Ненаучная революция: как недостаток реальных исследований губит технологические проекты
Однако даже в такую пору информационной свободы действительные факты очень часто опережаются ложными, но более привлекательно упакованными данными (что очень часто случается, например, в сфере инновационных разработок).
Мы уже писали о том, какие ловушки подстерегают ученых в процессе проведения количественных и качественных исследований. Сегодня расскажем, как важно бывает подкреплять результаты своей работы точными научными данными в бизнесе, основанном на технологиях.
PROPaul Albertella / Flickr / SS
Theranos на страже здоровья
Один из самых известных примеров в этой области — убыточная для своих клиентов биотехнологическая компания Theranos. Научная заявка основательницы, Элизабет Холмс, состояла в отказе от взятия крови из вены и сборе малого объема крови, из которого компания обещала получить 240 различных анализов.
Инновационность метода была отражена в слогане компании: One tiny drop changes everything — «Одна крошечная капелька меняет всё». Это стало возможным благодаря уникальной разработке компании — оборудованию для проведения анализов Edison.
Технологии Theranos, по заявлению создателей, позволяли исследовать кровь в том числе на наличие онкологических маркеров и проверять уровень холестерина, что позволило компании заручиться поддержкой и уважением ведущих специалистов, а Элизабет Холмс — получить звание члена научного общества Гарварда.
Несмотря на то, что разработанное оборудование описано в патентах только в общих чертах и не представлено в научных изданиях, компания заявила о надежности методов исследования. Более того, создатели проекта установили рекордно низкую стоимость анализов, которая составила 50% от среднего показателя в США. Стартап быстро собрал инвестиции в размере $400 млн и был оценен в $9 млрд, подарив своей создательнице миллиардное состояние и место в рейтинге Форбс.
Однако мгновенный успех не может не настораживать. Ученые и исследователи забили тревогу после того, как стала появляться информация о случаях, когда врачи отправляли пациентов пересдавать анализы крови, не удовлетворяясь результатам, подсчитанными Theranos.
В 2014 году инновационность методов компании была поставлена под сомнение после того, как издание Vademecum проверило патенты компании и не обнаружило революционно новых технологий.
Спустя некоторое время скандальное разоблачение Theranos было опубликовано в Wall Street Journal. На основе переписки бывших сотрудников компании, эксперты обвинили стартап в нарушении законодательства. Как оказалось, полученного объема крови было недостаточно для заявленного количества анализов, поэтому на оборудовании Edison проводилось не больше 15 видов тестов, а все остальные осуществлялись стандартными методами и с помощью технологий других производителей.
Более того, исследователи обнаружили, что сданного пациентами объема крови не хватало для полноценного проведения анализов, поэтому сотрудники разбавляли кровь. В ответ на нападки Wall Street Journal, Theranos заявила о несостоятельности обвинений и о соответствии своих методов работы федеральным законам Соединенных Штатов. Однако точное количество тестов, проводимых на собственном оборудовании Edison, создатели проекта назвать не смогли.
Вслед за Wall Street Journal изменил свою позицию и Forbes. Издание обнародовало информацию о том, что годовая выручка компании не превышает $100 млн, а стоимость самого стартапа равняется $800 млн, причем $724 из них — привлеченные инвестиции. При таком раскладе доля Элизабет Холмс в проекте оказалась практически нулевой.
Активное обсуждение Theranos спровоцировало интерес государственных структур, и в апреле 2016 года власти Соединенных Штатов осуществили проверку деятельности компании, после которой она была вынуждена пересмотреть результаты проведенных за 2 года анализов и отправить своим клиентам скорректированные данные. Кроме того, Theranos больше не проводила тесты на собственном оборудовании Edison.
Неудивительно, что в случае с Theranos дело получило широкую огласку и вызвало резонанс общественности, ведь от действий компании напрямую зависело здоровье тысяч клиентов. Вызывает недоумение то, как стартапу удалось продержаться так долго на рынке, подвергающемся жесткому контролю правительственными структурами. В настоящее время Элизабет Холмс ведет диалог с федеральными властями с целью доказать научную состоятельность собственной разработки.
Кружка вместо диетолога
Сомнительным оказался и результат трудов исследователей из Сан-Франциско, представивших на обозрение общественности умную кружку под названием Vessyl. Инновационность разработки заключалась в определении налитой в кружку жидкости на основе данных, считываемых встроенным сенсором, в который заложена информация о нескольких тысячах видов напитков. Сенсор передает информацию на iPhone, и собственное приложение компании помогает оптимизировать потребление жидкости в течение дня.
Было заявлено, что умная кружка также способна подсчитывать калорийность напитка, содержание в нем сахара, кофеина и других элементов. Создатели гарантировали, что держать заряд умная кружка должна в течение недели, а для подзарядки достаточно одного часа.
Сомнения в научной среде вызвал сенсор, встроенный в кружку. По словам производителя, он выполнен по новейшей технологии, однако при рассмотрении сенсор совершенно незаметен для глаза. Любопытство научной среды не было удовлетворено и после прямого обращения к компании, которая отказалась раскрывать производственную технологию.
Продажи продукта должны были начаться в первом квартале 2015 года, но создатели отложили их на несколько кварталов. Тем не менее, небольшая часть заказчиков получила товар, хоть и ненадлежащего качества. Подозрения ученых оказались обоснованными: ни о какой инновационной технологии речи и не шло, ведь кружку даже невозможно было зарядить.
