Нью-Йоркский суд: шимпанзе — не люди
Судья Барбара Джаффе после четырёхмесячного разбирательства постановила, что шипанзе — не люди. Они не могут пользоваться правом «хабеас корпус» — презумпции незаконности задержания. Судья отметила, что когда-нибудь попытки наделить шимпанзе человеческими правами могут увенчаться успехом.
Глава общества Nonhuman Rights Project Стивен Уайз обещал подать апелляцию, чтобы освободить Геркулеса и Лео из университета в Стоуни-Брук.
Общество Nonhuman Rights Project с 2013 года пытается освободить Геркулеса и Лео из научно-исследовательского центра университета штата Нью-Йорк в Стоуни-Брук. В апреле 2015 года впервые в истории США пара шимпанзе получила права людей. Судья Барбара Джаффе постановила, что шимпанзе, которые содержатся в научно-исследовательском центре университета, обладают правом человека «хабеас корпус». Акт «Habeas Corpus Act», принятый Английским парламентом в 1679 году, являет собой юридическое обоснование презумпции незаконности задержания, данный принцип действует с XVII века в американском праве.
До этого решения Nonhuman Rights Project подавала соответствующие иски в три суда низшей инстанции. Представители правозащитного общества убедили судью, что Геркулес и Лео достаточно умны, чтобы наделить их базовыми правами человека.
На следующий же день, 21 апреля, судья изменила своё решение, вычеркнув формулировку «хабеас корпус». Она назначила слушания с участием представителей университета в Стоуни-Брук и общества Nonhuman Rights Project на 6 мая.
Следующие слушания состоялись только 27 мая. Судья не вынесла окончательного решения по делу. Адвокат Nonhuman Rights Project настаивал, что шимпанзе способны критически мыслить, принимать самостоятельные решения и обладают самосознанием, они помнят прошлое и планируют свою жизнь. Адвокат просил суд наделить шимпанзе правом «хабеас корпус», чтобы освободить Геркулеса и Лео и отправить их в заповедник во Флориде.
30 июля состоялись очередные слушания. Судья постановила, что шимпанзе нельзя приравнять к людям: «У них нет никаких юридических прав, помимо тех, которые защищают их от физического насилия и прочего жестокого обращения», — цитирует ТАСС. Барбара Джаффе отметила, что «попытки распространить юридические права на шимпанзе можно понять, когда-нибудь они даже могут увенчаться успехом».