О мотивированном и немотивированном трафике в App Store

Доброго времени суток, Хабр! На этой неделе ресурсы «Цукерберг Позвонит» и «Планета iPhone» решили поднять тему мотивированного трафика для пиара приложений в App Store. Так как я периодически анализирую пиар-кампании некоторых приложений на российском рынке и достаточно внимательно слежу за лидерами рейтинга игр, решил добавить к этой теме и свои 5 копеек. К сожалению, с публикацией на «Цукерберге», мне ознакомиться не удалось, поскольку ее оперативно удалили. О точных причинах удаления можно только догадываться (говорят, там была авторская колонка основателя сервиса по продаже мотивированного трафика Эдуарда Лебедева, но материал на «Планете» наводит на мысль, что это произошло из-за ложного упоминания некоторых компаний разработчиков, которые к мотивированному трафику не прибегали.Что же касается публикации на «Планете», то в первую очередь бросается в глаза, что это плохо замаскированная «джинса», как на журналистском сленге принято называть заказные статьи. Обычно издания, их публикующие, пытаются скрыть факт заказа. Видно, что это попыталась сделать и «Планета», представив данный материал в виде мнений экспертов и интервью. Получилось, как я уже сказал, плохо. Аффилированность статьи выдало сразу несколько факторов. Во-первых, зачем-то приведена ссылка на файл оригинала статьи на «Цукерберге», который у меня даже не открылся. Во-вторых, что как раз самое удивительное, в материалы упомянуты прямые конкуренты проекта, хотя без этого можно было вполне обойтись без ущерба самой сути.

Впрочем, давно уже обратил внимание, что «Планета», в былые времена, несмотря на убогий дизайн браузерной версии, в общем-то, бывшая неплохим Apple-изданием, все больше превращается в некую рекламную помойку с непомерными для многих разработчиков ценами, при которых пиар тупо не отбивается, не брезгуя в своих публикациях ни слишком откровенным пиаром часто лажовеньких в общем-то приложений, ни рекламой конкурентов. Лишь бы деньги платили. Неслучайно ее посещаемость за последние полтора года упала вдвое, в то время как у многих других информационных сайтов ай-тематики наблюдается стабильный рост.

Но перейдем к самой статье и взглянем на факты. Учитывая, что в публикации на «Цукерберге» было много неправды, то в первую очередь обратим внимания не на слова, а на скриншоты. Вряд ли они сфабрикованы в фотошопе, так как в этом случае в них наверняка были бы исправлены и даты. А так мы хотя и не видим самих приложений, зато видим время, когда они пиарились.

Первый скрин относится к концу июля, что непроизвольно навевает сомнения, что более свежих примеров удачного пиара просто нет. Ну, а видно из него следующее: что какая-то игра достаточно быстро взлетела примерно с 600-го места на 2-е в общем рейтинге и продержалась там некоторое время. К концу второго дня позиции в рейтинге стали уменьшаться, а затем график обрывается. Не лишним будет упомянуть и тот факт, что летом приложений скачивают гораздо меньше и для выхода в ТОП-5 тогда хватало и 15–20 тысяч скачиваний. В то время как сейчас, если верить словам Эдуарда Лебедева в интервью, для этого нужно 25–30 тысяч.

ff32738eec75479c8d153a36ec102d09.jpg

Второй скриншот относится и вовсе к апрелю. И мы видим, как полгода назад еще одна игра поднялась на первое место примерно с 55-го, продержалась наверху примерно полдня, а спустя 2 дня скатилась на примерно 30-е.

979eedd846a6422ca0ccda33b690b962.jpg

Собственно, в этом и заключается главная проблема мотивированного трафика — быстрое падение после взлета (даже не будем заострять внимание на моральном, а вернее, аморальном аспекте — нечестной, по скти, конкуренции). Немотивированный подъем на первое место в российском рейтинге бесплатных приложений может давать 50–60 тысяч органических инсталлов в день. Как видно из приведенных скриншотов, немотивированный трафик органики дает в разы меньше. А учитывая недолгое нахождение в топе, приложение просто не успевает за 1–2 дня окупить рекламные затраты.

Как я уже говорил, я довольно внимательно слежу за игровым топом и часто вижу, как многие игры появляются в нем и быстро пропадают. Из последних примеров можно глянуть на недавние позиции игры 2048 Snake™ Reloaded (судя по отсутствию русскоязычных обзоров за последнюю неделю и офферов на СРА-платформах, очень похоже на мотивированный трафик). Как видно она быстро взлетела с 500-го места в ТОП-10 игр, менее чем за день вылетела из ТОП-30, потом снова взлетела (видимо, после второго рекламного раунда), снова вылетела и продолжает постепенное падение.

7ad4e80177a94cd88cf963500c20ad49.png

А теперь давайте попробуем узнать бюджет вывода в российский ТОП-10. Согласно таблице цен с сайта apprb.com он составляет более 11000$. И по этому показателю Россия уступает только США, Японии и Британии, что наглядно демонстрирует, насколько сильна сейчас конкуренция на российском рынке. Как думаете, могла ли окупить эти расходы 2048 Snake™ Reloaded?

e73c1e8bd8c447f6adfbcc21a376a15c.png

Теперь о другой стороне медали — немотивированном трафике. Последний пример, который приходит на ум, кампания по раскрутке приложения Яндекс.Город, которая продолжается и сейчас. Такой оффер можно найти едва ли не в каждой CPA-бирже, и как результат — 6-е место в общем топе на момент написания этих строк. Это примерно 20–25 тысяч инсталлов. Сколько из них неорганических, судить сложно, но если предположить например цифру в 25%, то расходы получатся вдвое меньше, чем при заказе у apprb.com. Сама кампания еще продолжается, и вы можете сами следить за дальнейшим движением этого приложения в рейтинге.

Неудачные примеры с раскруткой через немотивированный трафик тоже есть. Из последних кампаний с пиаром на сайтах ай-тематики мне вспомнилось приложение FoTask. Вбив это название в Гугл, и выбрав параметр 1 месяц, я на первой странице выдачи нашел сразу несколько обзоров этого приложения за 16-е число на сайтах: Macdigger.ru, Appleinsider.ru, Yablyk.com, Applemix.ru, Appledigger.ru и Procontent.ru, которые подняли приложение лишь до 15-го места в категории и 162-е общего топа. 17-го же уже началось падение, даже несмотря на наличие обзоров за эту дату на сайтах Appstudio.org и уже упомянутой Planetiphone.ru. Затраты явно были немаленькие, а выхлоп получился на копейку. Ну не заинтересовало это приложение российскую аудиторию. Такое бывает.

c3e8a2d1c2464d79a7aa5c24e7e88409.png

Играм в этом плане проще. Например в сегодняшнем игровом ТОП-10 я вижу две российские игры — «Бомжара — история успеха» и «Да или Нет 2». Аналогичные запросы в Гугле выдали по первой обзоры на сайтах iphones.ru, ruapps.ru, best4iphone.ru, madeforipad.ru и playground.ru, а по второй — публикации на iosgames.ru и appcompass.ru. Цены на всех вышеперечисленных сайтах (кроме iPhones.ru) вполне демократичные, благодаря чему рекламные бюджеты игр вроде бы не смертельные, а эффект налицо. Обе игры держатся в десятке уже примерно неделю. Вот и судите сами.

© Habrahabr.ru