Начинаем писать под stm8, выбираем среды разработки и стартуем

image

На пути в программировании stm8 есть развилка, о ней сегодня и поговорим.

Определимся что речь будет идти о средах которые могут писать под си. Для начала поговорим о подходах, я выделю 2 основных.

Первый установка ST Visual Develop и выбор в качестве компилятора COSMIC Бывший платный, а ныне бесплатный, но со своими заморочками; регистрация, получение ключа, и прочие танцы с бубном.

Второй же вариант, более простой VS Code + PlatformIO и компилятор SDCC полностью свободный. И опять же не все так просто. Sdcc не умеет исключать не используемые функции. Я решил этот вопрос хоть и успешно, но не без дополнительных действий при написании кода.

Первая среда, для любителей всё делать правильно


Для начала нам нужен ST Visual Develop. Устанавливаем и ставим запуск ярлыка всегда от администратора. В придачу к нему нам дают ST Visual Programmer, полезный инструмент, особенно когда стоит защита от записи и надо разблокировать микроконтроллер, а ведь китайские blue pill всегда приходят заблокированными. Китайцы бояться что мы украдём их круто оптимизированный Blink.
Вот так выглядит STVD
image
Я так понял её создали, когда в моде были 16 битные цвета…

Дальше нужно будет получить компилятор COSMIC и его лицензионный ключ. Заполняем то что просят, получаем дистрибутив и делаем запрос ключа по электронной почте (тут рулетка кому то сразу придёт, кому то придётся подождать).

После пройденного лабиринта из форм и запросов, когда всё уже установлено, начнём

image
image
При первом запуске нужно указать расположение ключа, его лучше поместить в директорию компилятора. После создания нажимаем F7, ошибок быть не должно. Если писать на чистых регистрах, то всё готово, но я такой хардкор не люблю, поэтому продолжим и добавим SPL библиотеку.

Распакуем куда-нибудь и заходим в папку STM8S_StdPeriph_Lib\Project\STM8S_StdPeriph_Template. Тут у нас шаблон проекта stm8s_conf.h — это конфигурационный файл библиотеки, через него выбирается контроллер. Зайдём в main тут сразу с первых строк #include "stm8s.h" это ссылка на основную библиотеку, а так же кусок кода отладки который начинается с #ifdef USE_FULL_ASSERT, без отладочного кода будут сыпаться ошибки.

Теперь когда мы прошлись по верхам давайте пробовать запускать библиотеку. Добавляем в проект из шаблона main и конфигурационный файл в. В include files добавляем всё из STM8S_StdPeriph_Lib\Libraries\STM8S_StdPeriph_Driver\inc.

image
Теперь всё должно собраться.

Добавим stm8s_gpio.c и соберём простецкую мигалку. У меня один из светодиодов висит на D3, конфигурация ноги на выход выглядит так:

GPIO_DeInit(GPIOD);
GPIO_Init(GPIOD, GPIO_PIN_3, GPIO_MODE_OUT_PP_LOW_SLOW);

Её вписываем в main до бесконечного цикла.

А вот функция смены состояния. GPIO_WriteReverse(GPIOD, GPIO_PIN_3); вписываем её в бесконечный цикл.

Но вот незадача, в SPL нету функций задержки, скопипастим из примера GPIO в библиотеке. Там она выглядит следующим образом.

void Delay(uint16_t nCount)
{
  /* Decrement nCount value */
  while (nCount != 0)
  {
    nCount--;
  }
}

Впишем её в конец перед #ifdef USE_FULL_ASSERT. Так же впишем её прототип в начало, где под это выделено место в шаблонном main.
/* Private function prototypes -----------------------------------------------*/
void Delay (uint16_t nCount);

Ну и наконец впишем функцию со значением в бесконечный цикл после функции смены состояния: Delay(0xFFFF);

Подключаем ST-Link и прошиваем, для этого нажимаем Start Debugging и Run. Светодиод моргает значит всё хорошо.

У кого не получилось вот полный main.c
/**
  ******************************************************************************
  * @file    Project/main.c 
  * @author  MCD Application Team
  * @version V2.3.0
  * @date    16-June-2017
  * @brief   Main program body
   ******************************************************************************
  * @attention
  *
  * 

© COPYRIGHT 2014 STMicroelectronics

* * Licensed under MCD-ST Liberty SW License Agreement V2, (the "License"); * You may not use this file except in compliance with the License. * You may obtain a copy of the License at: * * http://www.st.com/software_license_agreement_liberty_v2 * * Unless required by applicable law or agreed to in writing, software * distributed under the License is distributed on an "AS IS" BASIS, * WITHOUT WARRANTIES OR CONDITIONS OF ANY KIND, either express or implied. * See the License for the specific language governing permissions and * limitations under the License. * ****************************************************************************** */ /* Includes ------------------------------------------------------------------*/ #include "stm8s.h" /* Private defines -----------------------------------------------------------*/ /* Private function prototypes -----------------------------------------------*/ void Delay (uint16_t nCount); /* Private functions ---------------------------------------------------------*/ void main(void) { GPIO_DeInit(GPIOD); GPIO_Init(GPIOD, GPIO_PIN_3, GPIO_MODE_OUT_PP_LOW_SLOW); /* Infinite loop */ while (1) { GPIO_WriteReverse(GPIOD, GPIO_PIN_3); Delay(0xFFFF); } } void Delay(uint16_t nCount) { /* Decrement nCount value */ while (nCount != 0) { nCount--; } } #ifdef USE_FULL_ASSERT /** * @brief Reports the name of the source file and the source line number * where the assert_param error has occurred. * @param file: pointer to the source file name * @param line: assert_param error line source number * @retval : None */ void assert_failed(u8* file, u32 line) { /* User can add his own implementation to report the file name and line number, ex: printf("Wrong parameters value: file %s on line %d\r\n", file, line) */ /* Infinite loop */ while (1) { } } #endif /************************ (C) COPYRIGHT STMicroelectronics *****END OF FILE****/


