Мой опыт размещения игры в App Store
Привет, Хабрахабр!
В этом топике я хотел бы рассказать о своем первом опыте размещения и продвижения игры в App Store. Не могу назвать его удачным, но, по крайней мере, само по себе наличие опыта, набитые шишки и сделанные выводы — это уже плюс. Я довольно давно занимаюсь разработкой Android-игр, поэтому это будет еще и взгляд со стороны Android-разработчика, который надеюсь, тоже будет кому-то интересен.Идея портировать часть своих игр на iOS, как говорится, витала в воздухе. Но как обычно, нехватка времени, необходимость осваивать новые технологии, а иногда и просто лень — делали свое черное дело. И вот, некоторое время назад, я познакомился с замечательным разработчиком, взявшим на себя всю техническую часть (за что ему огромное спасибо!). Не долго думая, мы решили делать порт моего самого-самого Android-хита — Shooting Club 2 (около 9 млн. загрузок на сегодня). Это немного аркадный снайпер-симулятор где игроку нужно поразить все мишени имея ограниченный боезапас. При этом, в игре действует некое подобие реальной баллистики (конечно, гипертрофированное в угоду аркадности), когда на траекторию полета пули влияют расстояние, ветер (который надо еще определить, осмотрев уровень) и пульс. В общем, такой себе тир со своими фичами.
О самом процессе портирования, рассказать особо нечего. Все прошло довольно быстро и гладко. Изначально, игра была сделана без использования каких-либо движков, на Canvas. Порт для iOS, в свою очередь, написан уже на Unity (с дальнейшим прицелом сделать билд и под Windows Phone).
Переходя к основной части моего топика, все начинается, конечно же, со страницы приложения в iTunes. Самое главное, к чему тут следует готовиться после Google Play — это отсутствие возможности внести какие-то изменения оперативно. Будь-то расширение функционала, или исправление критического бага, или даже грамматическая ошибка в описании — все потребует, скорее всего, не менее 2 недель. Раньше я был уверен, что премодерация, когда тебя всего лишь не пускают в App Store, при этом объясняют суть ошибок (и дают возможность их исправить), гораздо лучше постмодерации, когда банится к чертям весь аккаунт на основании непонятных критериев, непонятного гугл-алгоритма. Теперь, «испытав на своей шкуре», я честно сказать, засомневался какое из зол меньше.
Я не буду говорить об очевидных вещах, типа важности иконки, а остановлюсь лучше на различиях по сравнению с Google Play. Здесь, первый скриншот не менее важен чем иконка, так как выводится непосредственно в поисковой выдаче (на iPad). Ключевые слова можно официально указать в специальном поле, а не размазывать по описанию, постоянно опасаясь как бы не перестараться. Это поле имеет ограничение в 100 символов, ключевые слова указываются через запятую без пробела. Как я понял, не следует использовать составные ключи (из нескольких слов), они игнорируются. Локализация описания и скриншотов увеличивают количество загрузок естественным образом — здесь все так же как в Play Store.
Не обошлось и без казусов при размещении приложения. На первую версию пришел reject по причине не соответствия возрастного рейтинга, указанного мной (12+) и того, который должен быть по мнению review team (18+). Я, к сожалению, не сохранил текст ответа, но своими словами смысл такой: наличие огнестрельного оружия в игре, подразумевает выставление галки «часто встречающееся реалистичное насилие» и как следствие рейтинг 18+. Мне показалось это немного не справедливым, учитывая что никакого насилия здесь нет и в помине (стреляем только по мишеням!). Но на тот момент, я решил что такое правило работает для всех в App Store, поэтому игру заапрувили с возрастным рейтингом 18+. Очевидно, что завышенный рейтинг будет негативно сказываться на загрузках, поэтому изучив этот вопрос повнимательнее, я обратился в саппорт, привел примеры аналогичных игр и попросил снизить возрастной рейтинг до более подходящего. Спустя какое-то время, пришел ответ, что игра действительно подходит под рейтинг 12+ (где же вы были раньше?), но саппорт этот рейтинг изменить не может, нужно загружать новый билд. Ну надо, так надо, загрузили. В результате, примерно через 3 недели ожидания, приходит еще более странный отказ:
Reasons3.6: Apps with App icons, screenshots, and previews that do not adhere to the 4+ age rating will be rejectedSpecifically, it would be appropriate to remove or revise attached screenshots.
И приаттачены все три моих скриншота. Понятно, что изображения оружия и боеприпасов не подходят под рейтинг 4+, но как сделать скриншоты без оружия в игре про оружие? Безуспешно поломав голову над этим вопросом, я написал апелляцию в духе «не могли бы вы пояснить, что конкретно нужно изменить в скриншотах и разве я могу на них изобразить что-то, отличное от того, что есть в игре?» И о чудо! После этого игру утвердили! Из этого, я сделал один важный вывод: при любых странных отказах со стороны Apple — надо смело подавать апелляцию. Видимо, на первом этапе проверка чисто формальная, без учета практики и контекста приложения. И доводы к здравому смыслу, здесь вполне себе могут сработать в отличие от того же Google.
Про продвижение. Для начала, я решил поискать бесплатные способы заявить миру о своей игре. Погуглив и перечитав кучу статьей на тему продвижения в App Store, я вижу, что почти никто не любит говорить конкретику, со ссылками, контактами и так далее. Чтобы не делать из этого топика еще одно «море воды», ниже все ссылки, которые я включил в свой TODO-лист по бесплатному продвижению. Конечно, в Интернете можно найти и гораздо более объемные базы, но здесь все проверено лично мной на валидность, отфильтрованы ресурсы явно заявляющие о публикации только платных обзоров, отфильтрованы ресурсы с не подходящей тематикой (только приложения или только детские игры, например).
