Обработка ошибок в go в 2023 г
В go нет исключений. Разработчики, начинающие знакомиться с go, часто не знают как лучше всего обработать ошибку, как её отобразить в логах и что с ней делать дальше.
Попробуем рассмотреть все варианты, которые можно встретить в проектах на golang в 2023 году.
Статья больше рассчитана на начинающих разработчиков. Но, надеюсь, и разработчики с опытом сочтут этот обзор полезным и будут более осознанно выбирать стратегию обработки ошибок для своих проектов.
Стандартная библиотека
Основная идея
Начнем обзор с методов работы с ошибками, которые предлагает стандартная библиотека.
В стандартной библиотеке ошибка — это интерфейс с одним методом, который возвращает строку:
type error interface {
Error() string
}
Лучше всего подход к ошибкам, который предполагается в стандартной библиотеке можно описать цитатой:
ошибка должна рассказывать историю
Из этого следует несколько простых правил:
сообщение об ошибке должно быть максимально подробным
сообщение об ошибке должно содержать весь контекст для расследования причин ошибки
сообщение должно однозначно характеризовать место возникновения ошибки
Такой интерфейс абсолютно бесполезен, если в зависимости от возникшей ошибки нужно изменять логику работы.
Распространённый пример:
row, err := db.Select("SELECT * FROM dump_data")
if err != nil {
return err
}
Большинство драйверов возвращают ошибку sql.ErrNoRows
, в случае, когда результат запроса пустой. Как дать знать вызывающему коду, что произошла ошибка sql.ErrNoRows
и при этом добавить информацию о месте возникновения ошибки?
Для этого существует функция fmt.Errorf
, которая позволяет создавать новую ошибку и с помощью глагола %w
добавлять в новую ошибку ссылку на причину. А после мы можем в цепочке ошибок (связанном списке) найти интересующую нас ошибку.
// внутри метода по работе с БД
if err != nil {
if errors.Is(err, sql.errNoRows) {
// меняем ошибку на ошибку из нашего приложения, чтобы слои выше не зависили от пакета sql
// где domain.ErrNotFound = errors.New("not found")
return fmt.Errorf("data not found: %w", domain.ErrNotFound)
}
return fmt.Errorf("get data failed: %w", err)
}
// ------------
// в коде, вызывающем метод по работе с БД
if err != nil {
if errors.Is(err, domain.ErrNotFound) {
return nil, nil // ради примера возвращаем ничего
}
return err
}
Проблемы роста
C ростом кодовой базы писать неповторяющиеся сообщения об ошибках становится всё труднее и труднее, да и контекста в ошибках становится больше.
Чтобы однозначно определить место возникновение ошибки, мы можем добавить в ошибку уникальный идентификатор. Например, имя метода, в котором ошибка возникла.
return fmt.Errorf("GetData: error load data is occurred: %w", err)
Вроде проблему идентификации места возникновения ошибки мы как-то решили. Но когда кодовая база реально большая, хочется еще бы знать путь вызова, а то не всегда быстро удаеться понять каким путём пошел поток выполнения.
Решение в лоб — будем оборачивать ошибку на каждом уровне.
func DoSomething() error {
// что-то, что приводит к ошибке
if err != nil {
return fmt.Errorf("DoSomething: get data failed %w", err)
}
}
func GetData() (string, error) {
// что-то, что приводит к ошибке
if err != nil {
return "", fmt.Errorf("GetData: get data %w", err)
}
}
обычно в go текст ошибки принято писать с маленькой буквы, но в примере выше точно повторяется название метода
Цена скорости
Такая конструкция выглядит, честно говоря, так себе. Нужно постоянно думать о тексте ошибки, не забывать переименовывать при переименовании метода…и т.д.
Почему разработчики go сделали так неудобно? Неужели нельзя было сделать хотя бы нормальный стек-трейс?
Ответ прост — из-за производительности. Операция размотки (получение стека вызовов) стека в go достаточно дорогая (посмотреть подробнее). Поэтому решение собирать / не собирать стектрейс оставили разработчикам.
Приведу бенчмарки из репозитория https://github.com/joomcode/errorx:
name | runs | ns/op | note |
---|---|---|---|
BenchmarkSimpleError10 | 20000000 | 57.2 | simple error, 10 frames deep |
BenchmarkErrorxError10 | 10000000 | 138 | same with errorx error |
BenchmarkStackTraceErrorxError10 | 1000000 | 1601 | same with collected stack trace |
BenchmarkSimpleError100 | 3000000 | 421 | simple error, 100 frames deep |
BenchmarkErrorxError100 | 3000000 | 507 | same with errorx error |
BenchmarkStackTraceErrorxError100 | 300000 | 4450 | same with collected stack trace |
BenchmarkStackTraceNaiveError100–8 | 2000 | 588135 | same with naive debug.Stack () error implementation |
BenchmarkSimpleErrorPrint100 | 2000000 | 617 | simple error, 100 frames deep, format output |
BenchmarkErrorxErrorPrint100 | 2000000 | 935 | same with errorx error |
BenchmarkStackTraceErrorxErrorPrint100 | 30000 | 58965 | same with collected stack trace |
BenchmarkStackTraceNaiveErrorPrint100–8 | 2000 | 599155 | same with naive debug.Stack () error implementation |
По бенчмаркам видно, что сбор стека занимает ~1 мс в среднем при глубине вызова в 100. Цифра приличная, если рядышком у вас нет вызовов базы данных по 100–200 мс.
