Мой переезд в Испанию
Переезд в другую страну, был моей мечтой с детства. И если к чему-то сильно стремиться, то это становится явью. Я расскажу о том, как искал работу, как проходил весь процесс релокации, какие документы нужны и какие вопросы решали после переезда.
(Много фото)
Этап 0. Подготовка
Активно заправлять трактор мы с женой начали примерно 3 года назад. Главным препятствием был плохой разговорный английский, с чем я начал активно бороться и успешно поднял его до приемлемого уровня (upper-int). Параллельно с этим отфильтровали страны, куда бы мы хотели переехать. Выписывали плюсы-минусы, в том числе особенности климата и некоторых законов. Также после долгих изысканий и расспросов уже переехавших коллег, был полностью переписан профиль в LinkedIn. Для себя сделал вывод, что зарубежом никому особо не интересно, сколько вы работали (если уж не совсем джампер) и в каких местах. Главное — какие у вас были обязанности и чего вы добились.
вид с обзорной площадки Mirador de Gibralfaro
Этап 1. Документы
Мы изначально рассматривали ситуацию, что скорее всего в Россию уже не вернемся, поэтому заранее озаботились подготовкой всех необходимых документов для получения другого гражданства. В целом, тут все просто:
- св-во о рождении + апостиль + заверенный перевод
- св-во о браке+ апостиль + заверенный перевод (если имеется)
- свежий загран на 10 лет
- апостиль дипломов + заверенный перевод (если имеется)
- справки с прошлых мест работы, где работали официально + заверенный перевод
Справки от прошлых работодателей помогут доказать ваш трудовой стаж, а в ряде ситуаций уберут ненужные вопросы от миграционных служб. Они должны быть обязательно на официальном бланке компании, с указанием вашей должности, периода работы, должностных обязанностей и иметь печать с подписью отдела кадров. Если нет возможности получить справку на английском, тогда следует обратиться в бюро нотариальных переводов. Тут в целом у нас проблем не было.
Интересное случилось когда дело дошло до моего свидетельства о рождении. Св-ва старого образца (СССР) сейчас не принимаются нигде, потому что такой страны больше нет. Следовательно, необходимо получить новое. Загвоздка может быть в том, что если вам повезло родиться в какой-нибудь Казахской ССР, то «вот где карту заказывали, туда и идите». Но и тут есть нюанс. По казахским законам, вы не можете оплатить госпошлину если не имеете местного удостоверения личности (российский паспорт не подходит). Есть специальные конторы, занимающиеся оформлением документов там, но это надо делать на них доверенность, пересылать доки курьером, да и в принципе не вызывают такие конторки доверия. У нас в КЗ живет подруга, поэтому все несколько упростилось, но все равно процесс занял около месяца на замену св-ва и проставления апостиля, плюс доп. расходы на пересылку и доверенность.
так выглядят пляжи в октябре
Этап 2. Рассылка резюме и собеседования
Самым сложным для меня было побороть синдром самозванца и разослать резюме с сопроводительным письмом в топовые компании (Google, Amazon и тд). Не все из них отвечают. Многие присылают стандартную отписку вроде «спасибо, но вы нам не подходите», что в принципе логично. У многих компаний в заявке в секции careers есть пункт про наличие действующей визы и разрешения на работу в стране (чем я похвастаться не мог). Но все же удалось получить опыт собеседования в Amazon USA и Google Ireland. Амазон расстроил: сухое общение по email, тестовое задание и задачки на алгоритмы на HackerRank. В Гугл было интереснее: звонок HR со стандартными вопросами «о себе», «почему хотите переехать» и короткий блиц на технические темы по темам: Linux, Docker, Database, Python. Для примера: что такое inode, какие типы данных есть в python, чем отличается список от кортежа. В общем самая самая базовая теория. Затем было техническое интервью с white-board и задачей на алгоритмы. Можно было писать хоть псевдокодом, но поскольку алгоритмы далеко не моя сильная сторона — благополучно провалил. Тем не менее, впечатления от собеседования остались положительные.
Самая жара началась почти сразу после обновления статуса в In (Октябрь). Hiring season зарубежом: октябрь-январь и март-май. Почта и телефон раскалялись от наплыва рекрутеров. Первую неделю было сложно, потому что практики разговорного английского, как таковой, не было. Но все быстро встало на поток. Одновременно с собеседованиями мы начали детальный поиск информации по странам, откуда были отклики. Стоимость жилья, варианты получения гражданства и тд и тп. Полученная информация помогла не согласиться на первые два офера (Нидерланды и Эстония). Далее уже более тщательно фильтровал отклики.
