Obsidian — Мой сетап

Вот я и дописал свою четвёртую статью на хабр (А ведь в начале года поставил себе цель написать хотя бы одну статью, а тут аппетит пришёл во время еды и вот четвёртая). Предыдущие раз, два и три.

Вообще бесит когда в современном мире пишут статьи-гайды или снимают видео-гайды, где самое интересное в конце. «Вы сначала дайте посмотреть что я приобрету прочитав вашу статью или посмотрев видео, а я уже приму решение смотреть или нет».

Поэтому вот сразу ссылка на мой сетап хранилища Обсидиана на гитхабе (о котором и пойдёт речь в данной статье), можно сразу его качать и тыкаться самому и если что-то не понятно подглядывать в статью. (Надо распаковать zip-файл в папку, а потом открыть открыть обсидиан и при выборе хранилища выбрать эту папку, куда распаковали zip-файл. Если у вас одно хранилище, то тогда жмём в левом нижнем углу кнопку сейфа)

В моём сетапе я попытался реализовать возможность управлять проектами, годовыми и месячными целями, ставить себе задачи, смотреть по ним статистику в разрезе ролей.

В этом хранилище используются 10 плагинов, основные:

  • Calendar — для календаря справа.

  • Dataview — для статистики и для проектов.

  • Tasks — для задач.

  • Templater — для шаблонов и чтобы нужные заметки с запросами создавались в нужных папках и с нужными данными в запросах.

К такой настройке я шёл целый год используя обсидиан, постоянно дорабатывал её и искал «совершенство», в ней собраны разные подходы из разных статьей и книг (GTD, 7 навыков, Джедайские техники, Атомные привычки), данные подходы большинству могут быть знакомы. Но есть метод, до которого я дошёл сам и до этого я нигде его не встречал (возможно просто не попадался) — это метод одной задачи.

Disclaimer1: Мой сетап не претендует на «идеальность», в нём найдутся минусы и неудобности. Я выношу его на общее обсуждение в том числе для того, чтобы кто-то мог предложить ту или иную доработку тут в комментариях, а так же для того, чтобы новички могли сходу вкатиться в этот чудесный обсидиановый мир.
Disclaimer2: Обычно обсидиан ассоциируют с Zettelkasten, графами и прочими атомарными заметками. Я в своём подходе этого не использую, возможно еще не дорос, возможно мой подход немного про другое. В этой статье я пишу не про это.

Про роли

Первый раз столкнулся с темой ролей и сферами жизни в видео Евгении Стрелецкой, меня эта тема заинтересовала и я начал думать как приладить всё это к моей существующей системе и жизни. Но отторгало в этой системе то, что она предлагает предопределённое ограниченное кол-во сфер жизни, а именно 8. После прочтения книги 7 навыков высокоэффективных людей я понял, что это в моей системе должно называться не сферы жизни, а роли. И я определил для себя 20 ролей, которые я выполняю в своей жизни. Основные роли: муж, отец, здоровый, родственник, руководитель, водитель, отдыхатель, организатор своих дел, увлекающийся.
В обсидиане на каждую роль создана заглавная заметка роли:

a83404e232513c67dd5abd0d3b761afa.png

  • В этой заметке есть ссылка на личную миссию (это опять же из книги 7 навыков, про личную миссию будет чуть дальше).

  • Есть ссылка на шаблон проекта по этой роли (это чтобы иметь быстрый доступ к шаблону, если вдруг требуется что-то изменить)

  • Есть кнопка создать новый проект. Она создаёт новый проект по шаблону этой роли.

  • Есть список проектов по этой роли (Это ключевой список, который позволяет визуально оценить все свои проекты по конкретной роли).

  • Есть список выполненных задач за последние 3 дня (Этот список даёт возможность оценить что было сделано по выбранной роли в ближайшее время, при необходимости период в 3 дня можно увеличить изменив параметр dur (3 day) на то кол-во дней, которые вам необходимы).

