Маркировка обуви в России: Рынок не готов, но работать придётся
Обязательная маркировка товаров в России набирает обороты: с 1 июля стартует её новый этап, который напрямую затронет всех производителей, дистрибуторов и продавцов обуви. Несмотря на проводимый ещё с прошлого года эксперимент, у участников рынка остаются вопросы к законотворцам. Какие — они рассказали «Пилоту» в статье.
Техническая часть маркировки
Обязательная маркировка обуви начнёт действовать в России с 1 июля 2019 года, а с 1 июня 2018 года по 30 июня 2019 года длится пилотный эксперимент, который поможет властям доработать систему. На настоящий момент, как это часто бывает, требования к ней пока сияют белыми пятнами.
В рамках обязательной маркировки каждая пара обуви, которая поступит в продажу в нашей стране, должна будет иметь цифровой паспорт (код DataMatrix). Он позволит властям и покупателям проследить весь путь конкретного товара: с момента его производства до момента продажи.
Кто участвует в маркировке обуви:
- производители обуви;
- импортёры;
- розничные и оптовые продавцы.
Кто отвечает за организацию маркировки обуви:
Проект курируют и контролируют оператор Центра Развития Перспективных Технологий (ЦРПТ), Министерства финансов, цифрового развития, промышленности и торговли, налоговая, Роспотребнадзор, ФТС и ФСБ.
Что за код DataMatrix:
Код DataMatrix будет размещаться на каждой упаковке обуви. Он состоит из:
- кода идентификации, определяющего позицию товара в системе маркировки едином каталоге товаров (GTIN, который выдаёт компания GS1);
- индивидуального серийного номера и крипто-хвоста, защищающего от подделок. Его генерирует специальный оператор системы, который должен быть установлен для каждого юрлица;
- распознавателя товара — первые 4 символа кода Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза. С его помощью система узнаёт, какой именно товар был промаркирован;
- «электронной подписи», используемой для контроля выбытия товара при продаже с применением онлайн-кассы — на этикетке будет напечатан 31 знак. При проблемах со считыванием на кассе продавец может ввести его вручную.
Как происходит процесс маркировки и отслеживания:
- производитель обуви направляет оператору ЦРПТ запрос о создании идентификатора;
- тот генерирует уникальный криптозащищенный штрихкод и передаёт производителю;
- код DataMatrix наносят на упаковку обуви;
- при импорте товара, его продаже, перемещении и даже списании код DataMatrix сканируют;
- все эти сведения содержатся в информационной базе;
- коды изымаются из неё после того, как обувь изымается из оборота.
Отметим, что каждый DataMatrix уникален и не может повторяться.
Зачем нужна маркировка обуви:
Как указано на сайте системы маркировки «Честный знак», маркировка обуви позволит «эффективно бороться с контрафактом и контрабандой, защищает легальный бизнес и потребителей, а также позволяет государству повысить собираемость налогов».
В новости от 17 января на «Честном знаке» говорится о том, что «было подано более 500 заявок на участие в эксперименте (по маркировке обуви — примечание «Пилота»), в системе уже зарегистрировано более 140 участников оборота и выпущено более 2 млн кодов маркировки. Участники пилотного проекта по обуви проводят настройку программного обеспечения, тестирование, кроме того, производится маркировка товаров, выпущенных как в России, так и вне ЕАЭС».
Пока нет ясности, как будет работать система
Сеть обувных магазинов «Обувь России» вступила в пилотный эксперимент по маркировке ещё в сентябре 2018 года. «Со стороны компании мы готовы к старту тестирования проекта — у нас есть необходимое ПО и оборудование. В теории прописано, как будет осуществляться процедура маркировки, и в целом всё понятно. Однако, что касается внедрения и практической реализации, пока нет ясности, как система в целом будет функционировать. Необходимо сначала всё протестировать, выявить на этом этапе возможные проблемы, скорректировать, а потом уже можно говорить о том, что мы в полной мере готовы к старту маркировки», — рассказала Наталья Паули, руководитель PR-службы ГК «Обувь России».
Говоря про техническую подготовку к обязательной маркировке обуви, в компании уточняют, что «Обуви России» необходимо частично обновить сканеры шрихкодов в тех магазинах, которые уже давно работают, чтобы они считывали не только линейные, но и двумерные коды.
В целом в «Обуви России» позитивно относятся к внедрению маркировки. «Мы полностью поддерживаем инициативу правительства по введению обязательной маркировки на обувном рынке. На нём действительно присутствует контрафакт, особенно это актуально для эконом-сегмента. Маркировка будет способствовать тому, что рынок станет более цивилизованным, а конкуренция — более честной. Кроме того, маркировка послужит определённой гарантией потребителю, что он приобретает товар с прозрачной историей, понятного происхождения и ожидаемого качества», — считает Наталья Паули.