В апреле пришел отклик из Испании (Малага). Хотя мы и не рассматривали Испанию, но что-то зацепило. Технологический стэк мой, солнце, море. Прошел собеседования, прислали оффер. Были сомнения по поводу «а правильно ли мы выбрали?», «а как там с английским?» (спойлер: с английским все очень плохо). В итоге решили попробовать. Ну, как минимум, пожить несколько лет на курорте и поправить здоровье.
порт
Этап 3. Оформление визы
Всем оформлением занималась приглашающая сторона. От нас требовалось только свежие (не старше 3х месяцев):
- св-во о браке с апостилем
- справки об отсутствии судимости с апостилем
Что за бред с 3 мя месяцами мы так и не поняли, но испанские госорганы так требуют. И если со справкой о несудимости еще понятно, то вот про св-во о браке я понять не могу
Оформление рабочей визы в Испанию начинается с получением разрешения на работу принимающей компанией. Это самый долгий этап. Если заявка попадает на лето (период отпусков), ждать придется как минимум 2 месяца. И все два месяца сидеть на иголках «а вдруг не дадут???». После этого запись в посольство и визит в назначеную дату со всем пакетом документов. Еще 10 дней ожидания, и паспорта с визами готовы!
Дальше было как у всех: увольнение, сборы, томительное ожидание даты отлета. За пару дней до часа X, собрали чемоданы и все еще не верили, что вот-вот и жизнь изменится.
Этап 4. Первый месяц
Октябрь. Полночь. Испания встретила нас температурой +25. И первое что мы поняли — английский тут не поможет. Кое как через переводчик и карту показали таксисту куда нас везти. По приезду в корпоративную квартиру, сбросили багаж и пошли к морю. Спойлер: не дошли буквально пару десятков метров из-за того что было темно и забор порта все никак не кончался. Уставшие и довольные вернулись отсыпаться.
Следующие 4 дня были как отпуск: солнце, жара, пляж, море. Весь первый месяц было ощущение что приехали отдыхать, даже не смотря на то, что ходил на работу. Ну как ходил. До офиса можно добраться 3 видами транспорта: автобус, метро, электросамокат. На общественном транспорте выходит около 40 евро в месяц. По времени — максимум 30 минут, и то если совсем не торопиться. Но автобус едет не совсем напрямик, поэтому возможны задержки, а вот метро летит от начала ветки до конца за 10 минут.
Я выбрал самокат, как и многие мои коллеги. 15–20 минут до работы и почти бесплатно (окупается за полгода). Оно стоит того! Понимаешь это, когда первый раз с утра едешь по набережной.
В первый месяц нужно решить некоторые количество бытовых и административных вопросов, самый важный из которых: найти жилье. Есть еще «открытие счета в банке», но у нас это не заняло много времени, так как у компании есть договоренность с одним банком, и счета открываются довольно быстро. Единственный банк, который открывает счет без карты резидента Unicaja. Это такой местный «сбербанк», с соответствующим сервисом, процентами, убогим сайтом и мобильным приложением. Если есть возможность — сразу открывайте счет в любом коммерческом банке (все государственные банки легко распознать по наличию «caja» в названии). А вот с квартирой вопрос не самый простой. Большая часть квартир выставляется на сайтах вроде fotocasa, idealista. Проблема заключается в том, что почти все объявления от риелторов, и английский в большинстве своем они не знают.
С английским языком тут вообще интересная тема. Не смотря на то, что Малага это туристический город, английским тут владеют очень плохо. Хорошо говорят на нем школьники и студенты, более менее — официанты в туристических местах. В любом гос. учреждении, банке, офисе провайдера, больнице, местном ресторане — вы скорее всего не найдете человека говорящего на английском. Поэтому нам всегда помогал Google translator и язык жестов.
кафедральный собор — Catedral de la Encarnación de Málaga
По ценам: нормальные варианты 700–900. Дешевле — либо на задворках цивилизации (откуда до работы добираться по 2–3 часа, а живя на море как-то не хочется такого) либо такие халупы, что страшно переступать порог. Есть еще варианты в таком же ценовом диапазоне, но убитые в хлам. Некоторые арендодатели совсем не следят за жильем (плесень в стиралке, тараканы, убитая мебель и техника), но при этом хотят 900 за месяц (ох, какой только дичи мы не навидались). Маленький секрет: всегда стоит проверять какая бытовая химия стоит под раковиной/в ванной. Есть есть баллончик от тараканов… «Бегите, глупцы!».
