Obsidian — Мой сетап
Вот я и дописал свою четвёртую статью на хабр (А ведь в начале года поставил себе цель написать хотя бы одну статью, а тут аппетит пришёл во время еды и вот четвёртая). Предыдущие раз, два и три.
Вообще бесит когда в современном мире пишут статьи-гайды или снимают видео-гайды, где самое интересное в конце. «Вы сначала дайте посмотреть что я приобрету прочитав вашу статью или посмотрев видео, а я уже приму решение смотреть или нет».
Поэтому вот сразу ссылка на мой сетап хранилища Обсидиана на гитхабе (о котором и пойдёт речь в данной статье), можно сразу его качать и тыкаться самому и если что-то не понятно подглядывать в статью. (Надо распаковать zip-файл в папку, а потом открыть открыть обсидиан и при выборе хранилища выбрать эту папку, куда распаковали zip-файл. Если у вас одно хранилище, то тогда жмём в левом нижнем углу кнопку сейфа)
В моём сетапе я попытался реализовать возможность управлять проектами, годовыми и месячными целями, ставить себе задачи, смотреть по ним статистику в разрезе ролей.
В этом хранилище используются 10 плагинов, основные:
Calendar — для календаря справа.
Dataview — для статистики и для проектов.
Tasks — для задач.
Templater — для шаблонов и чтобы нужные заметки с запросами создавались в нужных папках и с нужными данными в запросах.
К такой настройке я шёл целый год используя обсидиан, постоянно дорабатывал её и искал «совершенство», в ней собраны разные подходы из разных статьей и книг (GTD, 7 навыков, Джедайские техники, Атомные привычки), данные подходы большинству могут быть знакомы. Но есть метод, до которого я дошёл сам и до этого я нигде его не встречал (возможно просто не попадался) — это метод одной задачи.
Disclaimer1: Мой сетап не претендует на «идеальность», в нём найдутся минусы и неудобности. Я выношу его на общее обсуждение в том числе для того, чтобы кто-то мог предложить ту или иную доработку тут в комментариях, а так же для того, чтобы новички могли сходу вкатиться в этот чудесный обсидиановый мир.
Disclaimer2: Обычно обсидиан ассоциируют с Zettelkasten, графами и прочими атомарными заметками. Я в своём подходе этого не использую, возможно еще не дорос, возможно мой подход немного про другое. В этой статье я пишу не про это.
Про роли
Первый раз столкнулся с темой ролей и сферами жизни в видео Евгении Стрелецкой, меня эта тема заинтересовала и я начал думать как приладить всё это к моей существующей системе и жизни. Но отторгало в этой системе то, что она предлагает предопределённое ограниченное кол-во сфер жизни, а именно 8. После прочтения книги 7 навыков высокоэффективных людей я понял, что это в моей системе должно называться не сферы жизни, а роли. И я определил для себя 20 ролей, которые я выполняю в своей жизни. Основные роли: муж, отец, здоровый, родственник, руководитель, водитель, отдыхатель, организатор своих дел, увлекающийся.
В обсидиане на каждую роль создана заглавная заметка роли:
В этой заметке есть ссылка на личную миссию (это опять же из книги 7 навыков, про личную миссию будет чуть дальше).
Есть ссылка на шаблон проекта по этой роли (это чтобы иметь быстрый доступ к шаблону, если вдруг требуется что-то изменить)
Есть кнопка создать новый проект. Она создаёт новый проект по шаблону этой роли.
Есть список проектов по этой роли (Это ключевой список, который позволяет визуально оценить все свои проекты по конкретной роли).
Есть список выполненных задач за последние 3 дня (Этот список даёт возможность оценить что было сделано по выбранной роли в ближайшее время, при необходимости период в 3 дня можно увеличить изменив параметр dur (3 day) на то кол-во дней, которые вам необходимы).