Теперь посмотрим со стороны на эту среду.

По плюсам; у неё есть полноценная отладка, поддержка SPL из коробки. По минусам; она старая из этого вытекает, не очень приятный интерфейс и старый диалект си, на который многие свежие библиотеки придётся переписывать, в частности ставить переменные только вначале функций. Вес кода оставляет желать лучшего. Ну последний камень, этот инструмент может просто взять и вылететь, такое бывает, нечасто, но всё же.

Вторая среда, для тех кто не любит заморачиваться.


Второй подход — это свободный и обновляемый компилятор SDCC, а так же среда PlatformIO.

Для начала установим VS Code и станем рабами Microsoft, далее найдём расширение PlatformIO.

image

Ждём пока миллион ползунков пройдёт до конца и перезапускаем программу. Открываем расширение (может быть и само откроется). Создаём новый проект и выбираем ближайшую плату с stm8s (микроконтроллер можно будет изменить в конфигурационном файле). В качестве фреймворка выбираем SPL мы же не ардуинщики, нас интересует хардкор.

Не удивляйтесь, проект будет создаваться прилично долго, потому как он на ходу будет подгружать компилятор, библиотеки и тд. И вот перед нами возник девственно голый проект, закрываем его он нам больше не нужен. В меню где мы создавали проект, открываем пример spl-blink, суть в том что blink генерирует неплохой шаблон в котором можно сразу писать. Правим пример под себя и прошиваем, всё моргает.

Разберем поподробнее среду разработки. Во первых весь проект должен лежать в src, иначе среда ведёт себя неадекватно. Во вторых открываем stm8s_conf.h и видим что все библиотеки кроме GPIO закомментированы, если этого не сделать то у мк не хватит памяти что бы поместить весь SPL в микроконтроллер (помните в начале я говорил что он загружает все функции что видит в код?).

Выходит что тут мы должны будем ручкам включать и отключать библиотеки, а если пойти дальше в оптимизацию как я и сделал, то нужно будет каждую функцию включать и отключать. Часть конфигурационного файла у меня выглядит следующим образом:

/* Private define ------------------------------------------------------------*/
#define _GPIO_DeInit
#define _GPIO_Init
#define _GPIO_WriteReverse
#define _CLK_DeInit
#define _CLK_SYSCLKConfig
#define _TIM4_DeInit
#define _TIM4_ITConfig
#define _TIM4_ClearITPendingBit
#define _TIM4_Cmd
#define _TIM4_TimeBaseInit
#define _TIM4_ClearFlag
#define _HAL_GPIO_WritePin
#define _GPIO_WriteLow
#define _GPIO_WriteHigh
//#define STM8S003
/* Includes ------------------------------------------------------------------*/
#include "stm8s.h"

/* Uncomment the line below to enable peripheral header file inclusion */
#if defined(STM8S105) || defined(STM8S005) || defined(STM8S103) || defined(STM8S003) ||\
    defined(STM8S001) || defined(STM8S903) || defined (STM8AF626x) || defined (STM8AF622x)
// #include "stm8s_adc1.h" 
#endif /* (STM8S105) ||(STM8S103) || (STM8S001) || (STM8S903) || (STM8AF626x) */
#if defined(STM8S208) || defined(STM8S207) || defined(STM8S007) || defined (STM8AF52Ax) ||\
    defined (STM8AF62Ax)
// #include "stm8s_adc2.h"

Каждую функцию я включаю через макрос, для этого у меня переписана большая часть SPL. Если вам оптимизация сильно не нужна, то такой упоротостью можете не заниматься.

Пройдёмся по преимуществам: работает почти из коробки, полностью бесплатно без попрошайничества, редакции языка обновляются и не придётся учить и переписывать код под си 80–90 г. Сам интерфейс настраиваемый и намного приятнее. Для тех кто не любит win есть linux версия.

По минусам: нету полноценной отладки (над ней активно работают, но пока ничего приближённого к cosmic я не видел), в проекте небольшой хаос, раскидать по папкам пока нельзя.

Послевкусие.


Ну и на последок есть ещё среды, варианты и компиляторы, но либо это тот же SDCC вкрученный силой в Eclipse или ещё куда и работающий хуже чем в VS Code, либо это платные варианты IAR, Raisonance. Я лично пользуюсь и тем и тем, но чаще VS Code. Рекомендовать ничего не буду каждому своё, увидимся в комментариях)

oug5kh6sjydt9llengsiebnp40w.png

© Habrahabr.ru