О чём молчит начальник?
Любой офис, завод, шарага похожи на государство. Сходства и аналогии можно найти во многом — структуре, процессах, целях. Но главное, что прям один в один — то, о чём писал наш друг Макиавелли: власть.
Про власть обычно есть две цели: захватить и удержать. Про захват и получение власти писать не буду — между офисом и государством (или политикой, как угодно), по моим наблюдениям, в этом вопросе паритет сходств и различий.
А вот удержание власти — почти идентично. Да, мы тут, в офисах, все такие молодцы, в красивых рубашках и смешных футболках, начальники вместе с подчинёнными обедают и ходят за кофе, вежливо разговаривают, просят обратную связь о своей работе, принимают предложения по улучшениям, но…
Каждый человек, обладающий властью, в первую голову озабочен защитой этой самой власти. Если получится — ещё и расширением, упрочением. Но защита власти сидит в сознании и подсознании начальника всегда.
Ну сидит и сидит, нам-то чего? А нам-то того, что мы, наслушавшись всей этой бирюзово-сопливой лабуды, вольно или невольно, мельком или по всему фронту, аккуратно или нахрапом, посягаем на чужую власть.
Когда вы даёте обратную связь начальнику, да ещё публично, даже если он сам попросил, что вы делаете? Посягаете на власть. Обратная связь нужна, даже обязательна, но… Как говорили самураи: вывалить на сюзерена помои может любой идиот, и цель этого акта — себя, красивого, показать. Заодно и на больную мозоль — власть — наступить. Хочешь дать качественную обратную связь, не задев ЧСВ начальника — фильтруй базар и подбирай нужный момент.
Если вы не выполняете задачу, да ещё и демонстративно игнорируете пинки в нужном направлении, что вы делаете? Посягаете на власть.
Когда договариваетесь сами с другими отделами, забываете ставить начальника в копию писем (хотя он просил), не пользуетесь учётной системой (которую он внедряет), не пишете сообщение об опоздании (хотя он просил предупреждать), что вы делаете? Правильно, посягаете на власть.
При этом я объективно понимаю, что у вас, в подавляющем большинстве случаев, не было намерения на чью-то власть наступить. Иногда вы всего лишь сознательно или подсознательно пытаетесь свои границы расширить, чутка саботируя излишние требования или устраивая итальяночку. Но ваши мотивы и ваше же их понимание не имеют никакого значения, потому что у вас не будет шанса их объяснить.
Власть — она, прошу прощения, как капризная, обидчивая дама. Совершенно неважно, что вы имели в виду, хотели сказать или показать. Важно лишь, что и как было воспринято. А там, в начальствующей голове, есть лишь три оценки вашим действиям: хорошая (вы признаёте власть), нейтральная (вы в назначенных границах), плохая (вы посягаете на власть).
Методы подавления тех, кто посягает, в офисе — попроще, конечно. Крайний вариант — увольнение. Никто, разумеется, не скажет и даже не намекнёт, что вас выгнали (предложили написать заявление) из-за демонстративного неподчинения. Никто не любит показывать, признаваться, что борется за власть. Поэтому, не обладая эмпатией и не занимаясь рефлексией, вы и не узнаете реальную причину своего увольнения.
Более мягкие методы — игнорирование сотрудника, его проблем и желаний, «месть задачей» (когда «плохому» дают самые сложные, геморройные, противные задачи), демонстративное продвижение конкурентов, блокирование инициатив, а то и палки в колёса. Всегда найдётся возможность отомстить.
Особенно плохо приходится смутьянам. Хотя, почему плохо — они ж для того и стали смутьянами, чтобы их с душераздирающими криками выперли. Минуту славы получить. Что Макиавелли, что какой-нибудь Элберт Хаббард (автор «Послание к Гарсиа»), что вся история всех государств единодушны в одном: от смутьянов надо избавляться, и чем быстрее, тем лучше.
Сами по себе смутьяны — не опаснее тявкающего пекинеса, от силы штанину порвать успеют. Проблема — зрители. Как выразил мнение зрителей классик, «Ай, Моська! знать, она сильна, что лает на Слона!».
К чему я это? Не посягайте на власть в офисе. Даже если человек распоряжается шкафом с чаем и кофе, он своей властью дорожит. Особенно — не будьте смутьянами, рэволюционэрами и прочими «rebel yell».
Разумеется, если вашей целью не является захват власти. Но он не так делается.