Про личную миссию
Книга »7 навыков выскооэффективных людей» (на которую я кстати набрёл в этой статье, отдельное спасибо @kostyaBro за статью и за упоминание книги) меня очень вдохновила, а в особенности идея написания ключевых принципов моей жизни. Личная миссия позволяет двигаться по намеченному вектору, не отходить от целей и помогает сверять курс. В книге Стивен Кови предлагает интересный способ составления личной миссии, а именно представить свои похороны (у них там, в этих ваших америках, на похоронах собираются все знакомые и родственники и толкают разные речи об умершем) и представить КАКИЕ значимые люди и ЧТО будут о вас говорить. Что о вас будут говорить ваши друзья, родственники, пассажиры, которые едут с вами в машине, сотрудники, коллеги, ваш супруг? Исходя из этого наметить себе значимые для вас роли, а затем написать свод принципов для самих себя, по которым вы живёте. Например: «Я как водитель понимаю, что моя цель довезти меня и моих пассажиров из точки А в точку Б в целости и безопасности».
Некоторым людям данный подход может показаться избыточным излишеством, отсутствием спонтанности, «А когда жить?» и т.д. Я безусловно рад за таких людей, но лично мне данный подход зашёл и сильно помог и до сих пор регулярно помогает, надеюсь кого-то данный подход зацепит так же как и меня и вдохновит на великие свершения.
Про проекты
Проекты хранятся в папке «Projects» и создаются по специальному шаблону. Для каждой роли свой шаблон для того, чтобы автоматом проставлялся тег с нужной ролью. Это конечно не очень удобно, если нужно внести изменения сразу в несколько шаблонов разных ролей, этот момент я бы с радостью оптимизировал, но из-за того, что изменения в шаблоны проектов я вношу не так часто => меня это не особо напрягает.
В заметке проекта хранятся:
Предстоящие задачи. Я расположил их сверху для того, чтобы не нужно было скроллить до них, открываешь проект и сразу видно, что надо делать, какие следующие действия.
Ссылки. Ну тут всё логично, очень часто по проекты надо сохранять какие-то ссылки, в закладках браузера всё это обрастает огромной свалкой ссылок, в которых потом очень просто запутаться, а тут всё стройно и логично.
Мысли и разное. Бывает придёт какая-то мысль по проекту, это и не задача и не ссылка, но мысль полезная, вот для этого и был создан данный раздел.
Мета-информация. Т.к. я добавляю новые задачи вверх заметки, то formatter мне сразу не подошёл, поскольку добавляя задачу сверху заметки он сразу ломается и я решил спрятать всю мета-информацию под отдельный коллаут, тут тег роли, тег даты и тег статуса.
Сделанные задачи. Сюда я временами скидываю выполненные задачи сверху вручную, это может показаться долго и муторно, но мне это позволяет дополнительно провести краткую ретроспективу. Ну и что-то медитативное в этом тоже есть.
Про-тип про Callout’ы:
Совершенно недавно познакомился с Callout’ами в обсидиан и теперь не понимаю как раньше без них жил, они помогли визуально отделить контент везде в обсидиане, что повысило юзабельность всей этой системы. С колаутами появилась красота и своеобразный феншуй. После их внедрения я прям каждый день хотел что-то делать в обсидиане, т.к. это доставляло помимо всего прочего еще и эстетическое удовольствие.
Про задачи (или следующие действия)
Все предстоящие задачи лежат сверху каждого проекта. Задача — это чёткое сформулированное следующее действие. При этом, чем чётче будет сформулировано следующее действие, тем выше шанс его сделать. Например проект «Чекап 2023» будет начинаться со следующего действия «Записаться к терапевту + ссылка на сайт клиники». У Максима Дорофеева в Джедайских техниках про это очень хорошо, на мой взгляд, написано. «Чекап 2023» — это для обезьянки сиюминутного удовольствия очень сложная непосильная задача, которая в себе объединяет такие вещи как поездка в клинику, сидение в очереди, сдавание анализов и т.д. При чём всё это надо делать сразу и это очень долго, сложно и трудозатратно. Как же заставить обезьянку не залипать в ютубчике или в играх, а заставить что-то сделать? Надо просто сформулировать обезьянко-понятную задачу, которая будет занимать минимум времени, а именно «Записаться к терапевту» и огромным бустом будет сразу к задаче прилепить ссылку на клинику, потому что даже обезьянка сможет ткнуть пару кнопок и записаться. Тем самым само собой запустится процесс и проект сдвинется с мёртвой точки. После того как эта простая задача будет выполнена, в проект добавиться следующая задача «Ехать в клинику ГГГГ-ММ-ДД ЧЧ: мм» уже со сроком выполнения. И так далее на каждое действие — задача.