BioRing, кольцо будущего
В некоторых случаях компании даже не выпускали продукт, собирая состояние на предпродажах и доверчивых венчурных капиталистах. Таким оказался многообещающий проект BioRing. Его создатели говорили о революционной методике, которая позволит обладателю кольца контролировать поступление и расход калорий, сердечный ритм, интенсивность физической нагрузки, считать пройденное расстояние и бороться со стрессом.
Лаконичный дизайн кольца, представленный в черном, белом и синем цветах, дополнялся водонепроницаемостью и защитным покрытием от царапин. Кольцо должно определять уровень глюкозы в крови, что само по себе могло заткнуть за пояс любые попытки изобрести средство от сахарного диабета. Слоган компании «Eat better. Sleep better. Train better. Live better» обещал качественное повышение уровня жизни. Кроме того, создатели сообщали о своей готовности к дальнейшим разработкам различных приложений, совместимых с кольцом.
На странице продукта на платформе Indiegogo размещена схема кольца, представлено видео от со-основателя компании Джеймса Ли, технические характеристики кольца, а также график реализации проекта, согласно которому после зарождения идеи в ноябре 2014 года к ноябрю 2016 года компания должна была наладить массовое производство и отправить первые партии товара.
Создатели сообщали о готовности действующего прототипа и отлаженном производстве и логистике, однако до реализации проекта дело так и не дошло. В итоге бизнес по производству «волшебных колец» остался в прошлом, а сама технология подверглась резкой критике, опровергнуть которую представители проекта не смогли.
Осознанные сны вместе с Luci
Ещё один призрачный проект под названием Luci гарантировал покупателям, что благодаря их продукту сны могут стать осознанными. Создатель проекта Luci, название которого происходит от англ. lucid — осознанный, рассказывает о том, что концепция разработки зародилась после того, как ему посчастливилось впервые в жизни увидеть осознанный сон.
На тот момент ни одна технология не позволяла ещё раз пережить подобный опыт, что и побудило к созданию нового продукта. Разработчики рассказывали, что после продолжительных исследований различных видов воздействия на мозг человека было определено, что продукт будет пробуждать сознание человека вовремя сна при помощи голосового сигнала.
Luci представляет собой неширокую ленту для головы, которую располагают выше бровей. Согласно официальной странице продукта на платформе Kickstarter, до производства товара стартапу требовалось всего 3 месяца, однако проект закрылся, не показав реальных результатов. Правда, впоследствии на платформе появилось сообщение о том, что проект Luci реален, а устройство должно поступить в продажу позднее.
Чем опасны неподтвержденные данные
Однако подобное мошенничество не является признаком исключительно последних лет, и порой за очередной иллюзией даже не стоит конкретное заинтересованное лицо. История содержит много примеров, когда ошибочные представления укореняются в сознании человека благодаря сильным эмоциям, которые они вызывают, пусть даже безосновательно.
Показательным можно назвать отношение общества к вакцинам. В свое время изобретение вакцин спасло многие жизни, остановив распространение эпидемий. Однако четверть века назад результаты одного из исследований в области медицины показали на возможную связь между аутизмом и применением тимеросала, химического элемента, входящего в состав некоторых вакцин.
Позднее результаты анализов были признаны несостоятельными, однако страх перед вакцинацией успел зародиться. Исследования в данной области были продолжены, причем прямое отношение вакцинации к аутизму обнаружено не было. Тимеросал больше не использовался в медицинских целях, однако уровень заболеваемости аутизмом не уменьшился, что должно было снять подозрение к вакцинам. Однако подсознательная боязнь прививок осталась у многих.
Так, британские ученые заявляли о связи между возникновением аутизма у восьми детей и недавней вакцинацией против кори, свинки и краснухи. Результаты анализов были признаны недействительными после того, как была обнаружена фальсификация автором данных. Другие попытки подтвердить влияние прививок на появление аутизма оказались также неуспешными.
Однако многие стали отказываться от прививок, что привело несколько лет назад к вспышкам кори и свинки у тысяч детей на территории США, Канады и европейских стран. Очевидно, что люди оказались напуганы нашумевшими исследованиями, которые хоть и оказались потом ошибочными, но успели оказать влияние на сознание масс.
Устойчивость таких заблуждений лишь демонстрирует, насколько легко ложное представление или идея могут укрепиться в сознании человека. Даже если предположить, что основатели всех этих проектов — не аферисты и действительно верили в свой бизнес, их истории (и в особенности неутешительный итог работы Theranos) — показательный пример того, как опасно игнорировать принципы проведения исследований и не подкреплять громкие заявления реальной научной базой.
Другие наши посты на Хабре:
- «Другие блоги»: Преподаватели, выпускники и студенты Университета ИТМО на Хабре
- Интервью с автором курса «Программирование и разработка веб-приложений»
- Исследования в сфере обработки изображений и компьютерного моделирования
- Открытые онлайн-курсы от Университета ИТМО
- Облачные вычисления второго поколения: Система CLAVIRE
- Как объединить науку и искусство: немного о кластере Art&Science Университета ИТМО
- Приемная кампания 2017: Полезные ссылки и материалы для будущих бакалавров, магистров и аспирантов Университета ИТМО
Комментарии (1)
24 февраля 2017 в 16:48
0↑
↓
Проблема скорее в значимости и численности научного сообщества в целом, чем просто в количестве исследований.