Риелтор, конечно же, будет уверять что все окей, и это вообще просто на всякий случай. Таких особо ушлых риелторов видно сразу, всех приезжих они считают за идиотов и начинают вешать лапшу на уши. На это просто стоит обращать внимание при первых просмотрах (это поможет в будущем сэкономить время и узнавать такие квартиры по фото на сайте). Варианты 1к+ — как правило «дорого-богато», но могут быть нюансы. К стоимости жилья стоит прибавить в уме «за свет и воду» ~70–80 в месяц. Платежи comunidad (мусор, обслуживание подъезда) почти всегда уже включены в стоимость аренды. Стоит отметить что сразу придется выложить 3–4 месячных аренды (за первый месяц, депозит за 1–2 месяца и агенству). В основном объявления от агенств.
Центрального отопления в Малаге почти нигде нет. Поэтому в квартирах с северной ориентацией будет, без преувеличения, ОЧЕНЬ холодно. Также холоду способствуют окна с алюминиевыми профилями. Из них сквозит так, что аж завывает. Поэтому если снимать, то только с пластиковыми. Электричество дорогое. Поэтому если в съемной квартире водонагреватель газовый — это не хило сэкономит семейный бюджет.
Первое время было непривычно, что приходя домой ты не раздеваешься, а переодеваешься в домашнюю, но все-таки теплую одежду. Но сейчас уже как-то пообвыклись.
Сняв квартиру, становится возможным выполнение следующих этапов квеста «Переезд»: прописаться в квартире в местной мэрии (Padron), оформление местной мед страховки (а-ля ОМС), а затем и прикрепление к локальной больнице. Все документы и анкеты заполняются на испанском. Подробностей рассказать про эти процедуры не могу, так как есть человек в компании, который занимается всем этим, поэтому от меня требовалось только заполнить анкеты и прийти по адресу в назначенную дату/время.
Отдельно стоит упомянуть обязательное посещение полиции и получении карты резидента. В визовом центре, когда получали визу, пугали тем что если вы в течении месяца по прилету не посетите полицию для действий ранее описанных, то сгорите в адском пламени прям депортация, штрафы и вообще. По факту оказалось что: ЗАПИСАТЬСЯ (делается на сайте) надо в течении месяца, а вот очередь на визит может легко составлять пару месяцев ожидания. И это нормально, никаких санкций в этом случае не будет. Полученная карточка не заменяет удостоверение личности (загран), поэтому путешествуя по Европе необходимо брать и паспорт и карточку, которая будет играть роль визы.
Как оно вообще в Испании?
Как везде. Есть свои плюсы и минусы. Да, нахваливать сильно не буду.
Инфраструктура очень хорошо обустроена для людей с ограниченными возможностями. На всех станциях метро есть лифты, пол автобусов вровень с тротуаром, абсолютно все пешеходные переходы имеют скат (перфорирован для слепых) к зебре и почти в любой магазин/кафе/итд можно заехать на коляске. Было супернепривычно видеть такое количество людей на колясках на улице, потому как все привыкли что «в СССР инвалидов нет». И любой пандус в РФ это спуск в один конец.
велодорожка и пешеходный переход
Тротуары моют с мылом. Ну не с мылом конечно, чистящим средством каким-то. Поэтому белая обувь остается белой и по квартире можно ходить в обуви. Пыли практически нет (я как аллергик на это дело сразу такое замечаю), так как троуары уложены плиткой (для кроссовок, скользкая в дождь, зараза), а там где деревья и газоны — все аккуратно уложено так, чтобы почву не выветривало. Печально то, что в некоторых местах, то ли плохо положили, то ли грунт просел, и из-за этого в этом месте плитка вздымается либо проваливается. Фиксить это особо не спешат. Велодорожки есть и их много, но опять же, есть много мест где эти дорожки уже было бы неплохо перестелить.
закат в порту
Продукты в магазинах качественные и недорогие.
Колбасу делают из мяса, а не непонятных сочетаний множества E и куриного мяса. Средний чек в кафе/ресторане на бизнес ланч — 8–10 евро, ужин 12–15 евро на одного. Порции большие, поэтому не стоит заказывать сразу «первое, второе и компот», чтобы не переоценить свои силы.