При этом иногда возникает желание определить сразу все следующие действия по проекту и навесить им конкретные даты и т.д. Тем самым загнать себя в рамки, в которых потом будет неуютно, изменятся обстоятельства, потеряется гибкость. Я смирился с тем, что по некоторым проектам в моей жизни достаточно определить хотя бы одно следующее действие, а там потом само всё пойдёт и поедет, главное начать — это самое важное.
Про просроченные задачи
В большинстве тудушек просроченные задачи красятся в красный и говорят как бы «ТЫ МЕНЯ НЕ СДЕЛАЛ!!! Я ВАЖНЕЕ ЧЕМ ВСЕ ОСТАЛЬНОЕ», но у меня это чаще всего не так. У меня чаще всего так, что я ХОТЕЛ сделать их вчера, но даже если я её сделаю позже или вообще не сделаю — ничего страшного не произойдёт.
Вообще я на себе, на своих близких и знакомых стал замечать, что очень часто люди назначают задачам срок, когда на самом деле этого срока нет. Людям ХОТЕЛОСЬ БЫ сделать это в этот срок, но если задача будет сделана через месяц или год, а не сейчас — от этого ничего плохого не произойдёт. И я поставил себе цель-привычку — подмечать за собой моменты, когда я ставлю срок у задачи, но на самом деле этот срок не такой. Получилось это сделать следующим образом — я ежедневной заметке я сделал ссылку на страницу «Накопилось» — туда попадают все просроченные задачи. При этом при разгребании этого списка я чекаю — реальный ли я срок назначил задаче и чаще всего при этом процессе выясняется, что срок я назначил неадекватный, в таком случае я откладываю задачу на более адекватный срок, либо вообще на месяц или на год (Об этом ниже).
Планы на год и на месяц
Долгое время я хотел внедрить у себя систему планирования на год и месяц. И в этом году у меня начало получаться. План на год и на месяц я строю на основании inline-поля Date в проекте. В начале года я проставляю во всех проектах, котоыре хочу сделать за год в поле Date »#2023-» (тегом специально, чтобы потом можно было легко выбирать из выпадающего списка).
Затем в начале каждого месяца я начинаю просматривать все проекты на год и начинаю в некоторых добавлять какой-то конкретный месяц, например #2023–05 — это сразу помещает этот проект в месячную заметку мая.
Ну и собственно у меня есть периодическая задача-привычка хотя бы раз в неделю смотреть планы на месяц. Во время выполнения этой задачи я актуализирую месячные проекты, меняю у них статус. Статус — это такое же inline-поле в проекте как дата.
Статусов у меня 6 штук (теги в статусе нужны так же для того, чтобы выбирать статусы из выпадающего списка):
#tasks/10NEW — Это статус нового проекта. Это означает, что проект есть, а следующее действие по нему еще не определено.
#tasks/20WIP — Это статус Work In Progress. Это означает, что проект есть, и по нему определено следующее действие, т.е. есть задача с каким-то сроком выполнения.
#tasks/30REC — Это статус периодических задач. Это обычно проекты-привычки или то, что скорее всего, никогда не кончится.
#tasks/40DON — Это завершённые проекты. Приятно видеть в том или ином списке парочку таких. Это означает что кто-то хорошо потрудился.
#tasks/50CAN — Это отменённые проекты. Иногда стоит перестать мучать и заставлять себя что-то сделать, нужно найти мужество и отменить проект, признать что он потерял актуальность.
#tasks/60SEL — Это саморассосы. Т.е. проекты, о которых нужно помнить, но скорее всего они сами рассосуться.
