Маршрут по Вестеросу и Эссосу: картография вымышленных и реальных миров

image

Вымышленные миры часто становятся отдушиной для картографа. Где еще можно не сдерживать свой талант и творить, получая удовольствие от самого факта создания детального плана местности? Даже ученые проводят эксперименты по созданию карт на выдуманных мирах. Исследователи из Ланкастерского университета планируют за три года создать программу, которая будет сама извлекать из художественных текстов элементы для геолокации и на их основе строить анимированные 3D-изображения соответствующих мест. Тренировать нейросеть начнут на трилогии Дж. Р.Р. Толкиена.

Практически по каждому масштабному фантастическому произведению можно построить карту. Обычно дело ограничивается воображением читателя. Иногда карту рисует настоящий художник или специалист по картографии — так, например, появилась карта Бекланской империи из романа Ричарда Адамса «Шардик», которую нарисовал известный иллюстратор-картограф Рафаэль Паласьос.

Случается, что автор книги рисует карту сам. Сделать это становится проще, если события романа основаны на реальных историях. Даже фэнтези с драконами и магией появляется не на пустом месте — герою нужен маршрут, а писателю — вдохновение. Сегодня вместе c MAPS.ME мы изучим основы реальной картографии «Песни Льда и Пламени» Джорджа Р.Р. Мартина.


Детали несуществующих миров

image
Источник

Для начала определимся, что есть две вселенные главной современной фэнтезийной саги. Существует серия романов «Песнь Льда и Пламени» (она же в другом переводе «Песнь Льда и Огня» или сокращенно ПЛИО), дополненная приквелом про странствующего рыцаря, путеводителем «The World of Ice and Fire», комиксами, кулинарной книгой, календарями, артубками, постерами, картами, играми, литературными очерками, выходившими под редакцией Мартина.

Если вы не знакомы с миром ПЛИО, просто поверьте: о саге написано слов едва ли не больше, чем вмещают пять вышедших книг основного цикла. Масштабный контент сопровождается большим количеством иллюстраций, в которых особое место занимают карты. Так уж вышло, что мир Мартина обширен и наполнен множеством мелких деталей — действие происходит на нескольких континентах, а герои все время куда-то движутся, открывая одну локацию за другой.

image
Источник

Когда художники (и Мартин, нависавший над ними) закончили со всеми обширными территориями, настало время городов. Наталья Рекуц воссоздала планы семи городов ПЛИО, из которых писатель причастен лишь к двум. Не канон, но только взгляните на результат — оправдывает любую выдумку.

Карты ПЛИО невероятно подробны (для выдуманных мест). Они дополнены поиском, границами, масштабом, сносками, ссылками на статьи, схемами движения персонажей книг, описанием мест, в которых герои в принципе не бывали. Здесь можно найти гигантскую интерактивную карту, в которую внесли буквально все геоданные, когда-либо почерпнутые из обширного творчества Мартина. А здесь русскоязычное сообщество собрало десятки известных карт мира, включая устаревшие.


Фундамент реального мира

Вторая вселенная ПЛИО, существующая параллельно с первой, строится на телеэкранах — это сериал «Игра Престолов», в котором действие местами уже обогнало сюжет всех вышедших книг и вступило на поле неизвестности. Сериал опирается на книжную основу и королевства на телеэкране такие же, как в книге. Разница лишь в том, что Вестерос, Эссос и другие локации появились не с помощью одних лишь спецэффектов. Съемки проходили в Ирландии, Исландии, на Мальте и в Хорватии.

MAPS.ME вместе с Кино Mail.Ru выяснили, где происходит действие сериала. В наших картах появились подробные маршруты, посвященные «Игре престолов». Метки на картах, работающие и без интернета, помогут выстроить маршрут по основным локациям.

(Осторожно! Далее начинаются спойлеры. Следующий раздел также содержит много информации, ориентированной на тех, кто смотрел сериал и/или читал книги. Если вы не готовы к полному погружению в мир ПЛИО, переходите сразу к последней исторической части статьи).


Мальта

image

Королевская гавань появилась еще в первых сериях первого сезона. В основе выдуманного города лежит древняя мальтийская Мдина, уже 4000 лет сохраняющая прекрасные средневековые здания и соборы, скрытые за крепостными стенами.

image
Ворота Мдины

А еще в первой серии «Игры престолов» можно было увидеть знаменитую арку, расположенную у берега острова Гоцо (Мальта). К сожалению, в настоящий момент арка обрушилась.


