Немного о влиянии СДВГ на психику родителей
Синдром дефицита внимания и гиперактивности — это такое состояние, делающее невозможным или очень трудным: планировать свои действия и действовать в соответствии с планом. С возрастом это состояние, как правило, проходит …, но каждый десятый родитель может столкнуться с проблемами успеваемости у своего ребенка.
Основное внимание в практической части статьи уделю влиянию на психику родителей первых появившихся признаков СДВГ у ребенка, немного опишу дальнейшее взаимодействие с родителем ребенка, после начала влияния СДВГ на успеваемость в школе.
Статью традиционно начну с теоретической части: Немного про признаки СДВГ, основы лечения за рубежом, в успехах отечественного здравоохранения вкратце отмечу когда и почему следует рассмотреть эмиграцию.
Введение: признаки СДВГ
Синдром дефицита внимания и гиперактивности проявляется невнимательностью, импульсивностью, отвлекаемостью, беспокойством и дефицитом исполнительных функций. В связи с нечеткостью диагностических критериев в разных странах распространенность СДВГ колеблется от 1 до 30%. Наиболее критичным в постановке диагноза является нарушение обучения или социальных функций.
Диагностические критерии СДВГ с преобладанием невнимательности 6 из 9 симптомов:
легкая потеря фокуса
невнимание к деталям
невнимание к собеседнику
легкая отвлекаемость
трудности с завершением задания
избегание заданий, требующих поддержания внимания
забывчивость
потери вещей
сложности в организации материалов и личных вещей
Диагностические критерии СДВГ с преобладанием гиперактивности 6 из 9 симптомов:
неусидчивость
ерзанье
бег
карабканье
чрезмерная говорливость
невозможность дождаться своей очереди
прерывание других
невозможность тихо сидеть
чрезмерная суетливость
Также может быть смешанная форма. Симптомы имеют тенденцию уменьшаться с возрастом. На МРТ может быть: уменьшенный объем префронтальной коры, мозолистого тела, бледного шара, мозжечка, хвостатого ядра -, но по МРТ никто диагноз не ставит. С возрастом и при лечении психостимуляторами (запрещенными в РФ) отмечается восстановление мозговой ткани. По данным позитронно эмиссионной томографии лечение [роскомнадзор] вызывает нормализацию мозговых функций.
У 60% детей заболевание переходит в подростковый возраст, с началом полового созревания начинает максимально убывать гиперактивность, умеренно снижается импульсивность и очень плавно снижается невнимательность. Мальчики с высоко выраженной импульсивностью и деструктивным поведением во взрослом возрасте скорее всего будут страдать от полинаркомании и антисоциального поведения.
Эпидемиология.
Занимается изучением распространенности, вариантов, коморбидности, долгосрочных эффектов лечения — сталкивается с серьезными трудностями ввиду сложностей диагностики, требующей собирать данные о ребенке из нескольких источников и отсутствием опоры на лабораторно-инструментальные исследования. Дополнительных трудностей добавляют постоянные обновления диагностических критериев.
Распространенность СДВГ больше в странах использующих DSM критерии по сравнению с МКБ. Соотношение мальчиков к девочкам от 2 к 1 у мягких форм, до 9 к 1 у форм требующих стационарного психиатрического лечения. При заболевании мальчикам свойственно более разрушительно поведение. Большая распространенность связана с мужским полом, бедными семьями, молодым возрастом. Симптомы как правило уменьшаются с возрастом.
Этиология.
Основная причина развития СДВГ генетическая. Заболевание весьма сильно наследуется, но конкретные гены его вызывающе отсутствуют. Прослеживается значительная корреляция между поломками генов кодирующих: рецепторы нейромедиаторов, переносчики нейромедиаторов и ферменты участвующих в синтезе и распаде нейромедиаторов. Эти гены расположены в самых разнообразных локуса хромосом.
Также симптомы СДВГ вызываются: нарушением баланса тиреоидных гормонов, отравлением тяжелыми металлами, приемом некоторых антиконвульсантов и дефицитом витамина Д.
Альтернативное мнение.
Диагноз СДВГ и его лечение ставится под сомнение многими врачами и учеными. Кто то не верит, что это заболевание существует, кто то критикует общепринятые методы лечения. Кто то считает, что врачи-убийцы пытаются объяснить совершенно нормальное поведение ребенка якобы генетически обусловленным психиатрическим заболеванием.