Форумы 4pda.ru/forum/index.php? showforum=141iphones.ru/forum/index.php? showforum=85flashgamedev.ru/viewforum.php? f=11forums.toucharcade.com/forumdisplay.php? f=2reddit.com/r/iosgaming/ (не уверен, что Реддит уместно классифицировать как форум)gamedev.ru/projects/forum/? appreciategamedev.net/forum/6-your-announcementsipadforums.net/forums/ipad-games.9gamesdreams.com/forumdisplay.php?89-iPhone-iPad-Games-Chatthechatroom.freeforums.net/board/44/iphone-ipad-general-start-forumforums.macrumors.com/forumdisplay.php? f=133iphoneforums.net/forums/iphone-games.24appinvasion.com/forums/Member-Gamesapple-iphone.ru/forum/viewforum.php? f=34forums.imore.com/iphone-apps-gamesgamespot.com/forums/mobile-discussion-1000005/developers-and-game-representatives-start-here-31155795 (помойка, честно говоря)eurogamer.net/forum/category/42forum.destructoid.com/forumdisplay.php?64-Promote-Your-Gameforums.qj.net/app-store-gamesforum.isource.com/gamestoucharchive.com/forums/forumdisplay.php? f=4
'Submit app/Contact us' формы pocket-lint.com/contact-uscommonsensemedia.org/contactilounge.com/index.php/ilounge/contacttodaysiphone.com/submit-newsformstack.com/forms/envato-appstorm_reviewisource.com/about/contact-ustuaw.com/contact/appreviewspadgadget.com/contact/app-reviewsappsafari.com/submittheiphoneappreview.com/submit-your-app-2appshappens.com/app-review-requestappstouse.com/submit-app-for-reviewappsmirror.com/submit-your-app-for-reviewapps4review.com/submit-appsbestappsite.com/get-your-app-reviewedtoucharchive.com/wordpress/review-requestappcomrade.com/app-review-order-formtheipadfan.com/get-your-app-reviewed/free-app-review-requestappsized.com/contactkillerappreview.com/submitindiegamereviewer.com/contact-indie-game-reviewerformstack.com/forms/envato-appstorm_reviewiphonetoolbox.com/submitiphone-games-review.com/submit-gameiphoneappsreviewonline.com/request-for-reviewiphoneappreview.com/promote-your-appiusethisapp.com/submit-appiphoneapp-reviews.com/review-my-appituneappreviews.com/request-a-reviewappbite.com/newappstapcritic.com/submit-an-appmobileappbreakfast.com/contact-2/developersappspirate.com/request-reviewgamezone.com/contact_messages/newiphonegames360.com/contact-us.phpeurogamer.net/contact.phpcaputomedia.com/contact.phpappcraver.com/contactalphadigits.com/submit-app-for-reviewappaddict.net/contact-usapps400.com/submit-your-application-for-reviewartoftheiphone.com/contactavrmagazine.com/contattaciappchatter.com/submit/app-for-reviewtopappreviews101.com/contactus.phptheappmagazine.com/contact-usyappler.com/app-review-requestappseeq.com/submitapp.phpappsontapp.com/contacthowzurapp.com/#! submit/c1×9v
Контакты tips@toucharcade.comtips@appadvice.comcontact@appstoreapps.cominfo@iosgames.ruredactie@iculture.nleditors@indiegames.comcontact@iphoneapplicationlist.comadmin@appsaga.comdevelopers@panappticon.comreviews@appspy.comwebmaster@kapaoo.comreviews@iphonegamerblog.comkevin.seoguru@gmail.comdaniel@nodpad.com; matt@nodpad.comadmin@iphonemob.netnews@cultofmac.comreviews@pocketgamer.co.ukapps@ilounge.comeditor@gamezebo.commail@insidemobileapps.comifanzine@gmail.comreviews@appguide.deadmin@pocketfullofapps.comgames@slidetoplay.comtips@appmodo.comappstorearcade@gmail.cominfo@touchmyapps.comjason.lee@nineoverten.combasile2@gmail.comcontact.appyzilla@gmail.cominfo@igameradio.comsubmit@freeappsarcade.cominfo@littleappreview.comprostomac.com@gmail.com
Кроме этого, конечно же не нужно забывать о социальных медиа. Что я обычно делаю: — пост в личном блоге— запись в Google+ и видео на YouTube (у меня немного подписчиков, но все же)— твиты в twitter (обязательно используйте правильные хэштеги)— работа с FB (добавляемся в подходящие группы, пишем просьбы об обзорах, постим новости на «стену» и т.д. В общем, все точно так же, только в пределах одного сайта, если Facebook можно так назвать)— просьба проголосовать в игре— шаринг достижений
Что еще? Если позволяет тематика, можно попробовать поискать своего игрока на не игровых, но релевантных ресурсах. Например, возвращаясь к Shooting Club, я разместил несколько тем на оружейных, снайперских (бывают и такие) форумах. Не то что бы это дало какой-то заметный эффект, но как мне кажется, маркетинг — это такое дело, в котором не следует упускать любые возможности.
Как я говорил в самом начале, о каком-то успехе пока речи не идет. В ближайших планах, есть мысли купить пару обзоров и вложить немного денег в рекламу, возможно. А вообще, в последнее время, я все чаще прихожу к мысли, что для нас, инди, ничего кроме виральности игры, значения не имеет. Нам не по карману большие рекламные компании с более-менее гарантированным результатом. Все что мы можем, это попытаться дать игре начальный толчок и надеяться что дальше, сама игра будет чем-то цеплять игроков. И это, в общем-то, правильно и хорошо! Ну, а удастся ли Shooting Club 2 хотя бы чуть-чуть повторить свой успех на iOS — покажет время.