Новый язык программирования — Relax
Вступление
Всем привет, я являюсь автором языка программирования Relax. На данный момент я разрабатываю RVM (RelaxVirtualMachine) И Relasm (Relax Assembly). Первые попытки сделать свой язык начались в конце лета 2020, тогда я и не думал что делать язык — это так сложно. Сам же проект Relax начался 30 декабря 2020 года. Прошло полтора месяца, а на нем уже можно написать что-нибудь простенькое.
первое лого языкаКак компилировать код?
Начнем с того, что файлы relasm лучше сохранять с расширением .rasm, файлы байт-кода — .ree. Для того чтобы скомпилировать и запустить код нужно скачать 3 файла: Relasm.exe, RelaxVM.exe, QtCore.dll. Сделать вы это сможете вот по этим ссылкам: https://github.com/UnbelievableDevelopmentCompany/RVM/tree/master/x64/Release
https://github.com/UnbelievableDevelopmentCompany/Relasm/tree/master/x64/Release
После того как скачали, желательно добавить эти 3 файла в любую папку, которая есть в переменной PATH (или же создать новую папку). Далее в cmd переходим в папку с программой на Relasm и вводим следующие команды:
Relasm main.rasm program.ree
RelaxVM program.ree
Первая команда компилирует relasm в байт-код, а вторая уже запускает программу.
Примеры кода на Relasm
Как же выглядит код на Relasm?
mclass MainClass
method public static void MainClass.Main():
.maxstack 1
push.str "hello world"
callm std static Relax.Console.Write(Relax.String)
Это самая простая программа — hello world! Давайте пройдемся по коду. Первая строчка создает главный класс, в котором обязана быть функция Main (начало выполнения). Во второй строчке мы как раз таки создаем этот метод. Следующие строчки — это тело метода, так как пишутся с табуляцией в начале. Третья строчка кода указывает, что максимальное количество объектов, которые могут находится на стеке равно 1. Четвертая строчка кода добавляет строку «hello world» в стек. Ну и наконец пятая строчка вызывает метод вывода строки на консоль. Строка берется из стека, как и любые другие аргументы в Relasm. Я не буду подробно останавливаться на каждой детали в этом коде.
Хорошо, мы написали hello world, теперь можно что-нибудь по серьёзнее.
mclass MainClass
method public static void MainClass.Main():
.maxstack 2
; Объявление переменных
local firstNum Relax.Int32
local secondNum Relax.Int32
local result Relax.Int32
local op Relax.String
; Получение первого числа
callm std static Relax.Console.Read()
callm std static Relax.Converter.StringToInt32(Relax.String)
set firstNum
; Получение знака операции
callm std static Relax.Console.Read()
set op
; Получение второго числа
callm std static Relax.Console.Read()
callm std static Relax.Converter.StringToInt32(Relax.String)
set secondNum
; Проверки на знаки операций
; Проверка на сложение
get op
push.str "+"
callm std instance Relax.String.operator==(Relax.String)
jmpif opAdd
; Проверка на вычитание
get op
push.str "-"
callm std instance Relax.String.operator==(Relax.String)
jmpif opSub
; Проверка на произведение
get op
push.str "*"
callm std instance Relax.String.operator==(Relax.String)
jmpif opMul
; Проверка на деление
get op
push.str "/"
callm std instance Relax.String.operator==(Relax.String)
jmpif opDiv
opAdd: ; Сумма чисел
get firstNum
get secondNum
add
set result
jmp end
opSub: ; Разность чисел
get secondNum
get firstNum
sub
set result
jmp end
opMul: ; Произведение чисел
get firstNum
get secondNum
mul
set result
jmp end
opDiv: ; Деление чисел
get secondNum
get firstNum
div
set result
jmp end
end: ; вывод результата на экран
push.str "\nResult: "
callm std static Relax.Console.Write(Relax.String)
get result
callm std static Relax.Console.Write(Relax.Int32)
Это простой калькулятор. Сначала мы создаем все переменные. Затем считываем данные с консоли. Далее определяем какую операцию нужно выполнять и в зависимости от этого переходим на нужную метку. В каждой метке операции мы получаем 2 числа, выполняем определенную операцию устанавливаем результат в переменную result и переходим в метку end, в которой мы выводим результат в консоль.
Теперь давайте сделаем свой собственный метод.
mclass MainClass
method public static void MainClass.Main():
.maxstack 2
; Помещаем аргументы для нашего метода на стек
push.int32 10
push.str "Result - "
; Вызываем метод
callm usr static MainClass.StringPlusInt32(Relax.String, Relax.Int32)
; Возвращаемый результат выводим на консоль
callm std static Relax.Console.Write(Relax.String)
method public static Relax.String MainClass.StringPlusInt32(Relax.String str, Relax.Int32 num):
.maxstack 2
get num
callm std static Relax.Converter.Int32ToString(Relax.Int32) ; конвертируем число в строку
get str
callm std instance Relax.String.Concat(Relax.String) ; добавляем в переменной str конвертированное значение
return ; возвращаем результат
Метод StringPlusInt32 нужен для того, чтобы конкатенировать строку и число, для этого мы преобразуем число в строку при помощи метода Relax.Converter.Int32ToString и конкатенируем параметр str с числом, преобразованным в строку. И возвращаем результат при помощи инструкции return. Далее в методе Main просто выводим этот результат в консоль.
Вывод
Relax’у всего лишь полтора месяца, а он уже такое может. Он будет развиваться еще долго. Но даже сейчас можно писать простенькие консольные программы.
Репозиторий виртуальной машины (там есть документация relasm) — https://github.com/UnbelievableDevelopmentCompany/RVM
Репозиторий компилятора Relasm — https://github.com/UnbelievableDevelopmentCompany/Relasm
Пакет для sublime text 3 — RelasmST3Package