Ирландия

image

Двор и окружение Винтерфелла в реальности выглядят почти так же, как показано в сериале: руины, каменистые россыпи, мостики, гроты, пещеры — все это снимали в Толлиморском лесу и замке Уорд. В лесу нашли щенков лютоволка, в нем же дозорные встретили следы присутствия Белых ходоков.

image
Замок Уорд 18-го века

Неоготический замок Уорд послужил прототипом двора Винтерфелла. Здесь снимали сцену прибытия короля Роберта Баратеона (первый сезон), кровавое возвращение Теона Грейджоя (третий сезон) и прибытие Болтонов (пятый сезон).

image

В шестом сезоне Винтерфелл «переехал» в Манигласс, где возвели новые декорации, в которых начал править Рамси. Со стен, выстроенных в Маниглассе, прыгнули Санса и Теон, чтобы убежать к дозорным; в Манигласс с победой вернулся Джон Сноу с войском одичалых, Мизинцем и подкреплением из долины Аррен.

image

Буковая аллея Дарк Хеджес вблизи замка Грейсхил графства Антрим была высажена в XVIII веке. В «Игре престолов» аллею легко узнать — это Королевский тракт, по которому во втором сезоне маленькая Арья Старк идет вступать в Ночной Дозор, а в пятом — в тенистой аллее прощаются Джейме Ланнистер и Бриенна Тарт.

image
Источник

По долинам живописного графства Антрим Санса Старк и Мизинец направлялись к Орлиному Гнезду, а дракон Дрогон занес туда Дейнерис Таргариен в пятом сезоне.

image

Дотракийским морем стала совсем не южная местность Северной Ирландии под названием Shillanavogy Valley. Отсюда Кхаласар отправлялся в Вейес Дотрак.

image

Пляж Даунхилл — 11 километров природной достопримечательности — стал фундаментом для резиденции Станниса Баратеона. В реальности здесь стоит лишь небольшой храм 1785-го года постройки — все декорации нарисовали на компьютере. Пещеры Кушендан, образовавшиеся более 400 млн лет назад, послужили местом съемок сцен в замке Баратеонов.

image

Замок Шейна, построенный в 1345 году, стал местом съемок королевского турнира в первом сезоне, тюрьмой для Серсеи и последним свободным куском земли для Сансы перед ее замужеством с Рамси Болтоном в пятом сезоне. Спустя пять столетий он полностью выгорел. Восстановить его не представляется возможным, зато руины стали отличной декорацией.

image

Заброшенная каменоломня Магераморн находится вблизи города Ларн. Там возвели декорации Черного замка — оплота дозорных, охраняющих Стену. Там же, благодаря стараниям декораторов, появился лебедочный лифт на Стену и ворота. Саму же громадную Стену нарисовали на компьютере.


Исландия

imageimageimage

В пещерах Хёфдабрекка, на ледниках Свинавелльсъёкюдль и Ватнайёкюдль снимали территорию за Стеной. На лавовых полях Диммуборгер разбил свой лагерь Манс Налетчик, Король за Стеной.


Хорватия

image
Дубровник, Хорватия

Трстено — это небольшая хорватская деревушка, в которой в 1492 году была построена вилла с дендрарием Гучетич-Гоцце. Именно здесь снимали сады Королевской гавани, а также множество сцен с леди Оленной.

image

Большая концентрация важных локаций в одном городе. Этнографический музей Дубровника стал борделем Мизинца, а Иезуитская церковь Св. Игнатия — великой септой Бейлора. Той самой септой, которую уничтожила Серсея в конце 6-го сезона.

image

Под Дубровником находится крепость Ловриенац, ставшая Красным замком.

image

Другой континент сериала — Эссос — снимали на хорватском острове Локрум в Адриатическом море. Некоторые декорации Кварта возвели в городском музее Дубровника.


Вымысел и правда

image
Источник фото

Во всей этой истории есть одно место, где вымысел, реальность и картография подходят друг к другу максимально близко — это Стена, защищающая Семь Королевств от Белых ходоков. Прообразом для Стены послужил вал Адриана — оборонительное укрепление длиной 117 км и высотой 4–6 метров, построенное римлянами при императоре Адриане в 122–126 годах для предотвращения набегов пиктов и бригантов с севера. Вал пересекает северную Англию от Ирландского до Северного морей у границы с Шотландией. Размеры реальной стены не имеют ничего общего со Стеной Мартина, представляющей собой монолитную глыбу льда около двухсот метров в высоту и четырехсот восьмидесяти километров в длину. Здесь нейросеть писателя явно позволила себе накрутить цифры ради зрелищности.

© Geektimes