Менеджеры заметок, BrainMap'ы, RoadMap'ы, вот это всё
В начале было слово…
Изначально, я все идеи и мысли писал в блокноте, так как боялся потерять какую-либо мысль из головы, а вдруг она понадобится? Да и это здорово разгружало мозг от потока мыслей. Но блокнот это несколько неудобно, и вот почему:
Очень было сложно работать с информацией. Нужные мне заметки были спрятаны в толще других заметок, мне приходилось по 5–10 минут искать их, что выматывало и приносило неудобство и гнев.
Трудность в добавлении и изменении заметок. Ты выделил под определённую тематику 5–10 страниц своего блокнота, их у тебя, к примеру 3: математика, IT, музыка. Ты исписал их, и вот тебе нужно добавить новую информацию по математике, пока она не вылетела у тебя из головы, ты судорожно листаешь до чистой страницы, и пишешь на неё, снова выделяешь под неё страницы. Затем тебе нужно добавить новую заметку, по музыке, ты повторяешь те же действия. В итоге, ты получаешь кое-как структурированные знания, которые не очень удобно читать.
Ограниченность. Когда ты полностью исписал формулами 64-страничный блокнот по матану, ты достаёшь новый. И так каждый раз. А под рукой его может и не быть, и вот, бум, ты забыл важную для тебя информацию.
Почерк. Я начал вести свой блокнот с 13 лет, когда начал интересоваться музыкой, математикой и программированием, с течением времени, мой почерк менялся, и не в лучшую сторону. В 19 лет, когда я вернулся к своим «первоисточникам», и я не сразу смог прочесть то, что я записывал на протяжении 2 лет. И это меня удручало.
Выглядело это примерно так
Emacs
Я забросил ведение блокнота в 9 классе, в старших классах я познакомился с редактором Emacs. Это был тёмный лес. На его изучение я потратил 2 года, но мне до сих пор интересно открывать в нём что-то новое, наверное, я знаю лишь 5% процентов из его возможностей. Я писал в нём свой конфиг, добавлял различные пакеты, игрался с редактированием. Мне очень понравился Emacs, кажется, в него можно добавить всё что душе угодно. В нём я использовал пакет Org-mode, в котором я писал лекции, код, список дел и так далее, в общем и целом, то, что хоть как-то можно было структурировать. И это приносило свои плоды. При помощи ссылок, которые я добавлял в файлы, я переключался между ними как в Википедии. Для меня это было глотком свежего воздуха. Также, когда я изучал LaTeX, я внедрил его и в Emacs, и с его помощью я мог налету писать заметки и строить графики, таблицы, формулы.
Пример ведения записей
RoadMaps
Ну, кому как не мне, хотелось иметь визуальное представление о том, в каком направлении мне стоит двигаться дальше. В математике это были: системный анализ, компьютерное зрение, дифуры, матстат и теорвер, и так далее, далее и далее. В программировании RoadMap’ы вообще незаменимая вещь — с их помощью можно быстро понять, какие библиотеки стоит учить, а какие нет. Хочешь учить Web — учи то, то и это. Хочешь уйти в BackEnd — учи вот это. Но не стоит забывать и про фундаментальные знания, полезные в обоих областях: алгоритмы, устройство компьютера, компьютерные сети. В общем, RoadMap’ы штука полезная и прикольная. При помощи них можно было легко отслеживать свой прогресс в изучении той или иной темы, добавлять какие-то новые блоки, убирать лишние. В качестве RoadMap конструктора я использую Draw.io.
Пример RoadMap для Android-разработчика
DocuWiki
На работе наш IT-отдел (самый креативный отдел, по моему мнению) использует различные программные средства, для облегчения жизни сотрудников и себе в частности. Это и менеджер паролей Psono, и менеджер IP-адресов IPAM на PHP и многое другое. Так, для нашего отдела была создана собственная Wiki IT, на базе DocuWIki, максимально схожая с Wikipedia. В него мы заносим различные инструкции к программ, прописываем что и где находится, прикладываем фото и ссылки на другие смежные статьи, рассказываем как лучше сделать здесь или там. Прикольно, что каждый сотрудник нашего IT-отдела может редактировать статьи на портале, что-то добавлять, что-то убирать. Ещё лучше читать статьи от бывших сотрудников, которые датируются 2010–2013 годами.
Пример редактора статьи на DocuWiki
Заметки в телефоне
А как без них? Когда ты в маршрутке, тебе не удобно доставать ноутбук и начать набирать текст. Ладно, маршрутка пустая и ты занял сидячее место. А что если ноутбук ты забыл дома? Вот для таких случаев и нужен смартфон. В нём удобно набирать краткие заметки, примечания, мысли и идеи, пока они не испарились в твоей голове. В целом, круто, но не удобно работать с большими текстами, когда твои идеи пересекаются с другими. Использую стандартный менеджер заметок, без всяких прикрас.
Obsidian
Вот мы и перешли к главному менеджеру заметок — Obsidian. Он является, на мой взгляд, лучшим. Вот его главные особенности:
Удобное форматирование заметок, используется Markdown по умолчанию;
Синхронизация на телефоне и компе;
Система хранилищ — все заметки можно кипой cкинуть на другой диск/комп/телефон;
Наглядное представление RoadMap’ов при помощи Canvas;
Переход из одного файла в другой, при помощи внутренней ссылки, или переход к сайту, при помощи внешней;
Различные плагины, такие как Tasks — для Todo-листов, Advanced Tables — для построения продвинутых таблиц, и многие другие;
Но главной его фишкой является, так скажем, Mind Core или Brain Map, граф, который визуально представлен в виде древа, вершинами которого являются наиболее встречающиеся темы, а ветвями — пересечения этих тем. Вершины и графы ты выбираешь самостоятельно;
Имеется собственная справочная система и форум (ну и страница на оранжевом).
Сейчас он остаётся основным моим редактором, я использую его на работе и в универе. Пишу в нём почти всё, что только можно и нельзя. Каждый раз глазу приятно смотреть на граф, он описывает мой мозг, мой разум, как в нём всё устроено, я как будто роюсь у себя в голове при помощи Obsidian! Некоторое подобие локальной, домашней Википедии.
Эта статья в Obsidian
Заключение
Данную статью я написал с целью рассказать, какие менеджеры заметок и конструкторы графов я использовал ранее, а какие использую до сих пор, какие они бывают и зачем используются. Также, прошу читателей данного портала написать свои пожелания по доработке статьи, что добавить или изменить. Хотелось бы узнать, какими ВЫ пользуетесь менеджерами заметок, что вас в них устраивает, а что нет. Делитесь своими конфигами Emacs или Obsidian.
P.S. данную статью я набил как раз таки в Obsidian:)
Всем бобра!