О войти в айти. И эффективность обучения

767b0e87074518bd52237d30f3029675.jpeg

У меня есть некоторый опыт преподавания. И своё имхо. Можно ли стать ай-шником после курсов? Да. Можно. Но можно и не стать. Правильный вопрос- какой путь эффективен. И какое соотношение затрат времени, денег и результатов в разных вариантах.
Возьмём несколько:

Классический путь- вуз. Долго. Не просто. Но дает систему знаний. И среду. И некий пинок- производственная практика. И некий буст в плане общего развития. Если нет ВО, думаю это до сих пор актуальный вариант- общее развитие, системность мышления, жесткие рамки и помощь среды всё-таки полезна. А вот если речь о втором ВО (которое за деньги) тут уже варианты. Некоторые считают, что много бесполезного, но тут и плюс- изучишь то, что сам бы никогда учить не стал. Например, я лично сам бы не стал изучать линейную алгебру, но она нужна для понимания компьютерной графики.

Пусть самоучки. Почему бы и нет. До хайпа курсов куча людей приходила в айти из инженеров, физиков, математиков. Книжек много. Статей на хабре тоже. Видео учебное на ютубе есть. «Пиратские» варианты видео курсов тоже вполе доступны. Курсера, стептик, epenedu и далее по списку. Это недорого. Но время затратное. И требует большей мотивации. Тяжелой задницы, что-бы каждый день сидеть и учить. И системности. Сложность тут даже не в том, что некому ответить на вопросы и дать подсказку. А в том, что, без общей картинки легче лёгкого утонуть в потоке информации. Нет эксперта, кто напишет учебный план. И кто покажет варианты пути. Можно и нахвататься фрагментов, без включения их единую картину, у углубиться в одну область не поняв, что, надо взять и сопредельные. Тут по-хорошему, иметь дружеского гуру или взять несколько занятий с репетитором/ментором из отрасли. К репетитору можно ходить и постоянно- будет дороже, но прогресс быстрей (условно на 30%), но можно и комбинировать обращаясь, лишь там, где это даст максимальный буст. Профориентация (в айти направлений сотни), учебная программа, периодическая оценка качества усвоения материала с вынесением рекомендаций

Те самые курсы, что пиарились последние несколько лет. Большая часть, по сути, является курсами кратковременной переподготовки. Беда- маркетинговая активность и создание завышенных ожиданий. Мол посмотрите на ЗП сеньоров, а Вы будете после курсов джуном, а после года мидлом, а через 2 уже сеньором и 300 тыс в секунду зарабатывать начнете. Не начнете. Не у всех способностей хватит, мотивации, энергии, талантов. Да и курс часто, однонаправленный. Условно –пайтон разработчик. Выучил синтаксис языка- молодец. Немножко рассказали про алгоритмы и структуры данных. А по факту неплохо бы узнать и много из соседних областей: sql, сети, архитектур и многое другое- понимать, чем симметричное шифрование от асимметричного отличается. Выпускник курсов краткосрочных может отрабатывать типовые задачи в рамках крупного предприятия, где поток есть таких задач и чётко ранжирование и классификация поставлена. Но вот дальше уже продвинуться будет сложно. Т к нужно смотреть шире. 1С разработчик запрос пишет. А отработает ли он и сделает ли это быстро зависит и от кластера 1С, и от sql сервера, а это на виртуализации вертеться. и далее до уровня рейдов на СХД. Знать глубоко и уметь конфигурировать СХД от него не требуется, но если возникает проблема то, чтобы вместе командой понять в чем проблема и как её решать нужно некое общее понимание, чем коллеги занимаются. Иначе выходит так- человек закончил курсы rta, свою область знает. На тесте работает. Но вот что на проде надо на МСЭ порты открывать с его сервера где код выполняется- не догадывается. Это из жизни пример. А бывает и сложней, к примеру, с коллегой общался- у них дата сциентисты-нефтяники. Предсказывают залежи нефти по данным, к примеру, сейсморазведки. Надо знать и методы анализа данных, и библиотеки и геофизику. Или классика- 1С. Кроме языка платформы, надо знать предметную область -бухгалтерский, управленческий, складской учёт, бюджетирование и т.д. Причем знать лучше, чем рядовой бухгалтер. Он кнопки нажимает «не вникая». А тут краткосрочные курсы. Которые, по идее, до хайпа считались курсами повышения квалификации. Переподготовка от 250 часов начинается. Чаще 500–750. Типовые программы переподготовки (на базе ВО) -2 года (по вечерам после работы). Часы — это важно. За 72 часа, даже если захотят вам рассказать о том же, сделают это крайне поверхностно. Серебряной пули в обучении не изобрели ещё
Дальше- часто входного отбора нет, и он символический. А значит курс будет рассчитан в т ч и для тех, кто подготовки не имеет базовой никакой и сколько-либо продвинутые темы, не затронуть. Группы стремиться брать побольше (больше народу платит- выше прибыль), но с ростом группы эффективность стремиться к уровню пункта 2- самообучение по видеоурокам. Работая с 1–2 учебниками педагог может очень гибко подстраиваться и под уровень, и под потребности и реагировать на любое, недопонимания, оперативно. Или отвечать на вопросы. А если у вас сотня учеников в потоке- это невозможно даже в теории. Ну и такой интересный момент- ЗП педагогов этих самых онлайн школ, часто намного ниже чем ЗП о которых рассказывают их маркетологи. Неконкретна способна она для опытного специалиста. И требования, если почитать хед хантер не самые большие. То есть качества материала в бесплатном курсе топового лектора (Массачусетса или МГУ) с бесплатной лекцией на ютубе может и выше быть чем у платном. Где, может оказаться, что вам пересказывают ту же лекцию. Как мне сказали в неформальной беседы в одном учебном центре ещё до хайпа курсов- мы читаем книжки в слух для тех что сам читать не умеет.

Работа. Это тоже вариант проф развития. Начиная с определенного момента, когда уже хоть кем то взять готовы. Минус- куча времени уйдет на решение, неких типовых задач. Но и плюс можно проф развитием заниматься, вам за это платят. Но тут выбирать надо внимательно. Есть крупные компании, с кучей тупиковых позиций- где можно и 10 лет подряд заниматься задачами однотипными и однонаправленными. Есть крупные которые готовы и в ваше обучение вложить деньги (в т ч и сотни тысяч- для индивида — это существенно, а для корпорации –нет). Есть мелкие компании где нет разделения жесткого функционала и есть опытные ленивые старшие коллеги, которые будут сами не прочь научить вас чему, то и делегировать эту новую область (например, что бы спихнуть с себя). Некоторые опции продвинутого обучения открываются только тут. Просто сесть с учебником и написать программу- одно. А на работе есть пользователи, нагрузка, кибератаки. И уже опыт показывает. Что именно надо освоить и практика же показывает успешно ты это сделал или нет. Есть потребности бизнеса, о которых сидя дома на курсах и не догадаешься, к примеру, георезервирования критичных систем. А ещё есть, требования ИБ, для айти, что заставляет научиться решать проблемы, не как удобно, умеете и привычно, а более хитрым, но правильным с точки зрения безопасников путемО войти в айти. И эффективность обучения

© Habrahabr.ru