Про личную миссию

Книга »7 навыков выскооэффективных людей» (на которую я кстати набрёл в этой статье, отдельное спасибо @kostyaBro за статью и за упоминание книги) меня очень вдохновила, а в особенности идея написания ключевых принципов моей жизни. Личная миссия позволяет двигаться по намеченному вектору, не отходить от целей и помогает сверять курс. В книге Стивен Кови предлагает интересный способ составления личной миссии, а именно представить свои похороны (у них там, в этих ваших америках, на похоронах собираются все знакомые и родственники и толкают разные речи об умершем) и представить КАКИЕ значимые люди и ЧТО будут о вас говорить. Что о вас будут говорить ваши друзья, родственники, пассажиры, которые едут с вами в машине, сотрудники, коллеги, ваш супруг? Исходя из этого наметить себе значимые для вас роли, а затем написать свод принципов для самих себя, по которым вы живёте. Например: «Я как водитель понимаю, что моя цель довезти меня и моих пассажиров из точки А в точку Б в целости и безопасности».

Некоторым людям данный подход может показаться избыточным излишеством, отсутствием спонтанности, «А когда жить?» и т.д. Я безусловно рад за таких людей, но лично мне данный подход зашёл и сильно помог и до сих пор регулярно помогает, надеюсь кого-то данный подход зацепит так же как и меня и вдохновит на великие свершения.

Про проекты

4e01077dda3a83218fcf06336ebc7cc3.png

Проекты хранятся в папке «Projects» и создаются по специальному шаблону. Для каждой роли свой шаблон для того, чтобы автоматом проставлялся тег с нужной ролью. Это конечно не очень удобно, если нужно внести изменения сразу в несколько шаблонов разных ролей, этот момент я бы с радостью оптимизировал, но из-за того, что изменения в шаблоны проектов я вношу не так часто => меня это не особо напрягает.
В заметке проекта хранятся:

  • Предстоящие задачи. Я расположил их сверху для того, чтобы не нужно было скроллить до них, открываешь проект и сразу видно, что надо делать, какие следующие действия.

  • Ссылки. Ну тут всё логично, очень часто по проекты надо сохранять какие-то ссылки, в закладках браузера всё это обрастает огромной свалкой ссылок, в которых потом очень просто запутаться, а тут всё стройно и логично.

  • Мысли и разное. Бывает придёт какая-то мысль по проекту, это и не задача и не ссылка, но мысль полезная, вот для этого и был создан данный раздел.

  • Мета-информация. Т.к. я добавляю новые задачи вверх заметки, то formatter мне сразу не подошёл, поскольку добавляя задачу сверху заметки он сразу ломается и я решил спрятать всю мета-информацию под отдельный коллаут, тут тег роли, тег даты и тег статуса.

  • Сделанные задачи. Сюда я временами скидываю выполненные задачи сверху вручную, это может показаться долго и муторно, но мне это позволяет дополнительно провести краткую ретроспективу. Ну и что-то медитативное в этом тоже есть.

Про-тип про Callout’ы:

Совершенно недавно познакомился с Callout’ами в обсидиан и теперь не понимаю как раньше без них жил, они помогли визуально отделить контент везде в обсидиане, что повысило юзабельность всей этой системы. С колаутами появилась красота и своеобразный феншуй. После их внедрения я прям каждый день хотел что-то делать в обсидиане, т.к. это доставляло помимо всего прочего еще и эстетическое удовольствие.

Про задачи (или следующие действия)

5f8658d84dcc2d4e445287c30a9083eb.png

Все предстоящие задачи лежат сверху каждого проекта. Задача — это чёткое сформулированное следующее действие. При этом, чем чётче будет сформулировано следующее действие, тем выше шанс его сделать. Например проект «Чекап 2023» будет начинаться со следующего действия «Записаться к терапевту + ссылка на сайт клиники». У Максима Дорофеева в Джедайских техниках про это очень хорошо, на мой взгляд, написано. «Чекап 2023» — это для обезьянки сиюминутного удовольствия очень сложная непосильная задача, которая в себе объединяет такие вещи как поездка в клинику, сидение в очереди, сдавание анализов и т.д. При чём всё это надо делать сразу и это очень долго, сложно и трудозатратно. Как же заставить обезьянку не залипать в ютубчике или в играх, а заставить что-то сделать? Надо просто сформулировать обезьянко-понятную задачу, которая будет занимать минимум времени, а именно «Записаться к терапевту» и огромным бустом будет сразу к задаче прилепить ссылку на клинику, потому что даже обезьянка сможет ткнуть пару кнопок и записаться. Тем самым само собой запустится процесс и проект сдвинется с мёртвой точки. После того как эта простая задача будет выполнена, в проект добавиться следующая задача «Ехать в клинику ГГГГ-ММ-ДД ЧЧ: мм» уже со сроком выполнения. И так далее на каждое действие — задача.

