Бизнес хочет свой блог. Стоит ли начинать? Наша прощальная статья на Хабр

Привет! Меня зовут Оля, и я представитель корпоративного мира, который генерирует до 31,7% статей на Хабре. Я расскажу, стоит ли компаниям  открывать свой блог. Спойлер: это совсем не обязательно. 

cd105714993bf29d9573142b4bc1aacc.png

Мы в Quadcode мечтали сюда попасть целых 8 лет, но все не находилось времени, а 3 года назад компания наняла бренд-менеджера (меня), чтобы сдвинуть желание иметь свой блог с мертвой точки. Так мы и начали свою блогерскую карьеру на Хабре на русском языке, а теперь переезжаем на англоязычный Medium, где будем продолжать делиться своей экспертизой и экспериментами. Это наша финальная статья, где мы не только подводим итоги нашего Хабр-путешествия, но и рассказываем про то, как начать вести собственный корпоративный блог и что вас ждет на этом пути. В статье будет много рефлексии, поэтому, если ваше настроение располагает, — добро пожаловать под кат!  

Шаг №1: Все взрослые люди, сказали: «надо», значит надо!

Если руководитель говорит, что очень хочет блог, то можно, конечно, сразу бежать переводить деньги и выбирать красивую картинку для первой статьи «Ура, мы на Хабре», но все-таки лучше конвертировать это «надо» в конкретное ТЗ. Тут, как и во всем: какое ТЗ — такой код/дизайн/блог (нужное подчеркнуть) и получится. 

https://www.slideshare.net/Tech_Media/

https://www.slideshare.net/Tech_Media/

Для старта достаточно ответить на один ключевой вопрос: зачем вам блог?   

Хотите закрыть вакансии?   Тогда лучше потратить деньги на бонусы, премиум-доступы в LinkedIn или оформить подписку на доставку пиццы в офис. Так у вас будет больше шансов, что вакансии закроются посредством пицца-рекомендации от коллег.

Хотите продать свой продукт? Менеджеры по продажам и перфоманс-маркетинг помогут вам быстрее. А если очень хочется именно блог, то сделайте его у себя на сайте: это и в SEO вам больше поможет, и читателей будет проще догонять ретаргетом. А на Хабре можете делать разовые публикации в коллаборации с крупными профилями.

Хотите развить сотрудников внутри? Отправьте их на обучение, устройте хакатон, что же сразу заставлять писать статьи.

Хотите прокачать бренд компании в IT-сообществе? Тут более узнаваемыми будут митапы и конференции с живыми выступлениями ваших экспертов. Хотя тут можно поспорить, что раньше появится: экспертная статья или экспертный доклад. Но все еще можно регулярно приглашать гостей и заказывать пиццу в офис, вдруг сработает и без экспертных речей?  

В общем, блог — это вообще не первая необходимость, к тому же не дешевая. Подумайте о других методах, и убедитесь, что именно блог на этой площадке решает вашу задачу. 

Шаг №2: Залечь на дно

Отлично! Вы определись, зачем вам блог. Теперь давайте проверим, а точно ли у инициатора идеи блога хватит энтузиазма двигаться через все кочки дальше?

Для этого затеряйтесь с задачей на пару недель и посмотрите, бросится ли вас кто-то искать (увольнять). Идея для рискованных, но вполне может быть, что инициатора блога уже увлечет другой ивент,   и формат Хабра потеряет для него свою актуальность. 

Шаг №3: Пустите в ход Хабр-страшилки 

Если все же после шага 2 вам уже грозят раскаленной указкой (флешбэки из школы) и требуют скорее запустить блог, самое время расчехлить Хабр-страшилки, которые могут подстерегать вас на площадке.  Вот они:

  • Аудитория здесь опаснее мафии в Мексике и не прощает ошибок, вы потом бренд не отмоете.

  • Про все темы уже написано, мы вообще не можем рассказать про что-то новое.

  • Развлекательный формат под запретом. И вообще мы корпорация, нам шутить нельзя.

  • Официозный формат под запретом, а за канцеляриты здесь разнесут под самое основание.