Лечение СДВГ за рубежом.
В предыдущей статье по СДВГ давался совет: при появлении первых признаков СДВГ у вашего ребенка рассмотрите возможность эмиграции, иначе в старости ваше чадо превратит вашу жизнь в ад. Я с этим частично не согласен, все таки первым рубежом обороны в борьбе с заболеванием является воспитание: это признается западными учебниками по психиатрии и особо не практикуется у нас.
Когда повлиять воспитанием на ребенка оказывается не реально, Там начинают с препаратов из группы психостимуляторов в качестве монотерапии. В исследованиях: от краткосрочных до 2х летних показано преимущество психостимуляторов над поведенческой терапией, однако с другой стороны заявляется, что три четверти детей с СДВГ можно вести безмедикаментозно.
Когда все психостимуляторы перепробованы и удовлетворительный эффект не достигнут, Там советуют пересмотреть диагноз или назначить препараты off label: СИОЗС, МОАИ, бупропион (препарат запрещен к ввозу в РФ). Антипсихотики несмотря на хорошую доказательную базу, в связи с большими рисками и не впечатляющими эффектами, рассматриваются только как последнее средство.
Лечение СДВГ в России.
Если взглянуть на топ выдачи google по запросу сдвг: где на 2 месте сразу после википедии, перед всеми московскими клиниками — сайт министерства здравоохранения Израиля … то закрадывается мысль, то что-то с лечением в нашей стране не так.
И действительно препаратами выбора русских врачей в этом случае являются фуфломицины, хотя по отзывам родителей они ими довольны от 30 до 60% случаев — тут чуйка тоже шепчет мне, что медицинская статистика здесь сильно хромает. Как опишу дальше 3 из 5 взрослых невролога практически не сталкивались с диагнозом СДВГ — ни у своих детей, ни у детей знакомых, близких — это при том, что в некоторых странах диагноз ставиться, чуть ли не 10% детей.
Фуфломицины в сравнении с психотропами.
Когда вам врач упорно продолжает назначать фуфломицин, то обычно это может означать 3 вещи:
Лечить у вас нечего.
Лечить вас нечем.
Это такой тонкий намек — поменять доктора.
Я тут не призываю к легализации довольно серьезных веществ. Нужно понимать, что перед этим стране нужно решить целый пласт социальных, экономических, медицинских, полицейских, политических и прочих проблем. И это процесс может занять не одно десятилетие.
Ну, а пока, если у ребенка не удается наладить поведение и успеваемость воспитательными методами — остается только ждать пока его мозг в достаточной мере созреет. Если изменения поведения пошли критические, то остается: либо рассмотреть эмиграцию в страны где есть легальный доступ к более эффективным препаратам с максимальной доказательной базой, либо пожертвовать интеллектом ребенка и развитием его мозга в угоду нормализации поведения. У антипсихотиков хорошая доказательная база, но в случае СДВГ западные врачи предпочитают связываться с ними в последнюю очередь, когда уже перепробованы уже все препараты 1 го ряда и некоторые препараты с сомнительной эффективностью. Российским же врачам только остается …
С чего началась статья.
Весьма неожиданно на работе, без особых причин знакомая со мной попыталась разругаться. Другую бы сразу послал лесом, но эта сделала для меня весьма много, когда я сильно болел и я сильно заинтересовался причинами происходящего.
Осторожный расспрос:
Муж? — Как всегда … (нехороший человек). Вначале пропускаю мимо ушей, то что он совершенно не помогает с воспитанием дочери …, но он уже 8+ лет как такой.
Родители? — Все спокойно.
Чем занималась? — До полуночи уроками с младшенькой — Ага возможная причина?
Как оказалось до и в период ковидных ограничений знакомая тупо делала сама всю домашнюю работу дочки, получала пятерки …, а тут дочку стали спрашивать в оффлайне и она хватает 2ки — потому что ничего не понимает, потому что почти ничего не получается ей объяснить. Силы знакомой уже на исходе, эффектов от приложенных усилий нет. Она жалуется на то, что дочка невнимательная настолько, что не понимает школьных заданий и приступает к их выполнению совсем не в соответствии с заданиями. Также девочка несколько эмоциональная, не в состоянии самостоятельно завершить большинство заданий.
