Новая лунная гонка. Какие шансы у Америки выиграть новое противостояние с коммунистами?
Под конец уходящего 2022 года глава NASA Билл Нельсон заявил, что Соединенные Штаты вновь вступили в противостояние в космосе. И снова, как в далёкие 60-е года, борьба развернётся вокруг естественного спутника Земли — Луны.
«Это факт: мы находимся в космической гонке. Правда в том, что нам лучше следить, чтобы они (КНР — прим. автора) не оказались в каком-либо месте на Луне под предлогом научных исследований. И не исключено, что они заявят: «Держитесь подальше, мы здесь, это наша территория».
Америка вновь опасается, что коммунисты обгонят её и на этот раз не только первыми окажутся на Луне, но и построят там свою научную базу. А она, в свою очередь, может служить прологом к установлению полного китайского господства в этой точке Солнечной системы. Но так ли реальны опасения США перед новой «красной угрозой»? Давайте разбираться.
❯ Китайская космическая программа
Ещё каких-то 30–40 лет назад КНР представляла из себя довольно жалкое зрелище, как в области экономики, так и в области космонавтики. Во времена Маоистского Китая предпринимались попытки обзавестись собственной космической и пилотируемой программой. Но из-за общей отсталости страны этому не суждено было сбыться. Да, Китай смог создать свои искусственные спутники и даже возвращаемые капсулы, но на фоне СССР и США это выглядело откровенно блекло.
Но вот наступили 90-е года. В Поднебесной давали о себе знать рыночные реформы — экономика росла и страна становилась богаче. В это же время большой красный брат прекратил своё существование — СССР распался, и Китай получил возможность обзавестись многими компетенциями из бывшей космической державы. Ракетостроители, двигателисты, материаловеды — все были нужны растущему дракону.
Народная республика покупала этих специалистов за весьма солидные для них деньги, также вместе с «мозгами» в Китай ехали и чертежи многих советских разработок. Очень хороший пример это космический корабль «Союз». Инженеры Поднебесной не просто скопировали корабль, они сделали его лучше. В итоге на выходе получился хороший продукт, который превосходил своего предшественника по всем характеристикам, хоть внешне они и были весьма схожи.
В 1992 году КНР решила анонсировать свою пилотируемую программу. Спустя 10 лет, в 2003 году, космонавт Ян Ливэй совершил свой космический полёт. Китай начал семимильными шагами догонять ведущие космические державы. В течении следующих 20 лет страна смогла создать и развить широкий ракетный парк семейства «Чанчжэнь»/Long March/CZ, состоящий из 10 носителей от мало до велика. Уже на этой базе стала создаваться широкая сеть из военных и гражданских спутников на околоземной орбите, которой конца и края нет — Китай год за годом обновляет собственный рекорд по космическим запускам.
Вместе с этим не забывали и про пилотируемую космонавтику — в 2010-х начали свою историю орбитальные станции КНР. И вот уже сегодня, на высоте в 400 км, находится многомодульная станция «Тяньгун» — аналог советской станции «Мир», только в 2 раза (пока что) её меньше). Её строительство началось относительно недавно — в 2021 году, но уже сейчас там может находиться по меньшей мере 6 человек. Сейчас «Тяньгун» обладает тремя базовыми модулями, но в перспективе их можно увеличить в два раза. Уже в следующем году к станции отправится орбитальный телескоп, который хоть и не будет пристыкован к ней, но будет связан с «Тяньгуном» периодическим техобслуживанием.
Успех более чем впечатляющий, но кроме земной орбиты Китай преуспел и в деле освоения Солнечной системы. В 2020 году «красная» страна направила к «красной» планете комплексную миссию, состоящую из марсохода и орбитальной станции. И миссия увенчалась успехом! С первой попытки страна, которая ранее не направляла роботов к другим планетам, смогла осуществить не только вывод спутника на орбиту Марса, но и смогла успешно посадить марсоход. Результат, однако.
В этом десятилетии Китай планирует отправить на Марс ещё одну экспедицию — более амбициозную, а именно — за марсианским грунтом. Суть довольно проста — отправить к планете посадочный аппарат, который сделает забор грунта — переправить этот грунт на Землю. Это беспрецедентная по сложности миссия может статья первой в своём роде. Ближайший конкурент — Европа. Сложность заключается в том, что нужно отправить к другой планете помимо спускаемого аппарата ещё и небольшую ракету, которая в свою очередь должна вырваться из марсианской атмосферы, достичь второй космической скорости и вернутся на Землю. Ничего подобного ещё не было. Миссии к Луне были гораздо проще, так как а) Луна ближе и б) у Луны нет атмосферы.