Однако не все ритейлеры настроены так оптимистично. В сети одежды и обуви United Colors of Benetton закон о маркировке вызвал ряд затруднений.
«Главная наша сложность заключается в том, что мы продаём импортную продукцию, которая производится за пределами России. Причём не на каком-то одном предприятии, а в десятках стран. По идее, маркировать товары должны будут производители. Но вот как нам предоставить им эту возможность — оснастить их предприятия оборудованием для маркировки или отправлять на производство уже сформированные коды DataMatrix? Этот вопрос нам необходимо решить», — поделился размышлениями Михаил Медведев, юрист сети магазинов United Colors of Benetton.
Помимо этого, United Colors of Benetton предстоит ещё и обновить парк торгового оборудования, установленного в магазинах. «Скорее всего, мы будем закупать дополнительное оборудование. Говорят, что будут выпущены какие-то специальные онлайн-кассы, которые смогут считывать коды DataMatrix. Возможно, обойдёмся их силами», — предполагает Михаил Медведев.
В целом же, United Colors of Benetton достаточно нейтрально относится к закону об обязательной маркировке товаров. «В нашей сети мы с контрафактом одежды и обуви ни разу не сталкивались. Так что тяжело оценить необходимость обязательной маркировки. Эксперты считают, что этот закон нужен, чтобы увеличить сборы в казну. Если смотреть на вопрос с такой точки зрения, то механизм, конечно, будет работать хорошо. Однако цели, которые сейчас озвучивают, не соответствуют целям, для которых эта система вводится», — резюмировал Михаил Медведев.
То, что ритейлеры ещё не готовы к введению обязательной маркировки обуви, понимают и представители власти. «В рабочую группу по маркировке обуви входят все ключевые российские производители, и сейчас на них отрабатывается система. По импорту, конечно, пока есть вопросы. Но по произведённой в России продукции всё понятно. С нами сотрудничают «Обувь России», «Парижская коммуна», «Эконика» — они все участники пилотного проекта. И у них вопросов нет. ЦРПТ выделил им отдельных менеджеров, которые с ними работают, выезжают к ним на фабрики, устанавливают оборудование. Если же говорить о магазинах обуви, то им предстоит поменять одномерные сканеры в пользу двумерных. Я думаю, что это предстоит сделать 80–90% обувных ритейлеров», — считает Анна Орлова, руководитель рабочей группы по маркировке и прослеживаемости АКОРТ, заместитель председателя проектно-экспертной группы по маркировке товаров при межведомственной отраслевой группе по противодействию незаконному обороту продукции лёгкой промышленности Минпромторга.
Дистрибуторы в цепочке
С импортёрами обуви в Россию действительно пока не всё просто. На территорию нашей страны товар должен поступать уже промаркированным — более того, таковым он должен быть уже к моменту поступления в таможенную службу. Не факт, что небольшие зарубежные производители сразу же технически смогут маркировать товар. Поэтому эта задача пока что ляжет на плечи дистрибуторов.
«Мы являемся перевозчиком обуви для сотен небольших зарубежных производителей. Поскольку аналогов обязательной маркировки товаров там нет, то наши клиенты находятся в замешательстве: они не понимают, что им нужно делать», — рассказал Алексей Чернышёв, коммерческий директор Уполномоченного Экономического Оператора компании AKFA.
По его словам, производители только привыкли к требованиям по регулярному обновлению онлайн-касс, как теперь им нужно модернизировать оборудование и софт, чтобы соответствовать правилам маркировки. «Но это неизбежно. Ведь через несколько лет должна сложиться ситуация: либо ты маркируешь обувь на производстве, либо не поставляешь её в Россию», — отметил Алексей Чернышёв.
Компания AKFA участвует в эксперименте по маркировке обуви, и он показывает, что законодательная инициатива заставит ритейлеров всерьёз задуматься об ИТ. И пока экспертам проблемой видится квалификация ИТ-сотрудников компаний, заявленных в процедуре. Однако её решение у государства есть. Правда, платное. «Для тех, у кого нет собственных ИТ-служб, или тех, кто не смог договориться о маркировке товаров с производителями, ЦРПТ запланировал Центр этикирования и маркирования — компанию, которая за деньги будет маркировать товары. Либо эти услуги будут оказывать компании, подобные AKFA — она уже активно осваивает технологию маркировки», — объяснил Алексей Чернышёв.
Итак, маркировка обуви станет серьёзным испытанием для российских ритейлеров. Мы рекомендуем не откладывать на потом, а заблаговременно озаботиться вопросами соответствия заявленным требованиям, протестировать и наладить необходимые бизнес-процессы и оборудование. В таком случае для вашего магазина маркировка обуви не станет травмирующим шоком.