Солнечной системы.