Обработка ошибок в go в 2023 г

В go нет исключений. Разработчики, начинающие знакомиться с go, часто не знают как лучше всего обработать ошибку, как её отобразить в логах и что с ней делать дальше.

Попробуем рассмотреть все варианты, которые можно встретить в проектах на golang в 2023 году.

Статья больше рассчитана на начинающих разработчиков. Но, надеюсь, и разработчики с опытом сочтут этот обзор полезным и будут более осознанно выбирать стратегию обработки ошибок для своих проектов.

Стандартная библиотека

Основная идея

Начнем обзор с методов работы с ошибками, которые предлагает стандартная библиотека.

В стандартной библиотеке ошибка — это интерфейс с одним методом, который возвращает строку:

type error interface {
	Error() string
}

Лучше всего подход к ошибкам, который предполагается в стандартной библиотеке можно описать цитатой:

ошибка должна рассказывать историю

Из этого следует несколько простых правил:

  • сообщение об ошибке должно быть максимально подробным

  • сообщение об ошибке должно содержать весь контекст для расследования причин ошибки

  • сообщение должно однозначно характеризовать место возникновения ошибки

Такой интерфейс абсолютно бесполезен, если в зависимости от возникшей ошибки нужно изменять логику работы.

Распространённый пример:

row, err := db.Select("SELECT * FROM dump_data")
if err != nil {
   return err
}

Большинство драйверов возвращают ошибку sql.ErrNoRows, в случае, когда результат запроса пустой. Как дать знать вызывающему коду, что произошла ошибка sql.ErrNoRows и при этом добавить информацию о месте возникновения ошибки?

Для этого существует функция fmt.Errorf, которая позволяет создавать новую ошибку и с помощью глагола %w добавлять в новую ошибку ссылку на причину. А после мы можем в цепочке ошибок (связанном списке) найти интересующую нас ошибку.

// внутри метода по работе с БД
if err != nil {
	if errors.Is(err, sql.errNoRows) {
		// меняем ошибку на ошибку из нашего приложения, чтобы слои выше не зависили от пакета sql
        // где domain.ErrNotFound = errors.New("not found")
		return fmt.Errorf("data not found: %w", domain.ErrNotFound)
	}

	return fmt.Errorf("get data failed: %w", err)
}

// ------------
// в коде, вызывающем метод по работе с БД
if err != nil {
	if errors.Is(err, domain.ErrNotFound) {
		return nil, nil // ради примера возвращаем ничего
	}

	return err
}

Проблемы роста

C ростом кодовой базы писать неповторяющиеся сообщения об ошибках становится всё труднее и труднее, да и контекста в ошибках становится больше.

Чтобы однозначно определить место возникновение ошибки, мы можем добавить в ошибку уникальный идентификатор. Например, имя метода, в котором ошибка возникла.

	return fmt.Errorf("GetData: error load data is occurred: %w", err)

Вроде проблему идентификации места возникновения ошибки мы как-то решили. Но когда кодовая база реально большая, хочется еще бы знать путь вызова, а то не всегда быстро удаеться понять каким путём пошел поток выполнения.

Решение в лоб — будем оборачивать ошибку на каждом уровне.

func DoSomething() error {
	// что-то, что приводит к ошибке
	if err != nil {
		return fmt.Errorf("DoSomething: get data failed %w", err)
	}
}

func GetData() (string, error) {
	// что-то, что приводит к ошибке
	if err != nil {
		return "", fmt.Errorf("GetData: get data %w", err)
	}
}

обычно в go текст ошибки принято писать с маленькой буквы, но в примере выше точно повторяется название метода

Цена скорости

Такая конструкция выглядит, честно говоря, так себе. Нужно постоянно думать о тексте ошибки, не забывать переименовывать при переименовании метода…и т.д.

Почему разработчики go сделали так неудобно? Неужели нельзя было сделать хотя бы нормальный стек-трейс?

Ответ прост — из-за производительности. Операция размотки (получение стека вызовов) стека в go достаточно дорогая (посмотреть подробнее). Поэтому решение собирать / не собирать стектрейс оставили разработчикам.

Приведу бенчмарки из репозитория https://github.com/joomcode/errorx:

name

runs

ns/op

note

BenchmarkSimpleError10

20000000

57.2

simple error, 10 frames deep

BenchmarkErrorxError10

10000000

138

same with errorx error

BenchmarkStackTraceErrorxError10

1000000

1601

same with collected stack trace

BenchmarkSimpleError100

3000000

421

simple error, 100 frames deep

BenchmarkErrorxError100

3000000

507

same with errorx error

BenchmarkStackTraceErrorxError100

300000

4450

same with collected stack trace

BenchmarkStackTraceNaiveError100–8

2000

588135

same with naive debug.Stack () error implementation

BenchmarkSimpleErrorPrint100

2000000

617

simple error, 100 frames deep, format output

BenchmarkErrorxErrorPrint100

2000000

935

same with errorx error

BenchmarkStackTraceErrorxErrorPrint100

30000

58965

same with collected stack trace

BenchmarkStackTraceNaiveErrorPrint100–8

2000

599155

same with naive debug.Stack () error implementation

По бенчмаркам видно, что сбор стека занимает ~1 мс в среднем при глубине вызова в 100. Цифра приличная, если рядышком у вас нет вызовов базы данных по 100–200 мс.

