НАСА опубликовало первые итоги наблюдений Марса при помощи «Джеймса Уэбба»

НАСА представило первые итоги наблюдений Марса при помощи космического телескопа «Джеймс Уэбб». Это уже второй объект Солнечной системы, за которым наблюдает космическая обсерватория, рассчитанная на изучение далёких уголков Вселенной. В августе этого года НАСА опубликовало созданное на основе данных «Уэбба» изображение Юпитера с полярным сиянием, дымкой и даже с кольцом газового гиганта.

Благодаря относительной близости Марс является одним из самых ярких объектов не только для человеческого глаза (при наблюдении с Земли), но и для «Уэбба», находящегося на данный момент на орбите точки Лагранжа L2. При этом обсерватория создана для обнаружения намного более тусклых отдалённых объектов, и без специальных методов наблюдения яркий для «Уэбба» свет с Марса ослепляет приборы телескопа. Чтобы этого избежать, исследователи настраивали очень короткие экспозиции и применяли индивидуальные методы анализа данных.

Изображения создавались при помощи снимков, полученных камерой ближнего ИК-диапазона NIRCam «Уэбба». Они показывают часть планеты на двух разных длинах волн. На изображении ниже слева показана карта поверхности Марса, основанная на данных автоматической межпланетной станции Mars Orbiter (MOLA). Изображения в ближнем ИК-диапазоне от «Уэбба» представлены справа. Синим квадратом выделена одна и та же область, снятая MOLA и NIRCam. На верхнем правом изображении «Уэбба» (фильтр F212)снимок определяет особенности поверхности, на нижнем (фильтр F430M)— разницу температур (чем ярче, тем теплее).

52a7681ea566ab9332c1f1b30f55360d.png

Также команда «Уэбба» представила первый спектр Марса, созданный с использованием спектрометра ближнего ИК-диапазона NIRSpec (G140H, G235H, G395H). Исследователи получили богатый набор данных о содержащейся на Марсе пыли, ледяных облаках, породах на поверхности планеты, а также о составе атмосферы. На текущий момент эти данные изучаются и готовятся к публикации.

Первый ближний инфракрасный спектр Марса, полученный Уэббом с помощью спектрографа ближнего инфракрасного диапазона (NIRSpec) 5 сентября 2022 года в рамках программы 1415 наблюдений с гарантированным временем, на 3 щелевых решетках (G140H, G235H, G395H). В спектре преобладает отраженный солнечный свет на длинах волн короче 3 микрон и тепловое излучение на более длинных волнах. Предварительный анализ показывает, что спектральные провалы появляются на определенных длинах волн, где свет поглощается молекулами в атмосфере Марса, в частности углекислым газом, монооксидом углерода и водой. Другие детали раскрывают информацию о пыли, облаках и особенностях поверхности. Построив наиболее подходящую модель спектра, используя, например, генератор планетарного спектра, можно определить содержание заданных молекул в атмосфереПервый ближний инфракрасный спектр Марса, полученный Уэббом с помощью спектрографа ближнего инфракрасного диапазона (NIRSpec) 5 сентября 2022 года в рамках программы 1415 наблюдений с гарантированным временем, на 3 щелевых решетках (G140H, G235H, G395H). В спектре преобладает отраженный солнечный свет на длинах волн короче 3 микрон и тепловое излучение на более длинных волнах. Предварительный анализ показывает, что спектральные провалы появляются на определенных длинах волн, где свет поглощается молекулами в атмосфере Марса, в частности углекислым газом, монооксидом углерода и водой. Другие детали раскрывают информацию о пыли, облаках и особенностях поверхности. Построив наиболее подходящую модель спектра, используя, например, генератор планетарного спектра, можно определить содержание заданных молекул в атмосфере