Не только дискеты, но и MS-DOS: ОС, которой несколько десятков лет, до сих пор востребована

На Хабре не раз и не два публиковали новости и статьи о дискетах, которым прочат уход в прошлое много лет подряд. Но они до сих пор в строю, несмотря на то, что этот тип носителей уже не выпускается. Сегодня поговорим о других артефактах технологической культуры прошлого — MS-DOS и Windows 3.11. Эти операционные системы до сих пор в ходу на разных предприятиях и в организациях. Например, в немецкой железнодорожной компании GULP. Подробности — под катом.

74b2b9d1a2514b2ab5019af47d76790e.jpg

При чём здесь MS-DOS?

Дело в том, что организация, название которой упомянуто выше, разместила вакансию на должность системного администратора с обязательным знанием Windows 3.11 и MS-DOS. В ней указывалось, что сотрудник, которого ищет GULP, будет отвечать за очень старые компьютерные системы. Их основа — процессор с частотой 166 МГц и ОЗУ объёмом 8 Мб. Т. е. речь идёт о вычислительных платформах, которым уже лет 30, а ОС и того больше.

a58295527238f86d99f82f8be96e12a9.jpg

Стоит напомнить, что Windows 3.1 (изначально носившая кодовое имя Janus), выпущенная 18 марта 1992 года, была расширенной версией Windows 3.0. Она включала систему шрифтов TrueType, что впервые сделало Windows серьёзной платформой для компьютерной вёрстки. Аналогичные возможности можно было получить в Windows 3.0 при помощи приложения Adobe Type Manager. Эта версия Windows также включала простую антивирусную программу Microsoft Anti-Virus for Windows, которая позже стала известна тем, что определяла программу установки Windows 95 как содержащую компьютерный вирус. Начиная с этой версии системы Windows поддерживают 32-разрядный доступ к жёсткому диску.

А что это за компания и зачем ей старые технологии?

Она занимается многими вещами, которые имеют отношение к железнодорожному транспорту. Например, управляет электронной системой для машинистов. Она обменивается данными с центральным компьютером, получая информацию о движении поездов на разных ветках, расписании и т. п. Фактически GULP отвечает за данные по маршрутам составов почти всей Германии.

Наверное, современным пользователям может показаться несколько странным то, что подобные раритеты применяются сейчас, причём масштабно. Но не стоит забывать, что если важные системы работают, их предпочитают не менять, особенно если модернизация требует большого объёма ресурсов — от финансов до времени ценных специалистов.

cd6159d390a391ff754fc0b58d44ae97.png

Есть показательные примеры. Так, американская автоматизированная стратегическая система управления ядерными силами (SACCS) лишилась дисководов для 8-дюймовых дискет, которые использовались для обмена информацией между терминалами и загрузки софта, лишь в июне 2019 года.

Что касается специалистов, которых искала компания, то им нужно работать с программной платформой, отвечающей за систему отображения информации машинистам поездов как национального, так и регионального движения. Большинство этих транспортных средств — довольно современные, а данные показываются в режиме реального времени.

Система является критически важной не только для компании, но и для железнодорожного транспорта всей страны.

0a39e71bcb072b73324989fa2d8438a1.jpg

Известно и то, в каких поездах используется система оповещения, о которой идёт речь. Это модели ICE 1 и ICE 2. Их, насколько можно судить, не планируют снимать с маршрутов ещё многие годы, возможно, они будут работать и после 2030 г. Всего было выпущено 59 поездов модели ICE 1 и 46 — ICE 2. Какие-то уже сняты с маршрутов, но многие из них в строю и продолжают возить пассажиров по всей стране. Это электропоезда, причём очень быстрые. Максимальная разрешённая скорость поездов ICE 1 и 2 составляет 280 км/ч. Малейшая неполадка системы оповещений — и может произойти катастрофа, так что платформа для машинистов является критически важной, а значит, и специалисты, которых искала компания, тоже незаменимы.

Технологии прошлых времён — старые, но небесполезные

Часть заголовка — мем из довольно странного фильма, который с трудом можно назвать продолжением франшизы «Терминатора»

Часть заголовка — мем из довольно странного фильма, который с трудом можно назвать продолжением франшизы «Терминатора»

Про дискеты уже вспоминать не будем, лучше поговорим ещё о NASA — в агентстве тоже многое базируется на старых технологиях. Поскольку в его распоряжении имеется огромный «зоопарк» оборудования разных лет, то и языки применяются различные. Так, например, Assembler используется, когда речь идёт о необходимости оптимизации или драйвере. Для моделирования, как минимум в JPL, большинство поддерживают MatLab. А вот скриптовые языки практически не используют, за исключением проектов, где требуется анализ данных, как в случае с обработкой информации с «Джеймс Уэбб».

В 2006 году миссии THEMIS и STEREO работали на базе процессоров Intel 8085, выпущенных ещё в 1976 году. Соответственно, код для них писался на машинно ориентированных языках. Понятно, что код этот простым не назовёшь, но ПО было очень быстрым. Вот сравнение кода на Assembler и Pascal:

580adcf9935773814dbfb19b6866a305.png

Да что там NASA, ведь многие крупнейшие финансовые компании мира зависят от COBOL, которому гораздо больше лет, чем дискетам, DOS или тем более Windows 3.11.

Вот инфографика от 2017 года, созданная в рамках исследования Reuters. Конечно, прошло 7 лет, но вряд ли все эти компании и системы разом перешли на новые языки — уж слишком это дорого. Кто-то проапгрейдился, но большинство организаций предпочло новому хорошо работающее и проверенное временем старое.

dce4acb529960b25a365a06cb9be18d8.png

Если система хорошо работает, пусть даже ей и много лет, зачем менять? Пока это не угрожает информационной безопасности инфраструктуры компании, её технической стабильности, никто не рвётся менять работающие системы, проверенные временем, на нечто новое.

А с какими «древними» технологиями вы сталкиваетесь по работе сейчас или сталкивались совсем недавно?

© Habrahabr.ru