Про неторопливость испанцев — по моему опыту это скорее миф. Интернет нам провели на следующей день после оставления заявки. Перенос номера на другого оператора ровно на 7й день. Посылки с Амазона из Мадрида прилетают за пару-тройку дней (одному коллеге бывало даже на следующий день доставляли). Нюанс в том что продуктовые магазины тут работают до 21–22:00 и не работают по воскресеньям. По воскресеньям вообще мало что работает, кроме туристических мест (центр). Это просто надо держать в уме, когда планируешь закупаться продуктами. Овощи и фрукты лучше брать в местных лавках (Frutería). Там и дешевле и всегда спелое (в магазинах как правило немного недоспевшие, чтобы не испоритились), а если задружиться с продавцом, то он еще и самое лучшее будет продавать. Было бы большим упущением не упомянуть алкоголь. Его тут много и недорого! Вино от 2 евро до бесконечности. Тут не действует негласный закон «дешево значит паленое и вообще фу». Вино за 2 евро вполне себе настоящее вино, и достаточно неплохое, не разбавленный спиртом концентрат с красителем. Разницы между бутылкой за 15 и за 2 я не нашел. Видимо нет во мне задатков сомелье. Местные вина почти все из Темпранильо, поэтому если захочется разнообразия, то придется заплатить больше за Италию или Францию. Бутылка ягермейстера 11 евро. Много разных видов джина с разбросом от 6 до 30 евро. Для соскучившихся по «родным» продуктам, есть русско-украинские магазины, где можно найти селедку, пельмени, сметану и т.д.
вид на город со стены крепости Alcazaba
Public medical insuranse (ОМС) — оказался хорош, ну или нам повезло с клиникой и доктором. По гос страховке так же можно выбрать доктора, который знает английский. Поэтому я бы не рекомендовал сразу по приезду оформлять частную страховку (~45 евро в месяц на человека), так как отменить ее так просто не получится — договор заключается автоматом на год, и расторгнуть его досрочно довольно проблематично. Есть еще такой момент, что по частной страховке в вашем регионе могут быть не все интересующие вас специалисты (вот в Малаге нет дерматолога например). Такие моменты надо выяснять заранее. Единственное преимущество частной страховки — возможность быстро попасть к доктору (а не ждать пару месяцев как в публичной, если случай не серьезный). Но и тут возможны нюансы. Так как и по частной страховке можно ждать и месяц и два к популярным специалистам.
вид на город со стены крепости Alcazaba с другого ракурса
Из мобильных операторов… ну даже выбирать не из чего. Безлимитные тарифы стоят как чугунный мост. С пакетами трафика либо дорого, либо мало трафика. По соотношению цена/качество/трафик, нам подошел О2 (контракт: 65 евро за 2 номера по 25 гб, безлимитные звонки и смс по Испании и домашняя оптика на 300 мбит). С домашним интернетом тоже есть момент. При поиске квартиры стоит спрашивать какой провайдер подключен, и искать шнурок оптики. Если оптика есть — супер. Если нет — вероятнее всего будет ADSL, который тут не славится скоростями и стабильностью. Почему стоит спрашивать, какой конкретно провайдер завел кабель: если вы попробуете подключиться к другому провайдеру, то они предложат более дорогой тариф (потому что сначала новый провайдер оформляет заявку у предыдущего провайдера на отключение клиента от своей линии, и потом уже приходят техники нового провайдера подключить), а более дешевые тарифы «нет технической возможности подключить» в таком случае. Поэтому определенно стоит сходить к владельцу линии и узнать тафиры, но и собрать со всех операторов стоимость подключения тоже лишним не будет, так как торг здесь уместен и могут подобрать «персональный тариф».
на следующий день после Глории (порт)
Язык. Английский знают не так много людей как хотелось бы. Проще перечислить места, где на нем могут говорить: официанты/продавцы в туристических кафе/магазинах в центре. Все остальные вопросы придется решать на испанском. Гугл-переводчик в помощь. Я до сих пор недоумеваю, как в туристическом городе, где основной доход город получает от туристов, большинство не говорит на английском. Тема с языком очень расстроила, наверное, потому что не оправдались ожидания. Ведь когда представляешь туристическое место, сразу предполагаешь что международный язык то там точно будут знать.
восход (вид с пляжа San Andres). Вдалеке видно плывущий Docker
К изучению испанского запал как-то быстро пропал. Нет стимула. На работе и дома — русский, в кафе/магазинах хватает базогого уровня А1. А без стимула и заниматься этим смысла нет. Хотя, узнал о многих людях которые живут тут уже 15–20 лет и из испанского знают только пару фраз.
