Маркетплейсы обогнали логистов по доставке в РФ

Онлайн-ритейлеры обеспечили три четверти всех доставок товаров в прошлом году в России. Логистические компании увеличивают количество обработанных заказов, но продолжают терять долю в этом сегменте. По мнению экспертов, это может ударить по качеству услуги для клиентов. 

cb2190b96d105bd18fc7a0af4c5070e7.jpg

Доля доставок собственными службами онлайн-ритейлеров в 2021 году составила 75% против 60% в 2020 году. У логистических компаний доля снизилась с 40% до 25%, хотя в абсолютном выражении количество доставок увеличилось на 14%. Всего в прошлом году покупателям доставили 1,57 млрд посылок. Это на 78% выше, чем в 2020-м.

Таким образом, онлайн-ритейлеры доставили около 1,17 млрд посылок.

Половину от всего объема заказов доставил Wildberries (771 млн посылок, +158%). Затем идет Ozon c 226 млн посылок (рост в три раза). 

У логистических компаний число курьерских доставок клиентам снизилось на 10% год к году, но на 29% выросло количество доставок в пункты вывоза заказов и постаматы.

В Wildberries отметили, что на долю курьерской доставки до двери приходится лишь 2% заказов, остальное забирают из ПВЗ. С 2021 года маркетплейс также развивает партнерскую логистику, например, доставку самозанятыми и малым бизнесом. 

«AliExpress Россия» в прошлом году также запустила собственную логистическую инфраструктуру.

Директор по маркетингу DPD в России Алексей Мерзляков сообщил, что компания в 2021 году доставила на 15% больше посылок для электронной коммерции, чем в предыдущем. Однако в DPD утверждают, что получатели стали намного чаще выбирать курьерскую доставку, чем ПВЗ.

Вице-президент по продажам и маркетингу DHL Express в России Дмитрий Саутенков утверждает, что маркетплейсы создают собственные службы доставки, но также растет рынок независимых интернет-магазинов, которые не продают свои товары на маркетплейсах и используют логистические компании.

В DHL в этом году ожидают ужесточения конкуренции между логистическими игроками по срокам доставки, а в «Почте России» ждут продолжения «битвы за точки контакта» — ПВЗ и постаматы. Яндекс уже объявил, что вложит 270 млн руб. на увеличение рекламы Яндекс.Маркета на ТВ и вывесках рядом с пунктами выдачи заказов. До конца 2022 года компания намерена удвоить количество брендированных точек самовывоза.

Президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов отмечает, что маркетплейсы с собственной доставкой пока не могут угнаться за темпами роста рынка. Однако, по его словам, логистическим компаниям пора всерьез обеспокоиться своим местом на рынке. 

А исполнительный директор «Оборот.ру» Иван Кургузов уверен, что серьезной угрозы логистике пока нет, так как доля таких операторов на протяжении многих лет то возрастала, то снижалась, а ее радикальное сокращение невозможно.

Но Кургузов не исключает, что развитие логистики маркетплейсов, которое завязано на ускорении доставки, приведет к снижению ее качества. «Рынок растет очень быстро, и компании вынуждены набирать все менее квалифицированные кадры, а значит, увеличивается риск потерь и повреждений самих товаров», — пояснил он.

В декабре Ozon запустил аналогичный «Яндекс.Лавке» сервис экспресс-доставки продуктов в Москве. Компания обещает привозить клиентам продукты за 15 минут.

Во второй половине 2021 года маркетплейсы впервые обогнали поисковые системы по количеству запросов пользователей с целью найти и купить разные товары. Большинство клиентов Aliexpress, Ozon, Wildberries и «Яндекс.Маркета» предпочитают сразу заходить на площадки онлайн-ретейлеров через мобильный браузер или приложения, искать там нужный товар, а также читать отзывы других пользователей.

В конце года Ozon и AliExpress задерживали доставку заказов до клиентов, особенно из-за границы и из Сибири. Некоторые из товаров прибыли позже, чем через месяц с недельной задержкой.

© Habrahabr.ru