  • Расшифровки выступлений не превратить в Хабр-статью без дополнительных недель работы эксперта: добавления в нее технической фактуры (в тексте только за счет харизмы далеко не уедешь), перепроверке данных (во время произнесения речи ошибку может и не заметят, а в тексте уж точно все найдут).

  • Формат интервью лучше оставить для подкастов, если, конечно,   герой не турбозвезда и про него в любом формате хотят узнать и прочитать.

  • Переводы можно использовать только в экстренных случаях. Если вы только начинаете, эта дорожка скользкая. За 2 года мы скрыли из ленты 1 статью, которую заминусовали. Это как раз и был наш эксперимент с переводом — брать успешные в англоязычной среде тексты и переводить их на русский язык. Так, оригинальная статья про Docker собрала на dev.to более 500 позитивных реакций, а мы на Хабре сразу же отхватили минусы.
    Мы, кстати, восстановили эту статью, вот она.
     

    #626262;Картинка из «Луркоморья» https://www.cossa.ru/211/115997/» />

Шаг №4: Новому блогу быть!

Если же вы прошли все шаги выше, а идея о создании блога так и не угасла… Ну, что же, давайте создадим свой корпоративный Хабр блог!  

Начать, конечно, стоит с найма копирайтера и деврела, чтобы помогать авторам создавать контент. В этой статье наш копирайтер написала о механике того как она это делала, с какими трудностями сталкивалась и как их преодолевала. 

Наша компания 8 лет не бралась за создание блога, потому что перед нами стояли другие приоритеты, ведь ведение блога это очень энергозатратный процесс. Перед тем как оплатить свой первый тариф на Хабре проверьте, проходит ли ваша компания под критерии ниже:

  • Деврел, копирайтер или другой специалист, кто собирается вести блог, четко понимает кому и зачем в компании он необходим. У вас есть сформированное ТЗ от CTO, HR, маркетинга или лидера мнения из IT-ветки. С этим бывают проблемы, так как если блога у вас не было, то ни вы, ни заказчики еще толком не понимают, какую заварушку вы начинаете.

  • Уже на старте у вас есть больше 4 технических экспертов, которые готовы вписываться в создание статей. Этого числа достаточно, чтобы авторы отдыхали, в блоге публиковались по 2 статьи в месяц, и параллельно у деврела/копирайтера хватало времени привлекать новых экспертов. 

  • У вас готовы и согласованы с автором, юристами, IT безопасностью, и др. первые 2–3 статьи. На этом этапе может всплыть разные вопросы и ограничения. Тут лучшее заранее обкатать процесс.

  • Важно еще заранее подумать, кто будет делать обложки и оформлять схемы/скриншоты в статьях. Это необязательно человек в штате, тут может у вас самого есть скрытые дизайн таланты или справится AI.

Гениальный пример обложки про фишинговое письмо, которую сгенерил AI

Гениальный пример обложки про фишинговое письмо, которую сгенерил AI

В зависимости от ваших задач и возможностей стоит выбрать и контент-стратегию вашего блога:

  • Писать больше фановых статей, которые продают продукт и развлекают.

  • Писать больше новостей индустрии и генерить большой поток контента.

  • Привлекать технических экспертов и создавать контент, который показывает изнанку продукта или уровень скиллов ваших сотрудников.

По каждому из вариантов лучше провести исследование тем, интересных читателям на основе статистики Хабра, SEO и др. Но сколько бы вы не анализировали, у любого варианта есть плюсы и минусы, любая активность может вызвать как позитив, так и хейт. Тут если каждого дизлайка бояться, то лучше в блогерство не ходить. Главное обрабатывать получаемый фидбек под ваши задачи.

Хорошей идеей будет пригласить ваших авторов-экспертов (или просто всех интересующихся богом) на вебинар Хабра по созданию статей. Они проходят регулярно или можно поискать их и в записи. 

Итого, в этом моменте вы уже понимаете, кому, зачем и для чего нужен блог, а также есть ли у вашей компании все необходимое для его создания. Далее разработка первых материалов, их согласование, покупка блога и торжественный день первой публикации, поздравляем, теперь вы компания-блогер!  