При этом иногда возникает желание определить сразу все следующие действия по проекту и навесить им конкретные даты и т.д. Тем самым загнать себя в рамки, в которых потом будет неуютно, изменятся обстоятельства, потеряется гибкость. Я смирился с тем, что по некоторым проектам в моей жизни достаточно определить хотя бы одно следующее действие, а там потом само всё пойдёт и поедет, главное начать — это самое важное.

Про просроченные задачи

5ac789214e2190fbf970b63fdc877875.png

В большинстве тудушек просроченные задачи красятся в красный и говорят как бы «ТЫ МЕНЯ НЕ СДЕЛАЛ!!! Я ВАЖНЕЕ ЧЕМ ВСЕ ОСТАЛЬНОЕ», но у меня это чаще всего не так. У меня чаще всего так, что я ХОТЕЛ сделать их вчера, но даже если я её сделаю позже или вообще не сделаю — ничего страшного не произойдёт.

Вообще я на себе, на своих близких и знакомых стал замечать, что очень часто люди назначают задачам срок, когда на самом деле этого срока нет. Людям ХОТЕЛОСЬ БЫ сделать это в этот срок, но если задача будет сделана через месяц или год, а не сейчас — от этого ничего плохого не произойдёт. И я поставил себе цель-привычку — подмечать за собой моменты, когда я ставлю срок у задачи, но на самом деле этот срок не такой. Получилось это сделать следующим образом — я ежедневной заметке я сделал ссылку на страницу «Накопилось» — туда попадают все просроченные задачи. При этом при разгребании этого списка я чекаю — реальный ли я срок назначил задаче и чаще всего при этом процессе выясняется, что срок я назначил неадекватный, в таком случае я откладываю задачу на более адекватный срок, либо вообще на месяц или на год (Об этом ниже).

Планы на год и на месяц

9741ec7858c5ec28e928e44fd22b83b1.png207ba0ddabc2add8fef1e84bb26b08b2.png

Долгое время я хотел внедрить у себя систему планирования на год и месяц. И в этом году у меня начало получаться. План на год и на месяц я строю на основании inline-поля Date в проекте. В начале года я проставляю во всех проектах, котоыре хочу сделать за год в поле Date »#2023-» (тегом специально, чтобы потом можно было легко выбирать из выпадающего списка).

Затем в начале каждого месяца я начинаю просматривать все проекты на год и начинаю в некоторых добавлять какой-то конкретный месяц, например #2023–05 — это сразу помещает этот проект в месячную заметку мая.

Ну и собственно у меня есть периодическая задача-привычка хотя бы раз в неделю смотреть планы на месяц. Во время выполнения этой задачи я актуализирую месячные проекты, меняю у них статус. Статус — это такое же inline-поле в проекте как дата.

Статусов у меня 6 штук (теги в статусе нужны так же для того, чтобы выбирать статусы из выпадающего списка):

  • #tasks/10NEW — Это статус нового проекта. Это означает, что проект есть, а следующее действие по нему еще не определено.

  • #tasks/20WIP — Это статус Work In Progress. Это означает, что проект есть, и по нему определено следующее действие, т.е. есть задача с каким-то сроком выполнения.

  • #tasks/30REC — Это статус периодических задач. Это обычно проекты-привычки или то, что скорее всего, никогда не кончится.

  • #tasks/40DON — Это завершённые проекты. Приятно видеть в том или ином списке парочку таких. Это означает что кто-то хорошо потрудился.

  • #tasks/50CAN — Это отменённые проекты. Иногда стоит перестать мучать и заставлять себя что-то сделать, нужно найти мужество и отменить проект, признать что он потерял актуальность.

  • #tasks/60SEL — Это саморассосы. Т.е. проекты, о которых нужно помнить, но скорее всего они сами рассосуться.