Кстати о Луне, она ж, вроде как, основная наша тема? У Китая и здесь есть солидные успехи.
❯ Китайская лунная программа. Часть I — роботы и ещё раз роботы
КНР начала исследования спутника Земли в 2007 году, с миссии «Чанъэ-1». Обычная картографическая экспедиция, которая провела весьма большую работу по картографированию всей лунной поверхности. Передав около 1,4 терабайтов полезной информации «Чанъэ-1» был уничтожен о поверхность Луны.
Следующим аппаратом был «Чанъэ-2». Он отправился к Луне в 2010 году и в течении двух лет он занимался также картографированием спутника, а также выбором места для посадки следующей экспедиции — «Чанъэ-3». В этот раз, после успешно выполненной миссии, станция была не уничтожена, а направлена дальше — в космос. Для исследования астероидов и глубокого космоса.
1 декабря 2013 года Китай отправил на Луну посадочный аппарат вместе с марсоходом «Юйту» (Лунный заяц). Через 2 недели миссия совершила мягкую посадку на поверхности спутника и приступила к работе. К слову, изначально планировалось, что прилунение произойдет в районе Лунохода-1, но к сожалению миссия совершила посадку на 400 км восточнее советского аппарата.
Лунный заяц работал больше полугода, но большую часть времени он пробыл в стационарном режиме — двигательная система отказала на 40 день экспедиции. Посадочная платформа жива и по сей день. В теории она может функционировать ещё следующие 30 (!) лет, за счёт радиоизотопных источников энергии. Так что в теории эту стацию в будущем могут обслуживать тайконавты, после того, как лунная база будет построена.
Следующий запуск к Луне состоялся в 2018 году — тогда Китай отправил станцию-ретранслятор — она обеспечивает связь между станциями на обратной стороне Луны и Землёй. Через 4 года на обратную сторону Луны отправился новый луноход «Юйту-2» вместе с посадочной станцией. Оба аппарата работают и по сей день.
Уже через 2 года на Луну была отправлена миссия по возвращению лунного грунта на поверхность Земли — «Чанъэ 5». Всё прошло успешно и в течении месяца все главные задачи экспедиции были выполнены — зонд сел на Луну и привёз оттуда полтора килограмма грунта.
Все эти автоматические станции реализовывались в рамках трёх фаз китайской лунной программы. «А когда ж самое интересное то? С человеком?» — спросите вы. А это начнётся в 2030-х годах, так как четвертая фаза предполагает такие же автоматические станции, хоть и с гораздо большим функционалом. «Чанъэ-6 — 8» будут заниматься углублённым изучением нашего спутника, они, скорее всего, и выберут будущее место для строительства лунной базы.
❯ Китайская лунная программа. Часть II — ракета и база, а главное — сроки
Что нужно чтобы отправить человека на Луну? Правильно — ракета, да побольше, а ещё космический корабль, благо, у Китая он есть и всё с ним хорошо, 2 раза уже в космосе бывал. Но вот ракета…
В США и СССР в 60-е годы смогли создать носители, которые могли доставить и вернуть человека с Луны. И если в США c «Сатурном-5» всё прошло успешно, то в СССР все испытания «царь-ракеты» Н-1 закончились катастрофой. Реабилитироваться Союз смог спустя 20 лет — создав сверхтяжелую «Энергию».
Чтобы ракета смогла отправить человека на Луну и вернуть его обратно её мощности должно хватить для вывода хотя бы 90–140 тонн полезной нагрузки на орбиту Земли. Тогда к Луне она может отправить необходимые 30–50 тонн полезной нагрузки. Такие цифры взяты на основании ТТХ ракет: «Сатурн-5», «Н-1», «SLS» и «Чанчжэнь-9». Кстати о последней.
«Long March 9» — именно так дословно переводится китайское название сверхтяжелой ракеты «Changzheng 9», которая разрабатывается в национальном космическом управлении КНР с 2016 года. Первоначально это была обычная ракета одноразовая ракета — огромная ступень, по бокам которой находятся ускорители. Но потом последовали изменения — теперь это монолитная ступень, без каких-либо дополнительных ускорителей.