Я : вам бы втроем с мужем, с дочкой к хорошему семейному психотерапевту сходить …
Знакомая: Муж считает себя полностью здоровым и не видит никаких проблем в успеваемости дочери.
Я: Ну тогда своди дочь к нейропсихологу
В поисках специалиста:
Поиски специалиста, ожидание его приема занимают некоторое время: знакомая уже переругалась с половиной женского коллектива на работе, у нее пошли истерики, плач по незначительным поводам. Я задумался, может какую зацепку даст детский невролог, но в силу борьбы с диагнозом ВСД\НЦД у педиатров:
Руководство\эксперты: если вы ставите ребенку НЦД — то вы просто не хотите вникать в его состояние!!!
На смену ВСД, пришел диагноз РЦОН: под него также можно подвести почти любой симптом, после такой диагностики достаточно назначить любой фуфломицин. Эффектов от которых знакомая, кстати, совершенно не замечает.
За советами к взрослым неврологам:
Ну если проблемы с успеваемостью у ребенка при сохранном интеллекте — ближайший диагноз СДВГ. Пораспрашивал о ситуации у 5х взрослых неврологов: 3е практически не сталкивались с СДВГ у близких. Один посоветовал отправить знакомую к хорошему гинекологу: да влияние дисбаланса половых гормонов на психику и поведение — это тема отдельной статьи, но я в гинекологии и эндокринологии не силен. Вторая невролог сказала: «Тут прежде всего нужно полечить маму»… почему-то теми же фуфломицинами.
Нейропсихолог:
«У вас абсолютно нормальный ребенок» -, но тогда, что ему мешает абсолютно нормально учиться???
Тем не менее знакомая стала платить нейропсихологу за развивающие занятия\игры с ребенком.
Осмотр ребенка:
Ничего не дал. С СДВГ дети чаще стесняются незнакомых дядь и теть, тут намного больше роляет опрос родителей, преподавателей, тренеров и тп. Ребенок сидит уткнувшись в телефон, беседу и зрительный контакт не поддерживает. Намного больший результат дал осмотр личных комнат сестер: одним словом хаос и полная неспособность держать личные вещи хотя бы в относительном порядке.
Моем мозг:
Хоть диагноз и не верифицирован …, но кто сказал, что правильным воспитанием можно решать только проблемы СДВГ?
Втираемся в доверие:
Не заполнишь ли за меня за небольшую денежку тот дурацкий отчет?
Знакомая внимательно читает инструкции и постоянно переспрашивает, что заполнять в каждом пункте — Кому собственно пойдет денежка за отчет??? Перечитай задание и попытайся заполнить самостоятельно.
При оценке одного из факторов от 1 до 3 ставит 4. — Внимательно прочитай инструкцию!!! Ошибки не находит — приходится исправлять и начинать сначала.
При оценке следующего фактора от 1 до 5 ставит 7 — Все тоже, что в пункте 2.
При комплексной оценке факторов в следующих вопросах, начала агрегировать факторы по сумме: Внимательно перечитай задание!!! Ничего не поняла — Ты не находишь, что при таком задании уместнее агрегировать по MAX? Что такое агрегация??? — Понятно, просто поставь галочки интуитивно.
После 30 страниц отчета: А что за вопросы такие дурацкие пошили? Их точно обязательно заполнять? — Знакомая крайне астенезировалась на 33% отчета и вести дальнейшее заполнение совершенно не в состоянии …
Соответственно, задаю ей вопрос:
Собственно, что ты ожидаешь от фуфломицинов, когда ты вся в дочку, такая же невнимательная???
Напару в нейропсихологом:
Ну если ты мне не доверяешь, то прислушайся к нейропсихологу: совершенно ни к чему просиживать с дочкой до полуночи с уроками, разделяйте ответственность, пусть она сама делает домашние задания, а ты только контролируй.
Развивающие игры, конечно, хорошо -, но для комплексного развития мозга очень полезны занятия на мелкую моторику: запиши дочку в какой-нибудь кружок.
Если не получается самостоятельно объяснить материал ребенку — пусть этим займутся профессиональные репетиторы.
Нет ничего страшного, в том что ребенок останется на второй год: с одной стороны мозг может достаточно созреть, чтобы начать усваивать школьную программу, с другой — она девочка, армия ей не грозит, да и муж даже не рассматривает возможность получения младшей дочкой высшего образования.
