Не «Эрон-дон-доном» единым: легендарные саундтреки к компьютерным играм
Привет, Хабр! На связи Андрей из команды спецпроектов МТС Диджитал. В прошлый раз я рассказал про интересные каверы от AI, а сегодня собрал подборку треков от людей и для людей. С момента появления компьютерных игр музыка стала их неотъемлемой частью. Она погружает геймеров в виртуальные миры, сопровождает их, задает настроение и ритм геймплею. Со временем от примитивных мелодий, которые часто писали сами разработчики, игры пришли к сотрудничеству с известными группами или композиторами. И если саундтрек по-настоящему попадал в аудиторию, то в выигрыше оставались все: игроки получали впечатления, создатели — продажи, а музыканты — узнаваемость.
В статье расскажу про несколько саундтреков, которые запали в душу геймерам по всему миру.
Ground Theme из Super Mario Bros. (1985)
Ground Theme — основная музыкальная тема игры. Композитор Куньо Симомото написал восьмибитную мелодию, которая использовалась во всех сериях Super Mario Bros. Ground Theme стала самой длинной и запоминающейся темой в игре. Ретрозвучание и простая мелодия «застревают» в голове, из-за чего ее хочется переслушивать еще и еще.
Тема из Super Mario Bros. стала частью поп-культуры: ее цитируют в медиа и адаптируют в различные форматы — от оркестровых версий до ремиксов.
Hell March от Фрэнка Клепаки для Command & Conquer: Red Alert (1996)
Создатели Command & Conquer с самых первых частей делали качественные кинематографические ролики, придумывали безумные миры, еще более безумные сюжеты — и все это под саундтрек композитора Фрэнка Клепаки. Он написал музыку практически для всех игр Command & Conquer, но самой известной стала Hell March для Red Alert. При ее создании Клепаки вдохновлялся индастриал-металом и маршами времен Второй мировой войны. Лучше саундтрека для атаки боевых медведей на роботов-самураев не придумаешь.
Музыка к Heroes of Might and Magic III от Paul Anthony Romero (1999)
Саундтрек к стратегической игре Heroes of Might and Magic III стал классикой и до сих пор популярен среди игроков. Композитор Роберт Э. Крафт создал музыкальные темы, которые идеально передают атмосферу фэнтезийного мира игры.
Для всех фракций композитор придумал мелодию, которая была аранжирована оркестром, что придавало саундтреку особую эпичность. Битвы тоже получили собственное музыкальное сопровождение.
Hush — Fired Up из Need for Speed: Most Wanted (2005)
Серия Need for Speed дала миллионы прослушиваний не одному треку, а некоторые из них перешли в статус культовых. Например, Get Low от Lil Jon & The East Side Boyz из первой части стал мемом, известным как «эрон-дон-дон».
Еще один легендарный трек — композиция Fired Up от детройтского рэпера Hush. Она появилась в Need for Speed: Most Wanted. Песня с альбома Bulletproof, которая вышла в 2005 году, играла в главном меню и настраивала игрока на жесткую атмосферу уличных гонок и противостояния с полицией. В тексте Hush читает о том, что его «кулаки словно бульдозеры» и лучше не стоять у него на пути, ведь он «ходячий кошмар».
Yellowcard — Rough Landing, Holly из FlatOut 2 (2006)
Еще одна гоночная серия, которая прославилась в том числе благодаря своему саундтреку. В отличие от Need for Speed, FlatOut предлагала в первую очередь не атмосферу уличных гонок, а дерби и езду по бездорожью, где не каждая машина добиралась до финиша. Водители в прямом смысле слова вылетали из своих авто, а игра поощряла разрушение всего и вся. Музыка под такой геймплей была выбрана соответствующая — популярные рок-группы того времени от Papa Roach до Fall Out Boy.
Одними из самых запоминающихся песен стали Rough Landing, Holly и Breathing от поп-панк-группы Yellowcard. Первая была выпущена на альбоме Lights and Sounds 2006 года и повествует о сильной любви, которая разрушает жизнь лирического героя.
Олег Кваша — «Зеленоглазое такси» (Global Deejays Remix) в GTA IV (2008)
Разработчики GTA всегда скрупулезно относились к созданию каждой новой игры и старались передать как можно больше деталей, характерных для реальных городов. Например, при работе над Vice City команда Rockstar съездила из Эдинбурга в Майами, чтобы сделать побольше фото. Во время прогулок по городу в одном из глухих переулков ребята наткнулись на машину с пулевыми отверстиями в лобовом стекле.
История GTA IV разворачивается в Либерти-Сити, вдохновленном Нью-Йорком нулевых. Там есть радиостанция Vladivostok FM, на которой крутят «Кино», «Глюкозу», «Басту», «Дельфина», «Ранеток» и «Сплин». А также ремикс от Global Deejays Remix на песню «Зеленоглазое такси».
В реальной жизни композиция вышла в эфир в 2007 году, и Global Deejays взяли за основу не оригинал от Михаила Боярского, а вариант c голосом Игоря Кваши из его альбома «Танцевальный проект Kvasha». И этот трек идеально вписался в GTA IV, ведь ее главный герой — ветеран югославских войн, приехавший в США за новой жизнью — первое время подрабатывает в таксопарке, которым владеет русская мафия.
Пегги Ли — Johnny Guitar из Fallout: New Vegas (2010)
Песня «Джонни Гитара» была написана Пегги Ли и Виктором Янгом в 1954 году для одноименного вестерна. Музыка в ней похожа на Spanish Dance No.5: Andaluza композитора Энрике Гранадоса. Сам фильм «Джонни Гитара» стал культовым, а на музыку из него было сделано множество каверов.
В 2010 году песня обрела второе дыхание с выходом Fallout: New Vegas — там она звучит на одной из радиостанций. Песня понравилась фанатам, стала сначала символом игры, а позднее — мемом:
Пара мемов про Johnny Guitar
Кому-то Johnny Guitar зашла…
А кто-то её уже не мог слышать, потому что только она на радио и играла
Композиция для вестерна середины ХХ века идеально легла на игру с элементами ретрофутуризма и постапокалиптики начала XXI века.
Epilogue от Ханса Циммера для Crysis 2 (2011)
В 2010 году композитора Ханса Циммера, более известного по саундтрекам для многомиллионных голливудских блокбастеров, позвали работать над музыкой для шутера Crysis 2. Игре с одной из самых качественных график того времени, которая рассказывает о борьбе спецназовцев в нанокостюмах с пришельцами на улицах Нью-Йорка, понадобилось не менее необычное звучание.
Циммер проникся атмосферой игры и вложил максимум эпичности в свою работу. Инструменты в Epilogue подобраны и звучат так, что нанокостюм можно практически почувствовать на своей коже и увидеть корабли пришельцев, взглянув в небо.
Dragonborn из The Elder Scrolls V: Skyrim (2016)
Dragonborn стал одной из самых известных музыкальных тем пятой части серии The Elder Scrolls. Композитор Малкольм Стернсон написал тему Драконорожденного, которая звучит во всех ключевых моментах игры. Мелодия передает дух борьбы — сочетание хоровых партий и оркестра создает атмосферу героичности. Интересно, что в нескольких версиях саундтрека текст звучит на языке драконов.
Музыка из Skyrim исполняется оркестрами на площадках по всему миру: например, летом 2024 года прошел симфонический концерт в Доме Музыки в Москве.