Судя по заявлениям генерального конструктора ракеты в 2022 году, CZ-9 будет частично или полностью многоразовым носителем, что существенно повышает её экономическую эффективность, хоть и увеличивает сложность постройки.
Почему последовали такие изменения? На мой взгляд это было вызвано существенным продвижением США в деле разработки полностью многоразовой сверхтяжелой ракетной системы, а именно — Starship. Китайское руководство видит в этом носителе угрозу монополизации космоса, так как в теории Starship способен за десятки миллионов долларов выводить огромные спутники военные на высокие орбиты Земли. А это очень дёшево — ведь старт одного только сверхтяжелого «Сатурна» в 60-е года обходился больше чем в млрд долларов и это на те деньги! А здесь стоимость в несколько раз ниже. Да, понятное дело, что Старшип не сразу станет садиться и взлетать за заявленные Маском суммы, навряд-ли он вообще достигнет показателей в 5 млн долларов за полёт, озвученные основателем SpaceX, но в будущем, через 5–10 лет после начала активной эксплуатации ракеты, — она не будет иметь себе равных конкурентов в классе. Именно поэтому, я полагаю, Китай принял решение догонять США в вопросе строительства многоразовых систем, так как промедление — смертеподобно.
Высота ракеты будет составлять порядка 114 метров при массе более 4000 тонн. Диаметр достигнет 10,6 метров в самом широком месте — им является первая ступень, именно там будут располагаться шесть 200-тонных двигателей на метане. Грузоподъемность ракеты составит 150 тонн на околоземную орбиту и 50 тонн на траекторию полёта к Луне. Этих характеристик более чем достаточно на лунную экспедицию экипажа из 4 человек и успешного их возвращения на Землю.
Судя по картинке, первая ступень ракеты будет возвращаемой, как это реализовано на Falcon 9 и реализуется на Starship. 4 решётчатых руля на верхней части ступени говорят сами за себя.
Вторая ступень, судя по всему, в первой итерации не будет многоразовой. Так как никак необходимых агрегатов для совершения посадки на Землю я на ней не вижу. Но, опять же, сугубо личное мнение — к чертежам доступа не имею и технических заявления не вижу, поэтому и пишу, то что вижу.
Ожидается, что Китай сможет отправить ракету в первый полет в 2029–2030 году, что выглядит вполне реально. Кстати, именно на 2030 год была анонсирована высадка тайконавтов на Луну, об этом заявил председатель китайской корпорации аэрокосмической науки и техники.
По плану, к тому моменту полным ходом будет идти создание международной лунной исследовательской станции International Lunar Research Station (ILRS). О её создании говорили уже давно, и вот в 2020 году китайские учёные объявили о своём намерении создать международный проект. Роскосмос довольно быстро подсуетился и в 2021 году подписал соглашение о сотрудничестве с Китаем.
Кроме РФ, в проекте заинтересовались страны Азии и Ближнего Востока: Таиланд, Саудовская Аравия и ОАЭ. Больше того, Китай пригласил к сотрудничеству Европейское космическое агентство и американские космические компании!
Какие цели стоят перед исследовательской базой?
- Изучение топографии, геоморфологии и геологического строение Луны.
- Изучение физики и внутреннего строения Луны.
- Изучение химического состав Луны (материалы и геоархеология).
- Изучение лунной космической среды.
- Проведение астрономических наблюдений на Луне.
- Наблюдение Земли с Луны.
- Биологические и медицинские эксперименты на Луне.
- Использование лунных ресурсов на месте (т.е. какое-то производство).
Дабы реализовать все эти хотелки, нам нужны люди. А ещё эти люди должны где-то жить и работать. На сегодняшний день предполагается размещение порядка 4–5 модулей, без учёта различной сопутствующей инфраструктуры. Пока конкретики не много, так что давайте порассуждаем, какие модули могут быть в составе ILRS:
Модуль жилой площади. Тут думаю понятно, модуль где персонал будет спать, отдыхать и общаться с Землёй. Он будет оснащен необходимыми системами жизнеобеспечения, коммуникационными системами и средствами связи с Землей. Также он будет содержать оборудование для поддержания физической формы астронавтов и, важное, медицинским оборудованием и персоналом.
Модуль научных исследований. Он будет оснащен лабораторным оборудованием и инструментами для сбора образцов лунной породы и грунта, а также для исследования лунных условий и химического состава лунной поверхности. Модуль также будет использоваться для изучения лунной геологии и астрофизики.