Менталитет. Он просто другой. Обед в 15, ужин в 21–22. Вся местная еда по большей части жирная (салаты так вообще плавают в майонезе). Ну с едой это конечно вкусовщина, есть много кафе с различной кухней и можно найти что-то по душе. Испанские чуррос, например, так очень хорошо заходят.
Манера ходить в шеренгу — наверное никогда не привыкну к этому. Идут 2–3 человека и могут занять весь тротуар, конечно, пропустят если попросишь, но нафига идти вместе и при этом шарахаясь друг от друга, для меня тайна. Встать где-нибудь на въезд на крытую парковку (где эхо погромче) и орать в телефон (или рядом стоящему собеседнику) так, что даже без телефона можно докричаться до другого конца города — частое явление. При этом достаточно сурового взгляда на такого товарища, чтобы он понял, что не прав и понизил громкость. Когда взгляда недостаточно, помогает русский мат, хотя, наверное, все дело в интонации. В «часы пик» в кафе официанта можно ждать вечно. Сначала вечность, чтобы убрали стол после предыдущих посетителей, потом вечность, чтобы приняли заказ, а потом и сам заказ примерно то же время. Со временем к этому привыкаешь, так как здесь нет такой конкуренции как в Москве, и никто расстраиваться не будет если один клиент уйдет (один ушел один пришел, какая разница). Но при всем при этом — испанцы очень дружелюбные и отзывчивые. Они будут действительно хотеть вам помочь, если вы попросите, даже если вы не знаете языка. А уж если вы мало-мальски что-то скажете на испанском — расцветут в искренней улыбке.
Магазины техники тут офигевшие в край. Цены в том же Mediamarkt достаточно высокие. И это при том, что можно заказать на Амазоне в разы дешевле. Ну или как многие испанцы делают — покупать технику в китайских магазинах (например: электрический чайник в медиамаркте 50 евро (такой китайский, что даже китайцам не снилось), а в китайском магазине 20, и качеством намного лучше).
Барбершопы отличные. Стрижка с бритьем ~25 евро. Примечание от жены: Салоны красоты (парикмахерских как таковых тут нет) лучше выбирать те. что в центре. Там и сервис и качество. Те салоны, что в спальных района далеки от совершенства и как минимум могут волосы испортить. Маникюр лучше вообще в салонах не делать, потому что испанский маникюр это треш, угар и содомия. Можно найти в группах ВК или ФБ мастера маникюра из России/Украины, которые все сделают качественно.
Природа. Ее много и она разная. В городе привычные голуби и воробьи. Из непривычных: кольцевые горлицы (как голуби, только красивее), попугаи (их даже чаще видно чем воробьев). Много видов растений в парках, ну и конечно же пальмы! Они повсюду! И создают ощущение отпуска каждый раз при взгляде на них. В порту плавают жирные рыбы, откормленные местными и туристами. А так, на пляже, когда нет сильных волн, можно наблюдать стайки рыб булькающих прям у самого берега. Еще Малага интересна тем, что окружена горами (для хайкинга самое то). Плюс, такое расположение спасает от разного рода штормов. Недавно были Глория и Эльза. По всей Андалусии творилось черти что (я уж не говорю про остальную Испанию и Европу), а тут, ну таааак, слегка полил дождь, немного мелкого града и все.
море
Зарплата. Часть расходов я уже упоминал в тексте, в том числе аренду жилья. Во многих рейтингах зарплат, очень любят сравнивать зп айтишников со средней зп по стране/городу. Вот только сравнивают не совсем корректно. Вычитаем из зарплаты аренду жилья (а у местных как правило свое есть), и вот уже зарплата не так сильно отличается от среднеместной. В Испании работники сферы IT не являются какой-то элитой как в РФ, и это стоит учитывать, рассматривая переезд сюда.
Здесь не такие высокие доходы компенсируются чувством собственной безопасности, качественными продуктами, свободой передвижения по ЕС, близостью моря и солнцем почти круглый год (~300 в году солнечные).
Для переезд сюда (Малага), я бы рекомендовал иметь как минимум 6000 евро. Потому что аренда жилья, да и в первое время придется обустраивать быт (всё ведь не перевезешь).
вид на закат с обзорной площадки Mirador de Gibralfaro
Ну вроде все, о чем я хотел рассказать. Получилось, возможно, несколько сумбурно и «поток сознания», но я буду рад если эта информация кому-то пригодится или если было просто интересно почитать.