Задачи на год и на месяц
Во всех заметочниках и тудушках есть поля с датой и везде надо заполнять и год и месяц и день, а мне нужно было например указать 2023–05. Это бы означало что задачу нужно сделать в мае, в любой день когда смогу, но в мае. А часть дел нужно вообще выполнить в 2023 году, без привязки к месяцу, а тем более дню. При чём есть периодические задачи, которые нужно делать каждый месяц, но не в конкретный день, а просто каждый месяц. В обсидиане в плагинах Tasks и Dataview тоже не воспринимаются обрезанные даты, но я нашёл выход — я решил ставить срок задачам в 3023 году на любой день месяца, а потом запросом Tasks фильтровать задачи за нужный месяц, но только в 3023 году. Таким образом когда я закончил выполнять задачи на день (А их не оч много) я открываю список задач на месяц и начинаю делать их. При этом если есть периодические задачи, то они тоже со сроком в 3023 году и при выполнении задачи со сроком 3023–05–01 создаётся следующая задача со сроком 3023–06–01, которую я уже буду делать в следующем месяце, не первого числа, а вообще когда-то когда руки дойдёт, но в июне. Тоже самое сделать для задач на год, только срок там выставляю 4023 год, а запросом Tasks фильтрую задачи с любым сроком в 4023 — это задачи на год. Если вдруг так случилось, что я выполнил все задачи на день и на месяц, то перехожу к самой древней задаче на год.
Плюс дополнительно в месячной заметке отбираются проекты, которые я хотел бы сделать в этот месяц, раз в неделю я просматриваю месячную заметку и форсирую задачи по этим проектам.
Планы на месяц — мысли
Есть такая сущность как «Мысли», вроде бы по ним надо регулярно что-то делать, а вроде бы просто в них смотреть. Я решил, что надо пришедшие мысли выводить в месячную заметку и хотя бы 4 раза в месяц их читать каждый понедельник. Реализовал так же задачами, когда приходит мысль — делается выполненная задача с тегом #мысль и потом в ежемесячную заметку отбираются все мысли за месяц
Про одну задачу
После прочтения книги Максима Дорофеева про обезьянку сиюминутного удовольствия и рационального типа я проникся этой идей и пробовал разные подходы. В одной из итераций у меня был такой подход — сначала делаешь одну среднюю или сложную задачу, а потом делаешь пять мелких задач. Это не очень спасало, всё равно часть сложных или средних задач я продолжал прокастинировать. Реализовано это было через LIMIT 5 на лёгкие задачи, и LIMIT 1 на средние и сложные задачи. И в один прекрасный день мне пришла идея, а что если вообще на все списки задач поставить лимит = 1. Так и случилось и это принесло колоссальный результат.
Теперь моя внутренняя обезьянка сиюминутного удовольствия не пыталась перепрыгнуть с непосредственного выполнения задач на анализ «А какую задачу всё таки нужно первее сделать» или «А какая задача важнее». Теперь я не вижу всех задач на сегодняшний день, я вижу только одну задачу, с которой надо что-то делать. Её можно выполнить, можно отложить. И в финальной версии моего сетапа я оставил конечно же для себя возможность быстро пробежаться по всем задачам запланированных на сегодня, но только на предмет задач, которые жёстко привязаны ко времени. В остальном работа ведётся не в этом списке, а в списке «одна задача».
В задачах на месяц и на год так же реализован отбор только по одной задаче. При этом эта одна задача сортируется по дате создания, т.е. сначала вылезает задача самая древняя, сначала разгреби древность, а потом приступай к новому.
Про инбокс и тг2обс бота
Как-то случайно наткнулся в телеге на блог Дмитрия, подписался и через какое-то время Дмитрий выложил бота, который всю отправленную ему информацию в телеграме сохраняет в обсидиан. Мы попереписовались с Дмитрием и он в боте даже реализовал пару моих хотелок, которые упростили мне всю мою задачно-проектную рутину в 10 раз.
Т.к. телеграм — это основной для меня мессенджер и не только — это для меня очень удобный способ пополнения инбокса. Все вводные, все мысли, все задачи, все статьи, картинки или документы — тут же отправляются боту в 2 клика. Нет тебе никаких задержек, никаких 10 кликов и т.д., которые возникают когда пытаешься всё это отправить в обсидиан.