Транспортный хаб. Модуль, который будет использоваться для транспортировки астронавтов и грузов между Луной и её орбитой/землей. Т.е. да, там будет взлётно-посадочная платформа для кораблей. Также там можно разместить средства для перемещения непосредственно по лунной поверхности, луномобили, вот это вот всё.
Энергетический модуль. Собственно, то, что будет всё наше лунной счастье. На первом этапе думается, будут солнечные батареи, как самый быстрый и простой способ получения энергии. Потом можно будет сделать что-то посерьёзнее, положим, атомный реактор. Почему нет? Ну и да, кроме выработки энергии он будет её хранить и распределять по лунной базе.
Модуль обеспечения жизнеобеспечения. Большой склад, который будет находиться рядом с транспортным хабом. Нужен он для обеспечения станции на Луне необходимыми ресурсами, такими как вода, кислород, пища и разными техническими расходниками. Рационально будет туда поставить системы для переработки отходов.
Модуль связи и навигации. Или просто диспетчерская. Связь с Землей, связь с экспедициями на поверхности, ну и возможно командный центр со всеми необходимыми вещами для руководства жизнедеятельности лунной базы. Он будет содержать системы для передачи данных, коммуникации и навигации, а также средства для обнаружения и изучения лунных ресурсов.
Да, это всё общие мазки, но данный комплекс видится мне наиболее разумным, как первым шагом. Хочу также заметить, что для наибольшей безопасности подобная база должна быть а) децентрализована (то есть каждый модуль отделён от другого коридорами с мощными перегородками) и б) желательно несколько утоплена в лунную поверхность, дабы обеспечить дополнительную устойчивость.
На мой взгляд такая концепция лунной базы обеспечит действительно долгосрочное нахождение человека на поверхности Луны. Теперь поговорим о сроках реализации проекта, так как прежде чем перейти к вышеописанным модулям Китаю и России придётся послать немалое количество беспилотных модулей. Все они будут запускаться как минимум до 2030 года, а скорее всего и позже. Мир, видите-ли-с, нестабилен, не до Луны сейчас (занятно, а ведь именно в пик Холодной войны сверхдержавы стремились в космос больше всего).
Заявленные сроки таковы: до 2025 года исключительно беспилотные запуски исследовательских станций, с 26 года строительство непосредственно лунной базы и с 30 года полёты человека на неё. А в 36 году строительство должно окончательно завершиться и она должна заработать в полную силу.
Думаю, все сроки можно двигать смело на 5–10 лет вперёд. Ибо, опять же, не до Луны сейчас. Но на мой взгляд высадка Китая на Луну всё таки может состояться в промежутке с 2030–2035 год, это возможно. Мощная экономика и промышленность, чёткая установка КПК на Луну (т.е. вам не нужно скакать с бубном в Конгрессе и просить деняк) говорит за указанные сроки, пусть и с лагом в несколько лет.
Другой вопрос когда на Луне окажутся российский космонавты? Это уже скорее загадка, чем что-то прям грядущее. В любом случае увидим, как оно там выйдет.
Так, ну, а теперь к заокеанскому конкуренту Китая — к Соединенным Штатам Америки.
❯ Артемида — вечно юная сестра Аполлона
Именно такое название получила новая лунная программа Соединенных Штатов. Она включает в себя строительство новой космической станции вокруг Луны и на её поверхности. Основной целью программы «Артемида» является установление устойчивой базы на Луне, которая станет отправной точкой для дальнейших космических исследований. База на Луне позволит научиться жить и работать в космосе на долгие периоды времени, а также исследовать лунную поверхность и получать научные данные.
Основной целью программы «Артемида» является установление устойчивой базы на Луне, которая станет отправной точкой для дальнейших космических исследований. База на Луне позволит научиться жить и работать в космосе на долгие периоды времени, а также исследовать лунную поверхность и получать научные данные.
Но не всё так просто как может показаться на первый взгляд. У Америки есть корыстный интерес в новой лунной программе и, хоть в этом нет ничего на мой взгляд плохого, он противоречит международному праву.
Смотрите, сегодня деятельность человека на Луне регулируется «Договором о космосе» времён Холодной войны. Он был заключен больше полувека назад под патронажем ООН и являл собой собранием общих фраз «За всё хорошее, против всего плохого». Но вот США при Трампе решили вернуться на Луну. Причём осуществить не простой «флаговтык», как это было в 60-е года, а нормально так основаться, построив научную базу. Вместе с ней американцы хотят начать освоение и разработку ресурсов Луны, но для этого нужно правовое обоснование. Так как разработка тех или иных месторождений это фактические присвоение территории, что запрещено договором о космосе.
