Новый язык программирования — Relax

Вступление

Всем привет, я являюсь автором языка программирования Relax. На данный момент я разрабатываю RVM (RelaxVirtualMachine) И Relasm (Relax Assembly). Первые попытки сделать свой язык начались в конце лета 2020, тогда я и не думал что делать язык — это так сложно. Сам же проект Relax начался 30 декабря 2020 года. Прошло полтора месяца, а на нем уже можно написать что-нибудь простенькое.

первое лого языкапервое лого языка

Как компилировать код?

Начнем с того, что файлы relasm лучше сохранять с расширением .rasm, файлы байт-кода — .ree. Для того чтобы скомпилировать и запустить код нужно скачать 3 файла: Relasm.exe, RelaxVM.exe, QtCore.dll. Сделать вы это сможете вот по этим ссылкам: https://github.com/UnbelievableDevelopmentCompany/RVM/tree/master/x64/Release
https://github.com/UnbelievableDevelopmentCompany/Relasm/tree/master/x64/Release

После того как скачали, желательно добавить эти 3 файла в любую папку, которая есть в переменной PATH (или же создать новую папку). Далее в cmd переходим в папку с программой на Relasm и вводим следующие команды:

Relasm main.rasm program.ree
RelaxVM program.ree

Первая команда компилирует relasm в байт-код, а вторая уже запускает программу.

Примеры кода на Relasm

Как же выглядит код на Relasm?

mclass MainClass
method public static void MainClass.Main():
	.maxstack 1
	push.str "hello world"
	callm std static Relax.Console.Write(Relax.String)

Это самая простая программа — hello world! Давайте пройдемся по коду. Первая строчка создает главный класс, в котором обязана быть функция Main (начало выполнения). Во второй строчке мы как раз таки создаем этот метод. Следующие строчки — это тело метода, так как пишутся с табуляцией в начале. Третья строчка кода указывает, что максимальное количество объектов, которые могут находится на стеке равно 1. Четвертая строчка кода добавляет строку «hello world» в стек. Ну и наконец пятая строчка вызывает метод вывода строки на консоль. Строка берется из стека, как и любые другие аргументы в Relasm. Я не буду подробно останавливаться на каждой детали в этом коде.

Хорошо, мы написали hello world, теперь можно что-нибудь по серьёзнее.

mclass MainClass
method public static void MainClass.Main():
	.maxstack 2
	; Объявление переменных
	local firstNum Relax.Int32
	local secondNum Relax.Int32
	local result Relax.Int32
	local op Relax.String

	; Получение первого числа
	callm std static Relax.Console.Read()
	callm std static Relax.Converter.StringToInt32(Relax.String)
	set firstNum

	; Получение знака операции
	callm std static Relax.Console.Read()
	set op

	; Получение второго числа
	callm std static Relax.Console.Read()
	callm std static Relax.Converter.StringToInt32(Relax.String)
	set secondNum

	; Проверки на знаки операций

	; Проверка на сложение
	get op
	push.str "+"
	callm std instance Relax.String.operator==(Relax.String)
	jmpif opAdd

	; Проверка на вычитание
	get op
	push.str "-"
	callm std instance Relax.String.operator==(Relax.String)
	jmpif opSub

	; Проверка на произведение
	get op
	push.str "*"
	callm std instance Relax.String.operator==(Relax.String)
	jmpif opMul

	; Проверка на деление
	get op
	push.str "/"
	callm std instance Relax.String.operator==(Relax.String)
	jmpif opDiv


	opAdd: ; Сумма чисел
	get firstNum
	get secondNum
	add
	set result
	jmp end

	opSub: ; Разность чисел
	get secondNum
	get firstNum
	sub
	set result
	jmp end

	opMul: ; Произведение чисел
	get firstNum
	get secondNum
	mul
	set result
	jmp end

	opDiv: ; Деление чисел
	get secondNum
	get firstNum
	div
	set result
	jmp end



	end: ; вывод результата на экран
	push.str "\nResult: "
	callm std static Relax.Console.Write(Relax.String)
	get result
	callm std static Relax.Console.Write(Relax.Int32)

Это простой калькулятор. Сначала мы создаем все переменные. Затем считываем данные с консоли. Далее определяем какую операцию нужно выполнять и в зависимости от этого переходим на нужную метку. В каждой метке операции мы получаем 2 числа, выполняем определенную операцию устанавливаем результат в переменную result и переходим в метку end, в которой мы выводим результат в консоль.

Теперь давайте сделаем свой собственный метод.

mclass MainClass

method public static void MainClass.Main():
	.maxstack 2
	; Помещаем аргументы для нашего метода на стек
	push.int32 10
	push.str "Result - "

	; Вызываем метод
	callm usr static MainClass.StringPlusInt32(Relax.String, Relax.Int32)

	; Возвращаемый результат выводим на консоль
	callm std static Relax.Console.Write(Relax.String)


method public static Relax.String MainClass.StringPlusInt32(Relax.String str, Relax.Int32 num):
	.maxstack 2
	get num
	callm std static Relax.Converter.Int32ToString(Relax.Int32) ; конвертируем число в строку
	get str
	callm std instance Relax.String.Concat(Relax.String) ; добавляем в переменной str конвертированное значение
	return ; возвращаем результат

Метод StringPlusInt32 нужен для того, чтобы конкатенировать строку и число, для этого мы преобразуем число в строку при помощи метода Relax.Converter.Int32ToString и конкатенируем параметр str с числом, преобразованным в строку. И возвращаем результат при помощи инструкции return. Далее в методе Main просто выводим этот результат в консоль.

Вывод

Relax’у всего лишь полтора месяца, а он уже такое может. Он будет развиваться еще долго. Но даже сейчас можно писать простенькие консольные программы.

Репозиторий виртуальной машины (там есть документация relasm) — https://github.com/UnbelievableDevelopmentCompany/RVM

Репозиторий компилятора Relasm — https://github.com/UnbelievableDevelopmentCompany/Relasm

Пакет для sublime text 3 — RelasmST3Package

© Habrahabr.ru