Кстати, пакет https://github.com/joomcode/errorx позволяет не писать имя вызываемой функции самому.
Когда скорость не важна
Итак, мы разобрались почему разработчики go выбрали вышеописанный подходк к работе с ошибками.
Как мы можем упростить себе жизнь, если считаем что 1 мс на сбор стека для нас приемлимо?
Логгирование по месту
Перед тем как начать описывать один из самых популярных подходов в io-bound приложениях давайте разберемся, а где нам нужен стек.
io-bound. определение
IO-bound приложения — приложения, в которых время выполнения io-операций, таких как вызов другого сервера по сети или операция с файлами сильно больше чем скорость работы кода.
Стек нам нужен прежде всего для расследования инцидентов. А первое место, куда мы смотрим при расследовании — логи.
Вот в логах мы и хотим найти стек, а также всю информацию, что происходило в момент инцидента.
Отсюда и идея подхода:, а давайте писать всё, что нужно, сразу в лог, а ошибкой пользоваться как маркером, что что-то пошла не так и иногда проверять тип ошибки.
И, к счастью, один из самых популярных логгеров zap
умеет добавлять стек-трейс в ошибку.
if err != nil {
// zap.L() - получение логгера по умолчанию
zap.L().Error(
zap.String("msg", "get data failed"),
zap.Error(err),
)
return err
}
А еще мы можем сразу добавить в логи максимальное кол-во контекста:
каким пользователем был выполнен запрос
какой запрос был выполнен
какие были права пользователя в момент выполнения запроса и т.д.
При использовании этого подхода нужно принять одно решение: как передавать логгер в место возникновения ошибки.
Существует несколько вариантов:
глобальный логгер
+ везде доступен
— нет доступа к информации из верхних слоев
— придется всегда описывать добавление всего контекста
if err != nil {
zap.L().With(zap.String("request_id", ctx.Value(requestID))).Error(err)
}
логгер, как зависимость
добавляем логгер как параметр при инициализации компонента
+ можем добавить в логгер дополнительную информацию для всех вызовов компонента
+ нет скрытого поведения
— нет доступа к информации из верхних слоев
— придется всегда описывать добавление всего контекста
// c - экземпляр компонента приложения
if err != nil {
c.log.With(zap.String("request_id", ctx.Value(requestID))).Error(err)
}
логгер через контекст
+ можем добавить в логгер информацию из верхних слоев (см.
zap.With
)
+ контекст собираем по мере выполнения вызова
— нужно быть аккуратным с передачей ссылочных типов через контекст
// у разных пакетов разная стратегия обработки случая,
// когда логгера в контексте не оказалось
log := zapctx.FromCtx(ctx)
if err != nil {
log.With(zap.String("request_id", ctx.Value(requestID))).Error(err)
}
О логгере в контексте замолвим слово
Одно из правил использования контекста гласит:
context.Value () should NEVER be used for values that are not created and destroyed during the lifetime of the request.
Логгер зачастую глобальная переменная, которая инициализируется при старте приложения и через контекст её передавать не рекомендуется.
Однако, в случае zap
при вызове метода With
мы получаем не сам логгер, а обертку над логгером, которая хранит переиспользуемые поля и только ссылается на ядро логгера, которое непосредственно работает с вводом/выводом. Тем самым время жизни zap.With
— время выполнения запроса и мы не получаем проблем с конкурентностью.
Собственный тип ошибок
Еще один подход, который может быть использован для сбора максимально полного контекст ошибки — это собственный тип ошибок.
Наш собственный тип ошибок может хранить максимально полную информацию. А записывать информацию из ошибки в лог мы можем в одной точке, на самом верхнем слое.
Чтобы создать ошибку со всей информацией о происходящем информацию нужно сначала собрать. А собирать её можно в контексте! Тем самым через контекст мы доставляем информацию о запросе в место возникновения ошибки, а потом ошибку с собранной информацией поднимаем на верхний слой приложения, где она будет обработана.
Приведем пример:
// exerrors - пакет, реализующий этот подход.
ctx = exerrors.WithFields(
ctx,
exerrors.Field("user_id", "123"),
)
exerrors.NewCtx(ctx, "my own msg %s: %w", "any", err)
zap.L().Errorf(err, exerrors.ZapFields(err)...)
Такой подход распространён меньше, т.к. для каждого входного адаптера приложения (простите за термины из гексагональной архитектуры), например http, kafka-consumer’а нужно будет писать свой обработчик ошибок. В предыдущем подходе мы логику обработки ошибки писали единожды — в месте возникновения.
Плюс этого подхода в том, что он более привычен разработчикам, пришедшим из других языков.
Библиотек для этого метода почти нет. Оставлю ссылочку на свою реализацию.