Плюс в той же книге Максима Дорофеева есть хорошая иллюстрация про то как одно письмо в себя включает много разной информации. Часть их которых это задачи, часть проекты, часть справочная инфа. После того как я поставил бота любой текст что мне пишут коллеги, друзья или жена, если в нём от меня требуются осуществить какие-то действия — тут же отправляется в телеграм, а затем при чистке инбокса это сообщение разбивается на задачи, проекты или справочную инфу.
Разгребание инбокса
Вот есть инбокс, в который сваливаются всё и раз в какой-то промежуток полезно его чистить (в идеале раз в 1–2–3 дня).
Чистка инбокса происходит так:
Я открываю заметку инбокс, где каждая строчка — это задача (тг2обс бот настроен так, что он переносит в инбокс текст из телеграма сразу с — [ ] в начале).
Затем я назначаю задаче срок через плагин Tasks хоткеем ALT + S.
Хоткеем ALT + E выделяю строчку с задачей.
Хоткеем ALT + R эту задачу перемещаю в нужный мне проект.
Ни в одном другом заметочнике или тудушке у меня не получалось разгребать инбокс так быстро как я это делаю в обсидиане, иногда это просто неприлично быстро.
Шаблон ежедневной заметки
Ежедневная заметка — это то, где происходит основная работа.
Сверху быстрые доступы к разному избранному (Все заметки, к которым нужен быстрый доступ я переношу в этот блок, мне так удобнее, чем лазить по файловому менеджеру в обсидиане).
Затем «Что сделает этот день успешным». Об этой технике я узнал из блога Армена Петросяна. Суть этой техники в том, чтобы в начале дня написать шорт-лист задач, сделав которые можно будет считать, что день успешный. Из-за этой техники иногда приходится дублировать текст задачи из какого-то проекта, но эта, якобы, двойная работа позволяет мне снизить тревожность и спланировать день так, чтобы потом не было чувства, что прожил день зря, поэтому я готов на подобные жертвы.
Стата за день в очках. Об этом напишу чуть ниже.
Одна запланированная задача. В этот блок попадает одна задача со сроком выполнения сегодня, отсортированная по дате создания.
Одна задача из накопилось. В этот блок попадает одна задача из списка «накопилось», т.е. задачи, у которых срок выполнения вчера или раньше.
Выполненное. Этот блок вмещает в себя все задачи выполненные за сегодня. Этот блок полезен для подведения итогов дня, для наглядности «Вот я какой молодец столько всего сделал сегодня».
Созданное. Всем задачам попадающим в телеграм бота присваивается дата создания этой задачи. Это позволяет так же наглядно увидеть сколько за сегодня задач было создано.
Про статистику по ролям
Р1, Р2, Р3, Р4 — это роль один, два, три и четыре, а последняя строчка — это сумма всех очков за месяц
Изучая статьи, блоги и книги про цели, целеполагание, привычки, задачи и тайм-менеджемент и не только, я постоянно тут и там встречал разные реализации некой статистики своей жизни (Вообще я контрол-фрик и люблю всевозможную статистику, например измерение веса умными весами, или измерение сна фитнесс-браслетом и т.д.). Например Вастрик в своём доме-дурачке реализовал Bar Chart, в котором трекер на основании четырёх метрик: здоровье/спорт, саморазвитие/креативность, работа/дом, наслаждения. Дмитрий Смирнов сделал сервис HWYD, в котором можно трекать ежедневную активность по разным сферам жизни. Ну и конечно же куча статей в стиле «Как я мотивирую себя табличкой в екселе».
В итоге я пришёл к следующему:
У меня есть разные по трудозатратам задачи: лёгкие, средние и тяжёлые. При чём сначала это разделение было по времени 15 минут, 60 минут, 120 минут. Потом я понял, что есть не очень долгие задачи, но они отнимают много сил. И я решил делить задачи по цветам: зелёные задачи — лёгкие или быстрые, жёлтые — средние, они и в Африке средние, красные — сложные или долгие. И я стал помечать задачи соответствующими эмодзями