Кто все эти люди?
Как-то давно я писал тут статью о завале в IT компании, там я упоминал роли людей за «конвейером задач».
С того времени прошло полгода. За это время, не без труда, но в своей команде от завала удалось избавиться, и я переосмыслил некоторые вещи. Сегодня постараюсь рассказать эти мысли.
Предыстория
Начну с предыстории (кому неинтересно пропустит эти пару абзацев).
Я работаю в одной из фирм 1С: Франчайзи, и всего 2 года руковожу небольшой командой программистов (где-то мелькали разработчики, где-то были аналитики, где-то были «нитамнисямы»). Сейчас у меня команда из четырех программистов (включая меня). Занимаемся в основном внедрениями медицинских решений на платформе 1С (90%) и сопровождением клиентов, работающих с этими решениями (10%).
Последняя статья была посвящена проблемам во времена так называемого завала задач (если не читали — это когда на каком-то из этапов жизненного цикла задач, кто-то затормозил и из-за этого образуется большая очередь из срочных задач). Там мы стартовали с эффективностью 2,51 (чуть ниже расскажу, как эта цифра считается). Текущее состояние: 4,68. Т.е. прирост в 1,86 раза.
На самом деле эффективность у нас измеряется многими показателями, но я привел самый понятный. У нас в компании принято оценивать задачу в часах (она же трудоемкость, эффективные часы и т.п.), и объем выполненных работ программиста тоже считается в этих часах, т.е. не учитывается время, которое не было продано клиенту кем-то (будь то сам программист или любой член франчи, работающий с клиентом). Цифра, которую привел выше = объем работ всех программистов в команде / количество программистов в команде / 20 (среднее количество дней в месяце).
Переосмысление
Один хороший человек мне говорил:
«Мы не можем влиять на тех, с кем мы работаем, поэтому давайте искать и решать проблемы в себе».
Я долго верил в эту историю и менял себя и свою команду, чтобы люди из других отделов, с которыми мы работаем чувствовали себя комфортно и давали нам задачи, проекты, «целых клиентов». Чего там только не было: от организации оперативной постановки задач, готовых описанных решений и инструкций как их продавать — до системы быстрого бронирования программистов. Все без толку.
Проблемы всегда заключались в простом упрямстве этих самых людей, которые с нами работали: они не хотели следовать правилам постановки задач, продавать готовые решения. Они даже не пытались! А окном для бронирования программиста никто так и не воспользовался. Я этих людей не виню, ведь они имели полное право не делать, то, что я прошу и продолжать вести свою работу как привыкли: не выходя из зоны комфорта.
Так продолжалось долго, мы даже стали ходить на совместные регулярки, что-то придумывать, согласовывать, внедрять, делать выводы. Но лучше взаимодействие не становилось. Нужно было что-то менять и менять в своей собственной голове. Тут я вспомнил слова другого хорошего человека:
«Не работай с ними и всё, не хотят — не заставишь».
И он был прав, мы выбрали себе круг людей, с которыми мы могли выстраивать взаимодействие, чтобы ни одна из сторон не страдала и стали работать только с ними.
«А что же с остальными?», спросите вы. А ничего страшного, они начали работать с другими командами и отдельными людьми.
Наша эффективность выросла почти в 2 раза и это только по одному из показателей. И все благодаря тому, что теперь нет тех людей, которые портили нервы и упрямились работать над достижением общей цели быстро и качественно.
Нам даже больше не нужны все эти инструменты, которые мы придумывали для всех тех упрямых людей. Мы просто договорились. Они дают нам работу -, а мы работу делаем, по ходу помогая друг другу.
Кто же все эти люди
Тем, кому надоело подстраиваться под другие команды/отделы и у кого есть выбор: «менять что-то или терпеть» могу предложить определить для себя своё окружение и поделить на 2 простых типа: упрямцы и союзники.
Упрямцы — это те, кто никак не могут признать, что работать надо с людьми, а не с проблемами. Поясню: все они, всегда занимались, и наверное, до сих пор занимаются поиском виноватых, никто из них никогда не пробовал прийти и договориться.
Главная цель упрямца — сделать так, чтобы ему ничего не пришлось менять в своей работе, но результат работы должен улучшиться. Они будут придумывать поводы для регулярок, обсуждений, споров, лишь бы ничего не менять в своей жизни.
Как понять, что человек упрямец:
Он все время жалуется.
Он пытается вами манипулировать.
Он готов целый день спорить, если вы просите его что-то сделать.
С такими людьми лучше не работать, а если работать, то крайне мало.
Союзники — ну название само за себя говорит. С этими ребятами можно и нужно договариваться, они готовы пойти на встречу, помочь и самое главное они прислушиваются к вашему мнению.
Как определить союзника:
Он знает, что у вас с ним есть общая цель.
Он может и хочет быть чем-то полезен.
Он предлагает помощь/берет на себя часть работы, которую может, а не отдаёт приказы впустую тратя твоё время.
Вы можете ненавидеть своего союзника всем сердцем, но самое важное что у вас с ним есть общая цель и вы можете предложить друг другу помощь, которая поможет достичь этой цели.
И что дальше?
Понаблюдайте, осмотритесь вокруг, поищите в своей повседневной работе упрямцев, определите каких целей вы хотите добиться, найдите союзников. Самое главное, если вам кажется, что, выбирая с кем работать, а с кем нет, вы делаете что-то плохое, то выбросите это из головы. Делая такие «добрые поступки», вы роете яму и себе и тому же упрямцу, но поймете вы это слишком поздно.
Как обычно, буду рад обсудить все это в комментариях, если же вам все нравится, пробуйте, ставьте стрелки вверх, давайте советы. Всем добра.