Легендарные акустические системы: QUAD 11L — лучшие «полочники» двухтысячных
Так сложилось, что в серии о легендарных усилителях и АС я, как правило, рассматриваю винтажные системы, с их не слишком примечательными для современного уровня характеристиками. На этот раз захотелось рассказать о том, что сравнительно недавно, уже в 21-м веке. При этом, важно, чтобы технологии в этом устройстве были использованы не только для уменьшения себестоимости и срока службы изделия, но и для улучшения значимых параметров.
К несчастью, за последние 25–30 лет таких акустических систем было создано не так много. Однако они были, и многие выпускаются по сей день. Сегодня речь пойдёт о QUAD 11L, которая неоднократно признавалась лучшей по версии ряда уважаемых изданий об аудиотехнике. В частности whathifi.com называл эту модель лучшей целых два года подряд (в 2002-м и 2003-м).
Интересно, что маститые аудиофильские обзорщики начали дружно ругать эту систему за якобы «невыразительное», «излишне ровное» и «чрезмерно нейтральное» звучание — это ещё больше меня заинтересовало и спровоцировало написать именно об этих «полочниках». Для меня такая характеристика — синоним высокой верности воспроизведения, когда АС практически не привносит слышимых изменений в воспроизводимый звук. Забегая вперед, отмечу, что, по моему мнению, — это лучшая АС в ценовом сегменте до 60 000 рублей, способная в равной степени эффективно выполнять функцию студийных мониторов и домашней стереопары.
Не случайный продукт
QUAD 11L не случайно заняла особое место среди полочных акустических систем начала 21-го столетия. Дело в том, что систему разрабатывал главный инженер компании Питер Компью, который в тот момент хотел выжать максимум из концепции сравнительно бюджетной массовой полочной АС с практически аудиофильскими характеристиками.
Результат, полагаю, был ожидаемым. Для максимального упрощения электрической конструкции и снижения вероятности проблем с фильтрами, а также во многом под влиянием сформировавшегося к началу нулевых тренда, за основу решили взять двухполосный вариант.
Разработка велась в течение двух лет с 2000 по 2002-й год. Компания и её главный инженер стремились вложить в устройство максимум перспективных идей, инноваций, современных материалов. Совершенно ожидаемо модель стала долгожителем и выпускается по сей день.
Конструкция и особенности
СЧ/НЧ-секцию оснастили конусным кевларовым пятидюймовым драйвером, который по задумке создателей должен был обеспечить высокое звуковое давление с минимумом искажений при сравнительно небольшом диаметре. Для ВЧ спектра был использован традиционный шелковый купольный твитер.
Учитывая заложенную в основу разработки концепцию, возникла необходимость в создании предельно точной панорамы и минимально возможного при такой стоимости уровня искажений. Путём надежного демпфирования и рассеивания внутри корпуса, а также расчета частоты сразу 2-х фазоинверторов, предусмотренных конструкцией АС, удалось реализовать качественное воспроизведение НЧ и свести к минимуму паразитные резонансы.
Частотно-тембральная согласованность и сравнительно ровная АЧХ были получены благодаря грамотному комбинированию излучателей и установке ВЧ-модуля со специальным звуководом.
Модификация QUAD 11L 2 в разрезе
Ради т.н. «ровного» звука пришлось слегка пожертвовать сверхглубоким низом, НЧ порог начинается с 48 Гц, что не является лучшим показателем среди аналогов и несколько ограничивает жанровую универсальность. Также система обладает сравнительно небольшой чувствительностью.
Технические характеристики
Полноценное представление о любой акустической системе невозможно без анализа значимых для звука технических параметров:
- Минимальная рекомендуемая мощность составляет 30 Вт, если усилитель не будет обеспечивать этого уровня, возможен рост искажений.
- Максимальная мощность (RMS) — 150 Вт (номинальная мощность 85 Вт), что при чувствительности 87 дБ/Вт/м для полочной системы очень серьёзно и достаточно для обеспечения референсной громкости на площади до 60 квадратных метров.
- Частотный диапазон от 48 до 22 000 Гц (верхняя граница выходит за пределы восприятия) с неравномерностью АЧХ ± 3дБ.
- Сопротивление: 6 Ом.
- Клеммы — Bi-amping/bi-wiring.
- Частота разделения кроссовера: 2200 Гц.
- THD практически во всём диапазоне воспроизводимых частот при максимальном уровне громкости не превышает 0,5% (выше только на участке 100–150 Гц и на крошечном участке в районе 480 Гц), что не только соответствует нормам стандарта HI-FI, но и позволяет использовать АС в качестве студийного монитора.
Тестовые измерения АЧХ и THD QUAD 11L — красная линия.
Не редко слабым местом относительно бюджетных АС является фильтр. В данном случае распространённые недоработки были учтены, как на уровне схемотехники, так и на уровне элементной базы.
Субъективные впечатления
Для меня при прослушивании этой системы было важно оценить и особенности, которые проблематично выявить при помощи технических тестов. Например, точность расположения кажущихся источников звука в панораме и наличие существенных для восприятия интермодуляционных искажений при воспроизведении сложного музыкального сигнала.
По моему мнению, идеальным для такого субъективного тестирования является Реквием В.А. Моцарта. В нем присутствует симфонический оркестр, что позволяет определить четкость расположения большого количества КИЗ и смешанный хор с большим количеством женской дискант составляющей, что дает возможность выявить интермодуляции.
После прослушивания, могу заключить, что в отношении точного панорамирования, достаточно больших размеров «сцены» с каноническим расположением КИЗ, аудиопресса не лгала — всё действительно там, где должно быть — никакого «размазывания» и смещения источников нету.
Если придираться, то без незначительного влияния интермодуляций не обошлось, некоторую нечеткость и замыленность в сложных моментах хорового исполнения, сильно напрягаясь, можно было различить. При этом нужно отметить, что в таком количестве IMD могут присутствовать и в АС со стоимостью на порядок выше, чем у QUAD 11L.
Итог
Перед тем как написать пост, старался долго понять, какая из современных АС достойна первого упоминания в этом цикле. Могу с уверенностью сказать, что по совокупности характеристик, объективных параметров и моих субъективных впечатлений, лучшей такой акустикой (с ценой до $1000) является QUAD 11L.
Эта акустика пережила уже достаточно много переизданий, в числе прочих премиум версии в шпонированном, лакированном корпусе и модификации оснащённые усилением.
Помимо прочего, лично меня, QUAD подкупает ещё и тем, что эта компания одна из немногих снабжает документацию подробными техническими описаниями и результатами тестовых измерений своей продукции.
Джинса
В нашем каталоге представлены акустические системы и усилители, созданные компанией QUAD, а также широкий ассортимент аудиокомпонентов высокой верности воспроизведения от других производителей.