На базе Коуровской астрономической обсерватории УрФУ открылся карбоновый полигон

r2kgjn0j_pbsys8zgnp6zfbuwnm.jpegИсточник фото: издание «Новый день».

В конце октября 2021 года на базе Коуровской астрономической обсерватории Уральского федерального университета (УрФУ) начал работать карбоновый полигон «Урал-Карбон».

Карбоновые полигоны (от англ. carbon — углерод) — площадки для разработки и испытаний методик измерения выбросов и поглощения парниковых газов. Их цели — научные и образовательные.

Это второй карбоновый полигон, который открылся в России в 2021 году в рамках пилотного проекта Минобрнауки по разработке и исследованию технологий, которые позволят изымать из атмосферы накопившийся там углекислый газ и компенсировать углеродный след или эмиссию парниковых газов.

Первый такой полигон в России был запущен в августе этого года на озере Кучак в Тюменской области. В планах Минобрнауки в скором времени провести открытие еще двух таких научных площадок — в Геленджике и Калининграде. Всего по стране до 2022 года будут открыты 14 карбоновых полигонов, где ученые, включая молодое поколение исследователей, которые сейчас проходят подготовку по этому направлению, смогут заниматься в непрерывном режиме изучением природных экосистем в разных регионах России, проводить дистанционные и наземные измерения углеродного баланса, а также создавать цифровые карты экосистем.

Карбоновый полигон на Урале расположен в 1100 км от Екатеринбурга. Он включает в себя две площадки общей площадью больше 300 га. По сообщению Минобрнауки, на базе Коуровской астрономической обсерватории уже создана вся необходимая для изучения вопросов углеродной нейтральности инфраструктура. В рамках данного проекта там установлено современное исследовательское оборудование, включая пульсационную и стационарную камерные системы для измерения потоков парниковых газов, установлены и развернуты как специальные лаборатории в отдельных модулях и внешние комплексы с инфракрасным газоанализатор, так и подготовлены аудитории и помещения для проведения занятий и работы ученых.

o6wzceu_mdryyqkd-a4putm8d34.jpegЛабораторный модуль в лесу.

Первоначальная цель развертывания полигона «Урал-Карбон» — определить влияние промышленных предприятий (энергоемких, горнодобывающих и металлургических) на окружающую природу и таежные леса (на Урале превалирует темнохвойная тайга с массивами посадок ели, пихты, сосны, березы, а также есть массивные светлохвойные участки с лиственницей, сосной, березой и осиной), резервирующие сток углерода из атмосферы в этом регионе. На этом полигоне ученые будут рассчитывать число парниковых газов, которые земля и леса поглощают и которые выделяются из-за влияния техногенных факторов и изменения природных условий.

Сотрудник УрФУ рассказал изданию «Новый день», что ранее подобные расчеты выбросов делались с помощью данных от космических спутников, но с большей погрешностью и слишком приблизительной оценкой. По его словам, теперь все специальные расчеты можно будет делать намного проще, а перепроверять их, получать дополнительные аналитические материалы и собирать пробы стало удобнее.

mw4lihxngv_guytaafr2kxrih7y.jpegПроцесс замера специальными приборами данных по почве и растениям — сколько те поглотили или выбросили углекислого газа.

nu4gx0xensifmfvnmudktogkjpq.jpegПогодная мачта с анемометром (измеряет силу и направление ветра), которая помогает определить направление на источник повышенной концентрации углекислого газа при изменении ветра.

sp8modgw3ztsms0akrifyxz_hbq.jpegАнализ полученных внешних данных на полигоне «Урал-Карбон» в аппаратной исследовательского центра. Там же круглосуточно записываются на цифровые носители все изменения в концентрации углекислого газа, угарного газа, метана и паров воды на территории полигона.

Первые результаты по анализу данных и исследованиям, проведенным в ходе работы полигона «Урал-Карбон», ученые УрФУ обещают предоставить в 2022 году.