Контрольный в голову. О чём нельзя спрашивать после автоматизации

61317c438366f00dc9eae0015f96206e

Эти вопросы ужасны. Они повергают умных, талантливых, энергичных людей в невыразимое, бессловесное, тупое яростное бессилие. Поэтому их так редко задают. Это верх невежливости и бессердечия.

Чтобы бессовестно добить любого интегратора, программиста, ИТ-директора, внедренца, а то и заказчика автоматизации, надо в конце повторить вопрос, с которого всё начиналось.

Где моё железо?

Впервые я услышал подобный вопрос от зам. начальника производства по окончании внедрения системы управления закупом. Он просто повторил вопрос, с которого началась разработка этой системы.

На любом производственном предприятии есть проблема, которая называется «дефициты». Для производства любой продукции нужны материалы — от листового железа до сложных систем, закупаемых за рубежом. Сделать так, чтобы материалы поступали вовремя, когда они нужны — целое искусство. Накупить на год вперёд и затарить склад может любой дурак, но кто ж ему столько средств из оборота вытащит — нужна приличная система.

И вот производство задаёт свой вопрос — «где моё железо?». Там работают хорошие, добрые и умные люди. Они собирают оборудование — большое, железное, из кучи разных деталей. Когда какой-то детали не хватает, они не могут собрать оборудование и отгрузить его клиенту. Но они не занимаются снабжением, поэтому никак не могут повлиять на этот процесс.

Естественно, затевается разработка и внедрение сложной системы расчёта и поддержания запасов. Программисты чего-то пишут, привлекаются сторонние консультанты по многочисленным теориям снабжения и обеспечения, внутренние службы менеджмента качества — целый Проект. Месяцы идут, что-то получается, что-то идёт со скрипом, привлекаются административные ресурсы, осуществляются корректировки — всё как положено.

И, наконец, акт подписан, система внедрена. Опять совещание, директор всех по очереди спрашивает «какие есть трудности, чем помочь?», и опять слышит от производства «где моё железо?».

В ответ, разумеется, слышит увлекательный рассказ.

Как повысить продажи?

Понятно, что ответ на этот вопрос строго индивидуален для каждого бизнеса. Но есть чуваки, которые знают универсальный рецепт — это продавцы CRM-систем (далее буду писать «СРМ-системы» — лень переключаться и русская аббревиатура СРМ удивительно похожа на слово «срам»). Раньше даже ходила такая формула: «внедрение СРМ-системы автоматически увеличивает продажи на 10%».

Ну какой дурак откажется? Годовая выручка среднего провинциального завода колеблется от 0.5 до 2 млрд. руб. По приведённой выше формуле она вырастет на 50–200 млн. руб. в год. Да тут, блин, при любой маржинальности инвестиции окупятся сторицей. На то, видимо, и расчёт создателей формулы.

Внедрение СРМ-системы, коробочной или облачной, идёт примерно по одному сценарию. Сначала долгое обследование, в котором выясняются перечни необходимых аналитик и сценарии («скрипты») продаж. Иногда, если повезёт, удаётся зацепить бизнес-процессы за пределами продаж и тоже загнать их в СРМ. По дороге подключаются плюшки вроде интеграции с соц.сетями и мессенджерами. При очень большой удаче получается продать разработку или редизайн сайта, который тут же, разумеется, должен быть интегрирован с СРМ (или СРМ интегрирована с… Нет, не с сайтом, а В сайт).

Но всё это не имеет ровным счётом никакого значения. Вот вообще. Абсолютно.

Потому что, когда (и если) прозвучит вопрос «А чё продажи-то не выросли?», то в ответ, разумеется, прозвучит очень увлекательный рассказ.

А чё принтер опять не работает?

Давайте в другую сторону заглянем — в сисадминство. Бывает, кому-то на предприятии в очередной раз попадает вожжа под хвост. Обычно в момент, когда надо что-то срочно распечатать, а в принтере закончился картридж, или он тупо не работает. Пока найдешь сисадмина, он приползёт, поковыряется, вынесет вердикт, дойдёт до компьютера истеричного начальника, подключит ему принтер соседнего отдела, распечатает…

В большинстве случаев на этом всё и закончится. Ну, немножко начальник поругается, да и чёрт с ним. Но случается так, что вожжа под хвостом оставляет серьёзную травму. И начинается Проект.

Примерно 99% системных администраторов, которых заставили «решить вопрос раз и навсегда», ищут спасение в технике, а не в методике. Например, тупо держать запас картриджей, как-то соотносящийся со скоростью их «потребления», вроде как слабо — нет тут никакой инженерной изюминки. А вот развернуть, настроить и запустить какой-нибудь Zabbix — всегда пожалуйста.

Если прям вообще расфантазироваться, то можно и все принтеры и МФУ заменить на более современные — те, что умеют сами, заранее, вовремя сигнализировать о предстоящем дефиците расходников. Если начальство одобрит такие траты, то сисадмин будет рад очень надолго. А остальным будет немного грустно — пока настроит, то сё…

Если прям совсем не повезёт, то над сисадмином будет стоять дурак-ИТ-директор. Бывают такие, увы. Симптом в данной конкретной ситуации один: ИТ-директор кинется внедрять ITSM-систему (Господи, прости).

Совершенно неважно, как пройдёт процесс. Важно в конце, или после конца, вспомнить исходный вопрос. Ну, когда опять начальник отправит бумажку на печать, а из принтера ничего не вылезет. Чтобы послушать очень увлекательный рассказ.

Почему так много тратим на обслуживание 1С?

На самом деле, в этой теме я выбрал самый простой вопрос. А их тут с десяток наберётся — тех, с которых начинается внедрение, а чаще (сейчас) — замена одной системы 1С на другую. «Почему я не получаю цифры к 5-му числу?», «Почему нет планирования производства?», «Почему количество бухгалтеров только растёт?», «Как снизить затраты на ведение учёта?» и т.д.

Что происходит дальше, вы, наверное, знаете. Приходят умные, красивые, говорливые дяди или тёти. Уверенно утверждают, что компания застряла в прошлом — сейчас автоматизация делается совсем по-другому. Там, блин, вообще всё по-другому. Вот прям небо и земля. Ну да, не такие они уж и умные, красивые и говорливые. Скудноваты их аргументы.

Но, тем не менее, Проект начинается. По не особо объяснимым причинам, внедрение 1С за 10–15 лет вдруг стало сильно дороже. Если раньше укладывались в 1–1.5 млн. рублей, то теперь надо потратить 10–15, и то если вы не из гос.сектора или крупного холдинга. При том, что час работы программиста подорожал лишь в 2–3 раза. Ну да ладно.

Главное же — результат. А результат, он… Ну, есть. Вы только вопрос свой снова не задавайте. Тот, с которого всё началось. А то опять услышите увлекательный рассказ.

Вопросы, которые я не задал

Их много. Наверное, вы сможете прокомментировать — не лишать же вас удовольствия.

Что там за цифровизацию? С какого вопроса всё начинается? Что в конце? Увлекательная история?

Может, знаете… Чего все 1Сники потянулись в системы хранения версий? Может, я чего не знаю, но зачем хранить историю изменений говнокода? Особенно, учитывая, что 1Сник на предприятии один.

А когда мобильное приложение для предприятия создаётся? Ну, которое для внутреннего использования. Что там в качестве «увлекательной истории» рассказывают? И с каких вопросов всё начинается?

Принцип вы поняли. Хочу ваши «контрольные» услышать. Правда.

© Habrahabr.ru