США решили элегантно обойти этот запрет, создав Соглашение Артемиды «Аккорды Артемиды» (Artemis Accords). Естественно, сам договор базируется на пресловутом «Договором о космосе», но являет собой соглашение прежде всего в интересах Америки и стран подписантов. Фактически, в нём расширена правовая деятельность на Луне уже не над наднациональном уровне, а национальном. Т.е. Штаты могут и будут добывать полезные ископаемые на естественном спутнике Земли.
Страны подписанты
Аккорды Артемиды подписали многие союзники США, тем самым присоединившись к американской программе. Так что когда Америка вернётся на Луну и будет развиваться там годами, то все последующие экспедиции других стран будут вынуждены соблюдать установившиеся правила. В том числе и главным образом миссии Китая и России. Но если Китай раньше или в одно время сможет основать базу, то какие к чёрту соглашения он должен будет соблюдать? Именно поэтому Китайской Народной Республике важно успеть на Луну (ну или хотя бы не сильно опоздать), дабы помешать Штатам реализовать задуманное. Давайте поговорим об американских планах и главное — возможностях.
Кстати, именно этот триумвират создал Артемиду и сделал из неё серьёзную силу
❯ Space Launch System, Orion — фундамент успеха Артемиды
Чтобы отправиться на Луну американцам нужны все те же вещи, что и китайцам: ракета и космический корабль. Всё это у них есть уже сейчас, в железе и даже в космосе (полгода назад был совершён беспилотный облёт Луны).
Space Launch System или же просто SLS (а ещё Senate Launch System, так как жрёт денек немерено) — сверхтяжелая ракета с возможностью вывода на орбиту до 90 тонн груза. Сама по себе ракета довольна интересная.
Фактически, это переработанная версия системы Space Shuttle без самого челнока. Что сделали? Добавили две дополнительные секции к боковым твердотопливным ускорителям. Основная же ступень новой ракеты— это модифицированный топливный бак шаттла, к которому были прикреплены двигатели, угадайте чьи, кстати. Да, да, были взяты 14 RS-25, использованных ранее на челноках, форсированы и воткнуты в SLS. Вторая ступень была взята у тяжелой ракеты Delta IV Heavy и модернизирована для полета к Луне.
В итоге родилась SLS. Единственными значительными нововведениями являются переработка основной ступени и новый корабль Orion. Всё это стоило больших денек, но согласитель, что слова «США» и «дорого» не так часто соседствуют в одном предложении. Летала SLS всего-лишь один раз — полгода назад в рамках беспилотного полёта, но успешно, всё прошло без нареканий.
Идём дальше. Корабль Orion. Он был создан в рамках программы созвездие, ещё до SLS и должен был заменить Space Shuttle в качестве средства доставки экипажей и грузов на орбиту Земли.
Экипаж — до 4 человек, в том числе и на орбиту Луны. По своим размерам и массе он превосходит корабль «Аполлон», который использовался для лунных экспедиций. Главная его особенность — многоразовость. Самая дорогая его часть с системами жизнеобеспечения, система связи и управления может использоваться многократно, что существенно удешевляет его эксплуатацию.
Орион был в космосе 2 раза. В 2014 году и в 2022. Оба раза — успешно, корабль доказал свою надежность и уже через год, как ожидается, примет первых людей на свой борт. Кстати об этом.
В 2024 году ожидается пилотируемый облёт Луны, по аналогии с «Аполлоном 10». В этот раз в десятидневный полёт отправится экипаж из 4 человек. Во время миссии планируется ещё раз проверить надёжность всех систем корабля, чтобы уже следующий полёт — Artemis 3 увенчался высадкой на Луну. Но прежде чем вновь опустится на поверхность естественного спутника Земли, NASA и ESA планирует построить (вернее, уже строит) окололунную станцию Gateway.
Gateway представляет собой космическую станцию, которая будет размещена на орбите вокруг Луны. Это совместный проект НАСА, Европейского космического агентства (ЕКА), Канадского космического агентства (CSA), Японского агентства аэрокосмических исследований (JAXA) и других союзников США.
Gateway будет служить центром научных исследований, разработки технологий и освоения дальнего космоса. Она станет отправной точкой для полетов на Луну, позволяя астронавтам жить и работать на лунной орбите в течении многих недель, если не месяцев. Также станция будет служить транспортным хабом, через который космонавты смогут высаживаться на Луну.