Что получилось у нас за 2 года на Хабре

Итак, за 2 года мы:

  • написали и опубликовали 43 статьи;

  • привлекли 30 авторов-экспертов;

  • получили более 327 800 просмотров.

За это время нам помогали 3 чудесных копирайтера: Карина, Женя и Максим, а также в компании появилась позиция деврела (супервуман Аня), ибо без деврела очень сложно идти в экспертностный контент. 

Отдельная любовь, которая совсем не обязательна, но уж больно мне греет сердечко, — это иллюстрации для обложек и визуальные метафоры, которые авторы подбирали совместно с нашими дизайнерами. 

Визуальные метафоры от наших чудесных дизайнеров Юли и Ксюши

Визуальные метафоры от наших чудесных дизайнеров Юли и Ксюши

Что можно сказать: звезд с неба мы не хватали, в рейтингах локтями не дрались, но старались вовлекать наших экспертов, которые никогда до этого ничем подобным не занимались. В итоге нам удалось привлечь 31% технической аудитории к созданию материалов и 14% сконвертировать в публикацию. 

Мы создавали статьи руководствуясь тем, о чем было бы интересно рассказать нашим коллегам. Не уверена, что мой босс счастлива от такого подхода, так как его сложнее презентовать и обосновывать бизнесу. Изредка, все же, мы добавляли материалы общей тематики — истории технологий или занимательными фактами из индустрии, — чтобы потестить их охваты. Очевидный и грустный для меня спойлер: попсовые темы популярнее хардкорных.

Топ 3 самых просматриваемых статьи

Топ 4 хардкорных статьи, которые увидело мало людей

Хардкорные статьи мы могли создавать до 4 месяцев, а парочка таких материалов так и осталась на нашем кладбище несбывшихся публикаций. Помимо того, что такие материалы долго и сложно создавать, их читает небольшое число людей, но тут, я надеюсь, что главное не количество, а экспертность этих читателей и они (в отличие от меня) поняли все слова в этих статьях:  

Топ 3 самых непросматриваемых статьи: трилогия про менторство

Под финал блога мы решили поделиться историей про менеджерско-образовательные штуки, но они залетели в самые непопулярные статьи за все 2 года нашего пребывания на Хабре. Впредь будем знать, что про обучение нужно рассказывать как-то иначе или тестить их на других площадках:

Чему научились за это время

Мы 8 лет шли к созданию технического блога Quadcode, чтобы делиться своей экспертизой в финтех-сфере, и наконец-то пришли на Хабр 2 года назад. Нам не хотелось подходить к задаче несерьезно — опубликовать пару статей и потом исчезнуть. Поэтому мы выбрали подходящий для старта момент и старались выпускать новые материалы регулярно. За время ведения нашего аккаунта на Хабре, мы убедились, как сильно блог помогал нам ассимилировать тот опыт и достижения, которые есть у нас. Ведь очень часто глаз замыливается, хочется бежать вперед, достигать новых результатов. Блог как раз помогал нам остановиться, выдохнуть и порадоваться своим достижениям прямо сейчас. Психологи говорят, что это помогает бороться с выгоранием, но это не точно.

Спасибо сообществу Хабра, что помогли нам начать этот блогерский путь и читали нас здесь. Надеемся, наш опыт оказался кому-то полезен и позволил стать лучше.

Александр Иванов, CTO.

Все это мы делали, чтобы выводить экспертизу сотрудников вовне и формировать экспертный бренд компании. Помимо этого для сотрудников мы делаем ивенты, обучения, а для компании ведем соцсети, покупаем платное продвижение и т.д. Блог — это только один из каналов и возможностей работать с образом компании. Спасибо Хабру за возможность начать наш путь блогера. Сейчас компании важно развивать узнаваемость среди англоязычных кандидатов, а сотрудникам чаще практиковать свой английский, поэтому мы переезжаем на Medium. Увидимся там!  

© Habrahabr.ru