Астрономы, возможно, нашли бозонную звезду

2ab22858eeb1065a85dc4a882eb19b30.jpg
Как могло бы выглядеть слияние двух бозонных звёзд

Исследование Gaia, проведённое под руководством Европейского космического агентства, позволило получить подробные карты более миллиарда звёзд в галактике Млечный Путь. Хотя почти все эти звезды вели себя так, как ожидалось, были и некоторые сюрпризы.

Одна звезда привлекла внимание астрономов. Сама она была довольно типичной, её масса составляла 0,93 солнечной массы, а химический состав был примерно таким же, как у нашего Солнца. Однако её спутник не испускал никакого излучения. Большинство астрономов решили, что это была чёрная дыра, которая легко может объяснить результат наблюдений.

Но одна группа учёных отметила, что эта конкретная конфигурация очень необычна. Чёрные дыры образуются в результате гибели очень массивных звёзд, и маловероятно, чтобы звезда, подобная нашему Солнцу, образовалась в составе бинарной пары с такой массивной звездой. Авторы утверждают, что этот сценарий требует настолько тонкой настройки, что нам нужно рассмотреть другие возможностей.
Возможно, самая экзотическая из них заключается в том, что тёмный компаньон звезды — это не чёрная дыра, а бозонная звезда. Бозонные звезды могут существовать, если верна одна из теорий о природе тёмной материи.

Тёмная материя составляет более 80% всей массы каждой галактики и состоит из неких частиц, которые до сих пор ускользают от внимания современной физики. В некоторых теориях тёмная материя состоит из бозонов — частиц, которые обычно являются носителями сил природы.

Бозоны, составляющие тёмную материю, теоретически могли бы скапливаться вместе, образуя плотные, компактные объекты. Эти объекты не испускали бы никакого излучения и казались бы сторонним наблюдателям похожими на чёрные дыры.

Хотя очень маловероятно, что это наблюдение действительно выявит существование бозонной звезды, исследование заслуживает внимания по двум причинам. Во-первых, звезда определённо вращается вокруг чего-то маленького, плотного и компактного. А это уже естественный испытательный стенд для наших теорий гравитации и общей теории относительности Эйнштейна. Обнаружение какого-либо расхождения между теоретическими ожиданиями и результатами наблюдений стало бы эпохальным открытием.

Во-вторых, мы можем использовать этот пример для изучения природы бозонных звёзд. Мы можем продолжить изучение свойств этих экзотических и гипотетических объектов и использовать этот сценарий для проверки этих идей. Хотя маловероятно, что эти тесты сработают в пользу существования бозонных звёзд, чем больше мы узнаем о тёмной материи (даже если мы будем просто медленно исключать одну интересную идею за другой), тем лучше.