Задачи на год и на месяц

Во всех заметочниках и тудушках есть поля с датой и везде надо заполнять и год и месяц и день, а мне нужно было например указать 2023–05. Это бы означало что задачу нужно сделать в мае, в любой день когда смогу, но в мае. А часть дел нужно вообще выполнить в 2023 году, без привязки к месяцу, а тем более дню. При чём есть периодические задачи, которые нужно делать каждый месяц, но не в конкретный день, а просто каждый месяц. В обсидиане в плагинах Tasks и Dataview тоже не воспринимаются обрезанные даты, но я нашёл выход — я решил ставить срок задачам в 3023 году на любой день месяца, а потом запросом Tasks фильтровать задачи за нужный месяц, но только в 3023 году. Таким образом когда я закончил выполнять задачи на день (А их не оч много) я открываю список задач на месяц и начинаю делать их. При этом если есть периодические задачи, то они тоже со сроком в 3023 году и при выполнении задачи со сроком 3023–05–01 создаётся следующая задача со сроком 3023–06–01, которую я уже буду делать в следующем месяце, не первого числа, а вообще когда-то когда руки дойдёт, но в июне. Тоже самое сделать для задач на год, только срок там выставляю 4023 год, а запросом Tasks фильтрую задачи с любым сроком в 4023 — это задачи на год. Если вдруг так случилось, что я выполнил все задачи на день и на месяц, то перехожу к самой древней задаче на год.

Плюс дополнительно в месячной заметке отбираются проекты, которые я хотел бы сделать в этот месяц, раз в неделю я просматриваю месячную заметку и форсирую задачи по этим проектам.

Планы на месяц — мысли

e212fed7fd7ad6ef4abee26e2adf60de.png

Есть такая сущность как «Мысли», вроде бы по ним надо регулярно что-то делать, а вроде бы просто в них смотреть. Я решил, что надо пришедшие мысли выводить в месячную заметку и хотя бы 4 раза в месяц их читать каждый понедельник. Реализовал так же задачами, когда приходит мысль — делается выполненная задача с тегом #мысль и потом в ежемесячную заметку отбираются все мысли за месяц

Про одну задачу

После прочтения книги Максима Дорофеева про обезьянку сиюминутного удовольствия и рационального типа я проникся этой идей и пробовал разные подходы. В одной из итераций у меня был такой подход — сначала делаешь одну среднюю или сложную задачу, а потом делаешь пять мелких задач. Это не очень спасало, всё равно часть сложных или средних задач я продолжал прокастинировать. Реализовано это было через LIMIT 5 на лёгкие задачи, и LIMIT 1 на средние и сложные задачи. И в один прекрасный день мне пришла идея, а что если вообще на все списки задач поставить лимит = 1. Так и случилось и это принесло колоссальный результат.

8907998ad2376e562950af2f9aa0c404.png

Теперь моя внутренняя обезьянка сиюминутного удовольствия не пыталась перепрыгнуть с непосредственного выполнения задач на анализ «А какую задачу всё таки нужно первее сделать» или «А какая задача важнее». Теперь я не вижу всех задач на сегодняшний день, я вижу только одну задачу, с которой надо что-то делать. Её можно выполнить, можно отложить. И в финальной версии моего сетапа я оставил конечно же для себя возможность быстро пробежаться по всем задачам запланированных на сегодня, но только на предмет задач, которые жёстко привязаны ко времени. В остальном работа ведётся не в этом списке, а в списке «одна задача».

В задачах на месяц и на год так же реализован отбор только по одной задаче. При этом эта одна задача сортируется по дате создания, т.е. сначала вылезает задача самая древняя, сначала разгреби древность, а потом приступай к новому.

Про инбокс и тг2обс бота

Как-то случайно наткнулся в телеге на блог Дмитрия, подписался и через какое-то время Дмитрий выложил бота, который всю отправленную ему информацию в телеграме сохраняет в обсидиан. Мы попереписовались с Дмитрием и он в боте даже реализовал пару моих хотелок, которые упростили мне всю мою задачно-проектную рутину в 10 раз.

Т.к. телеграм — это основной для меня мессенджер и не только — это для меня очень удобный способ пополнения инбокса. Все вводные, все мысли, все задачи, все статьи, картинки или документы — тут же отправляются боту в 2 клика. Нет тебе никаких задержек, никаких 10 кликов и т.д., которые возникают когда пытаешься всё это отправить в обсидиан.