Gateway будет состоять из нескольких модулей, с различными компонентами. Многие из них УЖЕ находятся в цехах европейских предприятий. Давайте поговорим об основных элементах станции:
- Жилой модуль. Он включает в себя спальные помещения, кухню, ванную комнату, словом всё, что необходимо для поддержания жизни человека в космосе.
- Логистический модуль. Этот модуль будет служить местом хранения припасов и оборудования, необходимых экипажу станции. Также на нём будет установлена специальная роботизированная рука станции для погрузки и разгрузки.
- Шлюзовой модуль. Он необходим для выхода членов экипажа в открытый космос, а также для стыковки с космическими аппаратами.
- Научный модуль. Лаборатория для проведения экспериментов и исследований окололунного пространства и поверхности Луны. Она будет включать в себя оборудование для анализа образцов, экспериментов в условиях микрогравитации и других научных мероприятий.
Да, Роскосмос был некоторое время участником этого проекта, но, но…
Окей, хорошо, у нас есть ракета, корабль и даже своя космическая станция. А как нам собственно, сесть на Луну? Как ни странно этот вопрос NASA вынесло на аутсорс, не став самостоятельно заниматься проектом. Тут ведь есть ещё такой мааааленький момент — SLS, в отличие пятого Сатурна, не хватает на подъем ещё ещё одного модуля, вместе с Орионом.
В общем, в 2021 году SpaceX представила свой проект посадочной системы —HLS (Human Landing System). Компания Маска предложила свой корабль Starship в качестве такой системы. SpaceX модифицируют сверхтяжелую ракету — и вуаля, у вас есть на чём садится.
Огромный корабль, который позволяет перевозить буквально десятки тонн между Луной и Землей (не садясь на неё, конечно же) и не требует отдельной ракеты — победа SpaceX в конкурсе была очевидна, хоть и неожиданна. А когда этот корабль будет готов, спросите вы? Конкретных сроков нет, но, на мой взгляд, он будет готов к 2026–2028 году и предоставит просто колоссальные возможности для всей лунной экспедиции. Да, кстати о сроках.
Как я уже писал выше, в следующем 2024 году Америка отправит людей в первый полёт вокруг Луны. Возможен ли перенос? Да, более чем, тем более месяцем пуска заявлен ноябрь. 2025 год выглядит более реалистичнее. В этом же году по плану должна начаться сборка Gateway, которой, кстати, будет помогать тот же Илон Маск со своей ракетой Falcon Heavy.
На тот же 2025 год стоит и пилотируемая высадка, но это крайне маловероятная дата. Сейчас у NASA проблемы со скафандрами для астронавтов, Starship ещё не отправлялся даже на орбиту Земли, а в Европе из-за кризиса некоторые проблемы с промышленностью, что может сказаться на сроках постройки Gateway. Рациональнее будет сдвинуть дату высадки на 2–3 года вперёд, на 2027–2030 года. Да, неприятно, но зато более надёжно. Тем более Китай всё равно ещё не будет готов отправить тайконавтов даже на облёт Луны — попросту нет ракеты.
Старт первой Артемиды
Постройка же лунной базы должна начаться сразу после завершения Gateway, на данный момент её будущие модули это такой же тёмный лес, как у китайско-российской базы, так что все концепты, которые я указывал для неё, актуальны и для американского проекта. Природе плевать на идеологию, законы физики одинаковы для всех.
❯ Так кто же победит?
Китай действительно достиг огромных успехов в освоении космоса и Луны. Его космические достижения практически затмевают достижения Советского Союза за весь период своего существования. Красный дракон уверенной поступью идёт к Луне, но окажется ли он там первым?
Скажу прямо — шансов мало, да что уж там их практически нет. Нынешний кризис в США и Европе обязательно закончится и попавшие в него страны выйдут более сильными, чем были до него. Так было всегда. Да, сдвиги в сроках возможны, но в любом случае сейчас абсолютно все карты на стороне Соединенных Штатов Америки и их Союзников, а нынешние события лишь временные трудности.
Другой вопрос, сможет ли Америка настолько овладеть Луной, чтобы навязать Китаю соглашения Артемиды? Это уже более дискуссионный вопрос и многое здесь зависит от политической воли руководства США, должен быть чёткий настрой на успех, какой был у Кеннеди и у Трампа.