JavaScript редактор SVG диаграмм который весит в 6,5 раз меньше bootstrap (библиотека с открытым исходным кодом)

Редактор диаграммы рабочего процессаРедактор диаграммы рабочего процесса

Demo | GitHub

Эксперименты с созданием редактора диаграмм на Blazor Webassembly (Blazor WebAssembly: Drag and Drop в SVG, Blazor WebAssembly: соединительные линии в SVG) показали что технология не годится для интенсивных манипуляций с DOM.

То что будут проседания было известно заранее: WebAssembly не имеет доступа к DOM, любые изменения только через вызовы JavaScript. Задержки оказались такими большими, что перетаскивание на мобильном тормозило уже после добавления третьей фигуры.

Отказ от фреймворков (для данной задачи)

Подозрение что Blazor-овский виртуальный DOM не корректно отслеживает изменения (может Blazor пытается обновить больше DOM-объектов чем требуется) не оправдались. Throttling событий и прочие рекомендации Microsoft (ASP.NET Core Blazor performance best practices) — не помогли.

Чтобы просто обновлять один атрибут, нужно учесть так много нюансов:

  • виртуальный DOM, деревья, поддеревья,

  • «петли» изменений (изменения в одном месте приводят к изменениям в другом, изменения там приводят к изменению в первом),

  • особенности передачи параметров в компоненты и отслеживания их изменений, подписки/отписки.

Тривиальная для JavaScript задача, в Blazor сделалась слишком сложной. Фреймворк здесь только мешает. Излишняя сложность проявляется не только в Blazor, но и в других фреймворках. Если еще не видели, посмотрите выступление автора Svelte «Rich Harris — Rethinking reactivity». В видео есть пример с тормозами React приложения: там DOM перестраивается на лету при вводе в текстовое поле. Здесь DOM перестраивается на лету при движении мышки (перетаскивании фигуры).

Сделанный за 20 минут на vanilla-JavaScript прототип не показывал признаков замедления при 1000 фигур.

После нескольких лет использования Angular-а, делать что-то на vanilla-JavaScript казалось регрессом. Ладно еще вручную читать HTML атрибуты и вешать обработчики. А как без компонентов, без IoC, без шаблонов? Самое главное — без «реактивности»? Однако ломка прошла достаточно быстро. Оказалось за границами фреймворков есть жизнь, и в чем то более полноценная.

Отказ от TypeScript (от компилятора TypeScript)

Проверка типов, intellisense и прочий tooling — вот за что любят TypeScript. В TypeScript есть интерфейсы, литеральные типы и даже генерики. TypeScript так затягивает, что легко забыть что TypeScript — это же только механизм описания типов для JavaScript. Да это написано на главной странице typescriptlang.org: «TypeScript is JavaScript with syntax for types.»

Все те же возможности (проверки типов, intellisense и проч.) дает JSDoc.
Пример «типизации» с помощью JSDoc:

/**
 * @param {SVGGraphicsElement} svgEl
 * @param {number} transform
 * @param {SVGSVGElement=} svg pass if svgEl not yet in DOM
 * @returns {SVGTransform}
 */
function ensureTransform(svgEl, transform, svg) {
    ...
    return ...;
}

Можно даже описывать типы на TypeScript и использовать их в js-файлах:

// ts-файл
interface IDiagram {
    on(evtType: DiagramEventType, listener: EventListenerOrEventListenerObject): this;
    shapeAdd(param: PresenterShapeAppendParam): IDiagramShape;
    shapeDel(shape: IDiagramShape): void;
    shapeConnect(param: DiagramShapeConnectParam): void;
}

// js-файл - Diagram реализует IDiagram
/** @implements {IDiagram} */
export class Diagram {
    …
}

При этом будут работать и «find all references» и переименование и проверка что объект реализует интерфейс (по крайней мере в Visual Studio Code все заработало из коробки).

Плюсы отказа от компилятора TypeScript:

  • код JS именно такой, какой вы написали,

  • ускоряет разработку — не нужно ждать компиляции,

  • не нужны map-файлы, легче отлаживать.

JSDoc не так лаконичен как TypeScript, синтаксис на любителя, хуже поддержка IDE.
Удобным оказался смешанный подход:

DgrmJS

В итоге получилась vanilla-JavaScript библиотека DgrmJS.
DgrmJS — это библиотека для создания редакторов диаграмм рабочих процессов.

Особенности библиотеки:

  • поддержка пк и мобильных,

  • нет зависимостей,

  • малый вес,

  • фигуры создаются декларативно.

Основная идея:

  • Использовать стандартные объекты и возможности SVG для декларативного создания фигур, которые будут использоваться на диаграмме.
    Чтобы создать фигуру — в стандартную разметку SVG нужно добавить специальные data-атрибуты. Таким образом, любые svg изображения можно использовать в качестве фигур диаграммы.

  • DgrmJS отправляет события, такие как «фигура выбрана» или «фигура соединяется с другой фигурой» и другие.
    Можно использовать эти события для реализации собственной логики, например: сделать JSON-описание рабочего процесса, запретить соединение фигур и т.п.

Пример декларативного описания шаблона фигуры «circle»:


    
    
 
    
    
    
 
    
    
    

На рисунке ниже показаны две фигуры (два круга), созданные по шаблону «circle». По клику на фигуре — отображаются выходные коннекторы, откуда можно вытащить соединительную линию. При наведении конца соединительной линии на фигуру — отображаются входные коннекторы.

Процесс соединения фигурПроцесс соединения фигур

Код добавления фигуры в диаграмму:

import { svgDiagramCreate } from './diagram/svg-presenter/svg-diagram-fuctory.js';

const diagram = svgDiagramCreate(document.getElementById('diagram'));

diagram.shapeAdd({
    templateKey: 'circle',
    position: { x: 120, y: 120 }
});

Больше примеров на GitHub.

Заключение

Статья не призывает отказываться от фреймворков или TypeScript. Долгое следование одним и тем же парадигмам, подходам, фреймворкам в итоге может «зашорить», сузить охват зрения. Часто мы даже не делаем выбор — попробуйте найти вакансию Blazor WebAssembly или Svelte, выбирать можно только между React и Angular (еще Vue).

Хорошо что есть возможность экспериментировать. Вынырнуть из пузыря «реактивного подхода» было интересно.

DgrmJS весит в 6.5 раз меньше BootstrapDgrmJS весит в 6.5 раз меньше Bootstrap

© Habrahabr.ru