К вопросам дисциплины:
Я не раз наблюдал к чему ведут гиперопека, низкие академические успехи, отсутствие производственной практики: ребенок сидит на шее у родителей, нигде не работает или перебивается случайными заработками. Поэтому важно потихоньку приучать таких детей к низкоквалифицированному труду — это такой резерв на будущее, если с карьерой не заладиться.
Я тут не говорю, что все свободное время ребенка, не занятое уроками нужно посвящать работе по дому — это может очень негативно повлиять на семейные отношения. Но 15–30 минут, 2–5 раз в неделю — с одной стороны весьма прививают дисциплину ребенку, с другой стороны мама не чувствует себя брошенной один на один с домашними хлопотами, что в свою очередь снижает ее конфликтность.
Знакомая конечно не поверила в себя, в то, что сможет заставить чего-то делать дочек в силу своей мягкости характера -, но как говориться вода камень точит.
Предварительные результаты:
Девочка в школе сразу нахватала много двоек, но у знакомой на работе прекратились плач, истерики, конфликты. Женская половина коллектива, конечно, стала напоминать разворошенный серпентарий, все друг с другом разругались. Коллеги разбились на мелкие группы по интересам в 2–3 человека. Все перестали отмечать отпуска, дни рождения на работе. Но знакомую, в силу мягкости ее характера, никто не задирал.
Она отменила занятия дочки с нейропсихологом, сосредоточившись на репетиторах и бисере. Кое как помаленьку стала привлекать дочек к домашнему труду.
Выводы:
Как бы вы не упахивались на работе, проявляйте иногда чуть больше чуткости к своей второй половинке — далеко не все семейные проблемы удастся решить деньгами.
Если доктор продолжает упорно вам назначать фуфломицины, то лечить, скорее всего, либо ничего, либо нечем. Никакой доктор, ценящий свое время и\или место, не заявит вам: «вместо того чтобы пичкать ребенка таблетками, вам бы самой полечиться не помешало» или «вместо таблеток лучше учитесь правильно воспитывать ребенка».
С другой стороны психотропные препараты крайне неоднозначно действуют на детский мозг. Они могут вызвать совершенно другие эффекты и ощущения у ребенка по сравнению со взрослыми. И всегда нужно все тщательно взвесить и лучше проконсультироваться с несколькими хорошими специалистами прежде чем принять решение: дожидаться ли пока детский мозг созреет или начать встревать в его развитие психотропами.
Упражнения на мелкую моторику эффективны как в плане развития мозга у маленьких девочек, так с сохранением знаний и у полудементных дедушек. Бисер, вышивка, рисование, лепка, моделирование — лишь бы душа лежала к регулярным занятиям, пока остаются разрешимые проблемы с цнс.
Немного дисциплины и чуть более спокойный микроклимат в семье весьма способствуют академическим успехам ребенка.
Попытка самостоятельно подтянуть ребенка сразу по всем предметам, особенно, без профильного образования и с отсутствием у родителя академических успехов в прошлом может привести, в прямом смысле этого слова — к плачевным результатам.
Интеллект как и здоровье наследуются: никто не делает из хилого, часто болеющего ребенка профессионального спортсмена. Поэтому, если один из родителей не сотрудник НИИ или профессор, то вряд ли стоит сидеть с ребенком допоздна с уроками — детские игры и общение со сверстниками играют не меньшую роль в развитии мозга, чем домашние задания.
Текущие результаты:
У знакомой полностью прекратились конфликты, истерики и плач на работе — конечно остался еще целый ворох семейных и житейских проблем, но без них ей, похоже, никуда.
Девочка, конечно, поначалу нахватала много двоек, но следующую четверть заканчивает с одной 3кой и отставание на второй год ей больше не грозит. Трудно сказать что больше помогло: репетиторы, привитие дисциплины, взятие на себя ответственности за домашние задания, развивающие игры с нейропсихологом, занятия на мелкую моторику, более спокойная обстановка в семье — наверное, подействовало все вместе, в комплексе.
Таким образом, на одних фуфломицинах (а, наверное, можно было бы и без них), без прибегания к серьезным психотропным препаратам, внеся значительные коррективы в систему воспитания, вполне реально нивелировать влияние мягких форм СДВГ и некоторых иных не классифицируемых форм, затрудняющих обучение, на успеваемость ребенка.