Кстати, пакет https://github.com/joomcode/errorx позволяет не писать имя вызываемой функции самому.

Когда скорость не важна

Итак, мы разобрались почему разработчики go выбрали вышеописанный подходк к работе с ошибками.
Как мы можем упростить себе жизнь, если считаем что 1 мс на сбор стека для нас приемлимо?

Логгирование по месту

Перед тем как начать описывать один из самых популярных подходов в io-bound приложениях давайте разберемся, а где нам нужен стек.

io-bound. определение

IO-bound приложения — приложения, в которых время выполнения io-операций, таких как вызов другого сервера по сети или операция с файлами сильно больше чем скорость работы кода.

Стек нам нужен прежде всего для расследования инцидентов. А первое место, куда мы смотрим при расследовании — логи.
Вот в логах мы и хотим найти стек, а также всю информацию, что происходило в момент инцидента.

Отсюда и идея подхода:, а давайте писать всё, что нужно, сразу в лог, а ошибкой пользоваться как маркером, что что-то пошла не так и иногда проверять тип ошибки.

И, к счастью, один из самых популярных логгеров zap умеет добавлять стек-трейс в ошибку.

if err != nil {
	// zap.L() - получение логгера по умолчанию
	zap.L().Error(
		zap.String("msg", "get data failed"),
		zap.Error(err),
	)
	return err
}

А еще мы можем сразу добавить в логи максимальное кол-во контекста:

  • каким пользователем был выполнен запрос

  • какой запрос был выполнен

  • какие были права пользователя в момент выполнения запроса и т.д.

При использовании этого подхода нужно принять одно решение: как передавать логгер в место возникновения ошибки.

Существует несколько вариантов:

  • глобальный логгер

    + везде доступен
    — нет доступа к информации из верхних слоев
    — придется всегда описывать добавление всего контекста

if err != nil {
  zap.L().With(zap.String("request_id", ctx.Value(requestID))).Error(err)
}
  • логгер, как зависимость

    добавляем логгер как параметр при инициализации компонента

    + можем добавить в логгер дополнительную информацию для всех вызовов компонента
    + нет скрытого поведения
    — нет доступа к информации из верхних слоев
    — придется всегда описывать добавление всего контекста

// c - экземпляр компонента приложения
if err != nil {
  c.log.With(zap.String("request_id", ctx.Value(requestID))).Error(err)
}
  • логгер через контекст

    + можем добавить в логгер информацию из верхних слоев (см. zap.With)
    + контекст собираем по мере выполнения вызова
    — нужно быть аккуратным с передачей ссылочных типов через контекст

// у разных пакетов разная стратегия обработки случая, 
// когда логгера в контексте не оказалось
log := zapctx.FromCtx(ctx) 
if err != nil {
  log.With(zap.String("request_id", ctx.Value(requestID))).Error(err)
}

О логгере в контексте замолвим слово

Одно из правил использования контекста гласит:

context.Value () should NEVER be used for values that are not created and destroyed during the lifetime of the request.

Логгер зачастую глобальная переменная, которая инициализируется при старте приложения и через контекст её передавать не рекомендуется.

Однако, в случае zap при вызове метода With мы получаем не сам логгер, а обертку над логгером, которая хранит переиспользуемые поля и только ссылается на ядро логгера, которое непосредственно работает с вводом/выводом. Тем самым время жизни zap.With — время выполнения запроса и мы не получаем проблем с конкурентностью.

Собственный тип ошибок

Еще один подход, который может быть использован для сбора максимально полного контекст ошибки — это собственный тип ошибок.

Наш собственный тип ошибок может хранить максимально полную информацию. А записывать информацию из ошибки в лог мы можем в одной точке, на самом верхнем слое.

45ff6a8e0e4eb3bb07b1f9e32f8acdff.png

Чтобы создать ошибку со всей информацией о происходящем информацию нужно сначала собрать. А собирать её можно в контексте! Тем самым через контекст мы доставляем информацию о запросе в место возникновения ошибки, а потом ошибку с собранной информацией поднимаем на верхний слой приложения, где она будет обработана.

Приведем пример:

// exerrors - пакет, реализующий этот подход.
ctx = exerrors.WithFields(
	ctx, 
	exerrors.Field("user_id", "123"),
)
exerrors.NewCtx(ctx, "my own msg %s: %w", "any", err) 
zap.L().Errorf(err, exerrors.ZapFields(err)...)

Такой подход распространён меньше, т.к. для каждого входного адаптера приложения (простите за термины из гексагональной архитектуры), например http, kafka-consumer’а нужно будет писать свой обработчик ошибок. В предыдущем подходе мы логику обработки ошибки писали единожды — в месте возникновения.
Плюс этого подхода в том, что он более привычен разработчикам, пришедшим из других языков.

Библиотек для этого метода почти нет. Оставлю ссылочку на свою реализацию.

© Habrahabr.ru