Плюс в той же книге Максима Дорофеева есть хорошая иллюстрация про то как одно письмо в себя включает много разной информации. Часть их которых это задачи, часть проекты, часть справочная инфа. После того как я поставил бота любой текст что мне пишут коллеги, друзья или жена, если в нём от меня требуются осуществить какие-то действия — тут же отправляется в телеграм, а затем при чистке инбокса это сообщение разбивается на задачи, проекты или справочную инфу.

285a28f11b5171f596f266fd8514efd6.png

Разгребание инбокса

Вот есть инбокс, в который сваливаются всё и раз в какой-то промежуток полезно его чистить (в идеале раз в 1–2–3 дня).

Чистка инбокса происходит так:

  • Я открываю заметку инбокс, где каждая строчка — это задача (тг2обс бот настроен так, что он переносит в инбокс текст из телеграма сразу с — [ ] в начале).

  • Затем я назначаю задаче срок через плагин Tasks хоткеем ALT + S.

  • Хоткеем ALT + E выделяю строчку с задачей.

  • Хоткеем ALT + R эту задачу перемещаю в нужный мне проект.

Ни в одном другом заметочнике или тудушке у меня не получалось разгребать инбокс так быстро как я это делаю в обсидиане, иногда это просто неприлично быстро.

Шаблон ежедневной заметки

a49a58492cfa55ebc69bb5ba262f8d4a.png

Ежедневная заметка — это то, где происходит основная работа.

  • Сверху быстрые доступы к разному избранному (Все заметки, к которым нужен быстрый доступ я переношу в этот блок, мне так удобнее, чем лазить по файловому менеджеру в обсидиане).

  • Затем «Что сделает этот день успешным». Об этой технике я узнал из блога Армена Петросяна. Суть этой техники в том, чтобы в начале дня написать шорт-лист задач, сделав которые можно будет считать, что день успешный. Из-за этой техники иногда приходится дублировать текст задачи из какого-то проекта, но эта, якобы, двойная работа позволяет мне снизить тревожность и спланировать день так, чтобы потом не было чувства, что прожил день зря, поэтому я готов на подобные жертвы.

  • Стата за день в очках. Об этом напишу чуть ниже.

  • Одна запланированная задача. В этот блок попадает одна задача со сроком выполнения сегодня, отсортированная по дате создания.

  • Одна задача из накопилось. В этот блок попадает одна задача из списка «накопилось», т.е. задачи, у которых срок выполнения вчера или раньше.

  • Выполненное. Этот блок вмещает в себя все задачи выполненные за сегодня. Этот блок полезен для подведения итогов дня, для наглядности «Вот я какой молодец столько всего сделал сегодня».

  • Созданное. Всем задачам попадающим в телеграм бота присваивается дата создания этой задачи. Это позволяет так же наглядно увидеть сколько за сегодня задач было создано.

Про статистику по ролям

Р1, Р2, Р3, Р4 - это роль один, два, три и четыре, а последняя строчка - это сумма всех очков за месяц

Р1, Р2, Р3, Р4 — это роль один, два, три и четыре, а последняя строчка — это сумма всех очков за месяц

Изучая статьи, блоги и книги про цели, целеполагание, привычки, задачи и тайм-менеджемент и не только, я постоянно тут и там встречал разные реализации некой статистики своей жизни (Вообще я контрол-фрик и люблю всевозможную статистику, например измерение веса умными весами, или измерение сна фитнесс-браслетом и т.д.). Например Вастрик в своём доме-дурачке реализовал Bar Chart, в котором трекер на основании четырёх метрик: здоровье/спорт, саморазвитие/креативность, работа/дом, наслаждения. Дмитрий Смирнов сделал сервис HWYD, в котором можно трекать ежедневную активность по разным сферам жизни. Ну и конечно же куча статей в стиле «Как я мотивирую себя табличкой в екселе».

В итоге я пришёл к следующему:

  • У меня есть разные по трудозатратам задачи: лёгкие, средние и тяжёлые. При чём сначала это разделение было по времени 15 минут, 60 минут, 120 минут. Потом я понял, что есть не очень долгие задачи, но они отнимают много сил. И я решил делить задачи по цветам: зелёные задачи — лёгкие или быстрые, жёлтые — средние, они и в Африке средние, красные — сложные или долгие. И я стал помечать задачи соответствующими эмодзями

    © Habrahabr.ru